СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова»

Михаил Юрьевич Лермонтов  2(14) октября 1814 – 15(27) июля 1841 «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого». Ираклий Андроников «Любили мы его все. У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый, придирчивый характер. Ну, так это неправда; знать только нужно было, с какой стороны подойти… Пошлости, к которой он был необыкновенно чуток, в людях не терпел, но с людьми простыми и искренними и сам был прост и ласков». Николай Раевский

Михаил Юрьевич Лермонтов 2(14) октября 1814 – 15(27) июля 1841

«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

Ираклий Андроников

«Любили мы его все. У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый, придирчивый характер. Ну, так это неправда; знать только нужно было, с какой стороны подойти… Пошлости, к которой он был необыкновенно чуток, в людях не терпел, но с людьми простыми и искренними и сам был прост и ласков».

Николай Раевский

Раннее детство По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел; Он душу младую в объятиях нёс Для мира печали и слёз; И звук его песни в душе молодой Остался – без слов, но живой. М. Лермонтов. Ангел. 1831г. «Октября 2-го в доме господина покойного Генерал-майора Кавалера Федора Николаевича Толя у живущего капитана Юрия Петровича Лермонтова родился сын Михаил…крещен того же октября 11-го дня, …восприемницею была вдовствующая госпожа гвардии поручица Елизавета Алексеевна Арсеньева», - так записано в метрических книгах церкви Трех Святителей в Москве у Красный ворот (1814 год).

Раннее детство

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

Он душу младую в объятиях нёс

Для мира печали и слёз;

И звук его песни в душе молодой

Остался – без слов, но живой.

М. Лермонтов.

Ангел. 1831г.

«Октября 2-го в доме господина покойного Генерал-майора Кавалера Федора Николаевича Толя у живущего капитана Юрия Петровича Лермонтова родился сын Михаил…крещен того же октября 11-го дня, …восприемницею была вдовствующая госпожа гвардии поручица Елизавета Алексеевна Арсеньева», - так записано в метрических книгах церкви Трех Святителей в Москве у Красный ворот (1814 год).

Тарханы  Я сын страданья. Мой отец Не знал покоя по конец. В слезах угасла мать моя: От них остался только я… Из стихотворения «Пусть я кого-нибудь люблю». 1831 год М. Ю. Лермонтов ребёнком.  Михаил Лермонтов почти не помнил своей матери: Мария Михайловна Лермонтова умерла в 1817 году в возрасте двадцати одного года от чахотки. «Распря» между отцом и бабушкой кончилась тем, что Юрий Петрович навсегда уступил право воспитания сына бабушке.  Детские годы поэт провёл в имении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой в Тарханах (Пензенская губерния).

Тарханы

Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя по конец.

В слезах угасла мать моя:

От них остался только я…

Из стихотворения

«Пусть я кого-нибудь люблю».

1831 год

М. Ю. Лермонтов ребёнком.

Михаил Лермонтов почти не помнил своей матери: Мария Михайловна Лермонтова умерла в 1817 году в возрасте двадцати одного года от чахотки. «Распря» между отцом и бабушкой кончилась тем, что Юрий Петрович навсегда уступил право воспитания сына бабушке.

Детские годы поэт провёл в имении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой в Тарханах (Пензенская губерния).

Имение Е. А. Арсеньевой в Тарханах.  Елизавета Алексеевна горячо любила внука, окружила мальчика вниманием и заботой, оказавшись хорошей воспитательницей.  «Он один свет очей моих, все мое блаженство в нем», - писала она в 1836 году.  М. Н. Лонгинов, родственник Арсеньевой, оставил в своих воспоминаниях ее портрет: «Она была женщина чрезвычайно замечательная по уму и любезности… Не знаю почти никого, кто бы пользовался таким общим уважением и любовью, как Елизавета Алексеевна». Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта.

Имение Е. А. Арсеньевой в Тарханах.

Елизавета Алексеевна горячо любила внука, окружила мальчика вниманием и заботой, оказавшись хорошей воспитательницей.

«Он один свет очей моих, все мое блаженство в нем», - писала она в 1836 году.

М. Н. Лонгинов, родственник Арсеньевой, оставил в своих воспоминаниях ее портрет: «Она была женщина чрезвычайно замечательная по уму и любезности… Не знаю почти никого, кто бы пользовался таким общим уважением и любовью, как Елизавета Алексеевна».

Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта.

“ Воспоминание о Кавказе ”  Картина М.Ю. Лермонтова. Масло. 1838.

“ Воспоминание о Кавказе ”

Картина М.Ю. Лермонтова. Масло. 1838.

