Тема 9.: Управление персоналом
Подготовила
преподаватель
О.Ю.Игнатенко
Управление персоналом организации – это комплексное , целенаправленное воздействие на коллективы и отдельных работников, согласующее, объединяющее совместный созидательный труд работников для достижения целей организации. Цель управления персоналом - принятие на работу в организацию компетентных и заинтересованных сотрудников, их эффективное использование, совершенствование их профессиональной подготовки. Люди –это основной ресурс, от которого в решающей степени зависит достижение успеха
Направления работы с персоналом: - оценка потребностей предприятия в кадрах и определение критериев их отбора; -подбор персонала и прием его на работу; обучение кадров; -организацию эффективной работы персонала; -оценку результатов его работы
Критерии подбора персонала
Отбор кандидатур происходит обычно в несколько этапов
3-й этап
2-й этап
1-й этап
ЭТАЛОН
ПЕРВЫЙ ЭТАП ОТБОРА – выявление претендентов путем анализа их документов
Резюме
Анкета
Телефонные звонки
ВТОРОЙ ЭТАП ОТБОРА – собеседование, тестирование
Индивидуальное интервью
Групповое интервью
Тест
Практическое задание
ТРЕТИЙ ЭТАП ОТБОРА- собеседование с будущим руководителем
Углубленное интервью
Собеседование с вышестоящим руководителем
Индивидуальное практическое задание
Деловая игра
Потребность в обучении кадров позволяет решить следующие задачи: -персонал узнает больше о своей фирме и вырабатывает чувство принадлежности в ней; -сотрудники фирмы узнают о новых разработках и появлении новых видов техники; -повышается чувство удовлетворенности своей работой, люди чувствуют что их ценят; - в сочетании с эффективным стимулированием обучение поможет получить максимальную отдачу от персонала.
Обучение можно проводить различными методами: - на рабочем месте; -консультации, инструктаж на рабочем месте; -курсы обучения в течение какого-то времени; -курсы с отрывом от производства. Основные формы обучения на рабочем месте – инструктаж, наставничество, ротация
В целях организации эффективной работы очень важно формировать коллектив путем создания дееспособных групп – команд. Команда – это группа людей, имеющих общие цели, взаимодополняющие навыки и умения, высокий уровень взаимозависимости и разделяющих ответственность за достижение конечных результатов.
Факторы, влияющие на эффективность работы группы : 1.Размер – от 3 до 15 человек; 2.Состав –люди с непохожими чертами характера, разного пола и возраста; 3.Групповые нормы – нормы, принятые группой, определяют, какое поведение и какая работа ожидается от членов группы; 4.Сплоченность – тяготение членов группы друг к другу и к группе в целом; 5.Творческое отношение к делу – различия во мнениях повышают уровень эффективности работы, т.е. предпочтительно творческое обсуждение разных точек зрения; 6.Статус членов группы – имеющие высокий статус члены группы не доминируют; 7.Роли членов группы – члены группы способствуют достижению целей и сплочению коллектива
Работа команды зависит от следующих условий :
1.Все члены команды должны четко представлять себе и разделять цели совместной работы.
2.В команде профессиональные навыки каждого известны остальным и функции четко распределены.
3.Организационное строение команды соответствует решаемой задаче.
4.В команде задумываются над методами работы и пытаются их совершенствовать.
5.В команде развита самодисциплина, позволяющая хорошо использовать время и ресурсы.
6.Коллектив команды имеет достаточно возможностей, чтобы собраться и обсудить любые вопросы.
7.Команда поддерживает своих членов и создает между ними тесные взаимосвязи.
8.Отношения в команде открытые, и она готова встретить любые трудности и преграды на пути эффективной работы.
Управление персоналом – это все практические мероприятия, с помощью которых руководитель побуждает своих подчиненных к действию в целях достижения результатов.
Оценка результатов работы сотрудников обычно проводится по итогам работы за прошедший год. Она осуществляется непосредственно руководителем в процессе индивидуального общения с каждым работником. При оценке результатов работы необходимо: -проанализировать показатели работы за последний год; -подчеркнуто и похвалить за сильные стороны и успехи в работе; -выявить и разобраться вместе с ним в его слабых сторонах; -определить задачи на будущее, которые могут включать обучение и повышение квалификации; -дать сотруднику возможность высказаться по результатам оценки; -выслушать замечания сотрудника относительно условий работы, обсудить любые жалобы или вопросы дисциплины.
Оценка результатов работы персонала служить трем целям: Административная оценка – повышение по службе, понижение, перевод, прекращение трудового договора. Информационная оценка - нужна, чтобы информировать людей об уровне их профессиональной деятельности. Мотивационная оценка – важное средство мотивации поведения людей, руководство может выразить благодарность, повысить заработную плату или должность