Рисунок М.Ю. Лермонтова на рукописи стихотворения «Стансы». 1830.

Рисунок М.Ю. Лермонтова на рукописи стихотворения «Стансы». 1830.

«Парус» Акварель М.Ю. Лермонтова. 1828 – 1832.

«Парус»

Акварель М.Ю. Лермонтова. 1828 – 1832.

Неизвестный молодой человек в синем (С.А. Раевский?) Акварель М.Ю. Лермонтова. 1836 – 1837. М. Ю. Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837 - 1838

Неизвестный молодой человек в синем (С.А. Раевский?)

Акварель М.Ю. Лермонтова. 1836 – 1837.

М. Ю. Лермонтов.

Автопортрет. Акварель. 1837 - 1838

 Весной 1830 года Миша Лермонтов с бабушкой поселяются в Москве, в доме №2 по Малой Молчановке. Здесь же, почти напротив, находилась усадьба дворян Лопухиных. Миша и Алексей Лопухин подружились. У Алексея было две сестры – Мария и Варвара. В Вареньку Лопухину студент Лермонтов страстно влюбился.  Аким Шан-Гирей вспоминал: «Будучи студентом, он был страстно влюблен.. В молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В. А. Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная… Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно… и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей».  «Она была прекра с на, как мечтанье; продолговатый овал лица, тонкие черты, большие задумчивые глаза и высокое, ясное чело навсегда оставались для Лермонтова прототипом женской красоты. Над бровью была небольшая родинка». (П. А. Висковатов).

Весной 1830 года Миша Лермонтов с бабушкой поселяются в Москве, в доме №2 по Малой Молчановке. Здесь же, почти напротив, находилась усадьба дворян Лопухиных. Миша и Алексей Лопухин подружились. У Алексея было две сестры – Мария и Варвара. В Вареньку Лопухину студент Лермонтов страстно влюбился.

Аким Шан-Гирей вспоминал: «Будучи студентом, он был страстно влюблен.. В молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В. А. Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная… Чувство к ней

Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно… и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей».

«Она была прекра с на, как мечтанье; продолговатый овал лица, тонкие черты, большие задумчивые глаза и высокое, ясное чело навсегда оставались для Лермонтова прототипом женской красоты. Над бровью была небольшая родинка».

(П. А. Висковатов).

Варвара Александровна Лопухина   Она не гордой красотой Прельщает юношей живых,  Она не водит за собою Толпу вздыхателей немых. И стан её не стан богини, И грудь волною не встаёт, И в ней никто своей святыни, Припав к земле, не признаёт. Однако все её движенья, Улыбки, речи и черты Так полны жизни, вдохновенья, Так полны чудной простоты. Но голос душу проникает, Как вспоминанье лучших дней, И сердце любит и страдает, Почти стыдясь любви своей. М. Лермонтов. «Она не гордой красотою…»

Варвара Александровна Лопухина

Она не гордой красотой

Прельщает юношей живых,

Она не водит за собою

Толпу вздыхателей немых.

И стан её не стан богини,

И грудь волною не встаёт,

И в ней никто своей святыни,

Припав к земле, не признаёт.

Однако все её движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной простоты.

Но голос душу проникает,

Как вспоминанье лучших дней,

И сердце любит и страдает,

Почти стыдясь любви своей.

М. Лермонтов.

«Она не гордой красотою…»

Стихотворение  «На смерть поэта» (1837)  «Навряд ли когда-нибудь еще в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление» . В. В. Стасов «Погиб Поэт! – невольник чести – Пал. Оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!..»

Стихотворение «На смерть поэта» (1837)

«Навряд ли когда-нибудь еще в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление» .

В. В. Стасов

«Погиб Поэт! – невольник чести –

Пал. Оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..»

Вечером 27 января 1837 года по Петербургу разнеслась весть, что Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом и смертельно ранен. Лермонтов написал стихи, которые мгновенно распространились по всему Петербургу и потрясли общество. Последняя шестнадцатистрочная строфа этого стихотворения, написанная двумя-тремя днями позже, после услышанных Лермонтовым суждений о правоте бедного рыцаря Дантеса, убившего Пушкина («пустое сердце бьется ровно, в руке не дрогнул пистолет»), звучала страстным обвинением палачам «Свободы, Гения и Славы»: А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда – всё молчи!.. Но есть и Божий суд, наперсники разврата, Есть грозный Судия: он ждет; Он недоступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегните к злословью: Оно вам не поможет вновь. И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!

В придворных кругах стихотворение было расценено как «бесстыдное вольнодумство, более чем преступное. 18 февраля Лермонтов был арестован, а уже 25-го стало известно решение Николая I перевести Лермонтова на Кавказ, под чеченские пули, в Нижегородский драгунский полк.

«Люблю отчизну я…» РОДИНА Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Не полный гордого доверия покой, Ни тёмной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Но я люблю – за что, не знаю сам – Её степей холодное молчанье, Её лесов безбрежное колыханье, Разливы рек её, подобные морям; Просёлочным путём люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вдыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень; Люблю дымок спалённой жнивы, В тени ночующий обоз И на холме средь жёлтой нивы Чету белеющих берёз. С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно. Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков.  Четырежды на протяжении стихотворения Лермонтов говорит о странности, необычности своей любви к России. Ни военные успехи русского оружия, ни темной старины заветные преданья» не вызывают еще любви к Родине.

«Люблю отчизну я…»

РОДИНА

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Не полный гордого доверия покой,

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю – за что, не знаю сам –

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежное колыханье,

Разливы рек её, подобные морям;

Просёлочным путём люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вдыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спалённой жнивы,

В тени ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно.

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Четырежды на протяжении стихотворения Лермонтов говорит о странности, необычности своей любви к России. Ни военные успехи русского оружия, ни темной старины заветные преданья» не вызывают еще любви к Родине.

Мотив одиночества в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова Никто не дорожит мной на земле; И сам себе я в тягость, как другим. Тоска блуждает на моём челе, Я холоден и горд, и даже злым в толпе  кажусь…  (М.Ю.Лермонтов)

Мотив одиночества в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Никто не дорожит мной на земле;

И сам себе я в тягость, как другим.

Тоска блуждает на моём челе,

Я холоден и горд, и даже злым в толпе

кажусь…

(М.Ю.Лермонтов)

«Герой нашего времени»  (1837 – 1840)  «Новым, прекрасным подарком русской литературе» назвали роман «Герой нашего времени» современники М. Ю. Лермонтова.  В романе все было необычно: и название, и композиция, и острый психологизм.  Смысл и цель романа объяснил сам автор:  «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. …Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. … Будет и того, что болезнь указана, а как её извлечь – это уж Бог знает!»    «Если б жив был Лермонтов, то не нужны были бы ни я, ни Достоевский». Л. Н. Толстой

«Герой нашего времени» (1837 – 1840)

«Новым, прекрасным подарком русской литературе» назвали роман «Герой нашего времени» современники М. Ю. Лермонтова.

В романе все было необычно: и название, и композиция, и острый психологизм.

Смысл и цель романа объяснил сам автор:

«Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. …Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков.

Будет и того, что болезнь указана, а как её извлечь – это уж Бог знает!»

«Если б жив был Лермонтов, то не нужны были бы ни я, ни Достоевский».

Л. Н. Толстой

«Маскарад»  Реалистическая драма в стихах «Маскарад» (1835-1836) стала вершиной драматургии Лермонтова. Это драма о трагедии возомнившего себя вершителем судеб «байронического» героя Арбенина, отравившего свою жену по нелепому подозрению в измене. За грехи молодости Арбенин сам наказан судьбой. В драме важную роль играют образы-символы маскарада и карточной игры. Лермонтов своим произведением продолжил тему маскарада и карточной игрой, характерную для русской литературы XIX века.

«Маскарад»

Реалистическая драма в стихах «Маскарад» (1835-1836) стала вершиной драматургии Лермонтова. Это драма о трагедии возомнившего себя вершителем судеб «байронического» героя Арбенина, отравившего свою жену по нелепому подозрению в измене. За грехи молодости Арбенин сам наказан судьбой. В драме важную роль играют образы-символы маскарада и карточной игры. Лермонтов своим произведением продолжил тему маскарада и карточной игрой, характерную для русской литературы XIX века.

Дуэль и смерть  Михаила Юрьевича Лермонтова «В нашу поэзию стреляют удачнее, чем в Лудвига Филиппа. Второй раз не дают промаха!» П. Вяземский «Тенгинского пехотного полка поручик Михаил Юрьев Лермонтов 27 лет убит на дуэли 15 июля 1841 года». Обстоятельства дуэли Михаила Лермонтова и Николая Мартынова неясны и по сей день. Ничтожность повода к дуэли – ироничное замечание Лермонтова по поводу кинжала Мартынова - удивляла современников. Достоверно известно, что Михаил Лермонтов стрелять в Мартынова отказался: об этом знали секунданты Глебов и Васильчиков. Четыре года назад Лермонтов написал о погибшем Пушкине: «Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок!» Теперь, в 1841 году, Аполлон Майков с горечью повторил: «И он угас! И он в земле сырой! Давно ль его приветствовали плески? … И он угас, и он утих, Как недосказанный, великий, дивный стих!..»

Дуэль и смерть Михаила Юрьевича Лермонтова

«В нашу поэзию стреляют удачнее, чем в Лудвига Филиппа. Второй раз не дают промаха!»

П. Вяземский

«Тенгинского пехотного полка поручик Михаил Юрьев Лермонтов 27 лет убит на дуэли 15 июля 1841 года».

Обстоятельства дуэли Михаила Лермонтова и Николая Мартынова неясны и по сей день. Ничтожность повода к дуэли – ироничное замечание Лермонтова по поводу кинжала Мартынова - удивляла современников.

Достоверно известно, что Михаил Лермонтов стрелять в Мартынова отказался: об этом знали секунданты Глебов и Васильчиков.

Четыре года назад Лермонтов написал о погибшем Пушкине:

«Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок!»

Теперь, в 1841 году, Аполлон Майков с горечью повторил:

«И он угас! И он в земле сырой!

Давно ль его приветствовали плески?

И он угас, и он утих,

Как недосказанный, великий, дивный стих!..»

 Викторина по биографии и творчеству   Михаила Юрьевича Лермонтова   1. Основной мотив творчества М. Ю. Лермонтов а?  2. Где проходило детство М. Ю. Лермонтова?  3. Чем увлекался молодой М. Ю. Лермонтов?  4.  Кто был кумиром молодого М. Ю. Лермонтова?  5. Назовите причину первой ссылки М. Ю. Лермонтова на Кавказ .  6.  Какое стихотворение прославило М. Ю. Лермонтова в 1837 году?  7. Назовите произведения, ставшие вершиной творчества М. Ю. Лермонтова .  8. Назовите причину дуэли, на которой был убит М. Ю. Лермонтов.

Викторина по биографии и творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова 1. Основной мотив творчества М. Ю. Лермонтов а? 2. Где проходило детство М. Ю. Лермонтова? 3. Чем увлекался молодой М. Ю. Лермонтов? 4. Кто был кумиром молодого М. Ю. Лермонтова? 5. Назовите причину первой ссылки М. Ю. Лермонтова на Кавказ . 6. Какое стихотворение прославило М. Ю. Лермонтова в 1837 году? 7. Назовите произведения, ставшие вершиной творчества М. Ю. Лермонтова . 8. Назовите причину дуэли, на которой был убит М. Ю. Лермонтов.

Из каких произведений эти строки?    1. С отрадой, многим незнакомой,  Я вижу полное гумно,  Избу, покрытую соломой,  С резными ставнями окно…   2. Браслет мой – князь нашел,- потом  Каким-нибудь клеветником  Ты был обманут.  3. Увы, - он счастия не ищет,  И не от счастия бежит! ..   4. Угас, как светоч, дивный гений,   Увял, торжественный венок .. .   5. Одинок я – нет отрады:  Стены голые кругом…   6. Уж не жду от жизни ничего я,  И не жаль мне прошлого ничуть.. .   «Парус». «На смерть поэта». «Родина». «Узник». «Выхожу один я на дорогу». «Маскарад».

Из каких произведений эти строки?

1. С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно… 2. Браслет мой – князь нашел,- потом

Каким-нибудь клеветником

Ты был обманут.

3. Увы, - он счастия не ищет, И не от счастия бежит! .. 4. Угас, как светоч, дивный гений, Увял, торжественный венок .. . 5. Одинок я – нет отрады: Стены голые кругом… 6. Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть.. .

  • «Парус».
  • «На смерть поэта».
  • «Родина».
  • «Узник».
  • «Выхожу один я на дорогу».
  • «Маскарад».
Продолжите строчки стихотворений: Белеет парус одинокий… Скажи-ка, дядя, ведь недаром… Погиб поэт!-… Ночевала тучка золотая… Выхожу один я… Увы, он счастия… И скучно и грустно,… Тогда смиряется души моей тревога… Не будь на то Господня воля… Товарищ, верь, взойдет она…

Продолжите строчки стихотворений:

  • Белеет парус одинокий…
  • Скажи-ка, дядя, ведь недаром…
  • Погиб поэт!-…
  • Ночевала тучка золотая…
  • Выхожу один я…
  • Увы, он счастия…
  • И скучно и грустно,…
  • Тогда смиряется души моей тревога…
  • Не будь на то Господня воля…
  • Товарищ, верь, взойдет она…