О сетинский народный орнамент является одним из богатейших и древнейших памятников народного искусства. Многогранный и красочный орнамент осетинского народа развивался тысячелетиями и использовался для украшения предметов домашнего обихода, оружия, одежды, архитектурных сооружений, надгробных памятников.
Мотивами для орнаментальных . композиций служили образы древнейших верований. Например, роговидный орнамент имел культовое значение, а бронзовые бараньи головки носились в качестве амулета. Изображение головы барана встречается и на кинжалах, топорах, фибулах, поясных пряжках и других предметах.
Орнамент на металле
Орнамент на камне
Образцы орнамента на материи и дереве
Дверные и оконные карнизы
Аксессуары на пояс
Шитьем из золотых и серебряных ниток отделывались настенные украшения: карманчики для часов, карманчики для гребешков, карманчики для писем , обрамления для фотографий, маленькие коврики, подвесные или настенные подушечки для иголок .
Настенные кармашки
Салфетки – выполнены учащимися
Кружка «Декоративно прикладное искусство».
Обязательным дополнением к женскому национальному костюму являлась шапочка. Она вырезалась из картона, кожи-сафьяна и покрывалась материей, с тонкой прослойкой ваты или шерсти, а затем уже обтягивалась бархатом различных цветов или плотным цветным шелком. После этого к ней прикреплялись детали орнамента из золотых и серебряных ниток, и, наконец, она обшивалась галунами. Орнамент при этом мог быть звериный, линейный или раститёльный. Характерными являются шапочки работы золотошвеи Андиевой Фатимы Ассаевны, украшенные змеями. На шапочках обычно изображали безвредных змей, которые считались символом обилия в хозяйстве и мудрости ведения его. Интересны и шапочки, украшенные изображением божества брака ,,къǽсǽры дзуар», в которое веровали осетины в древности. Божество это изображалось в виде сросшихся человеческих голов или в виде двух сросшихся крылатых оленей или коней.
Своеобразными являются также и шапочки невест, украшенные хороводом птиц, чаще всего голубей.
Орнамент в одежде
Орнамент в одежде
В древности женский костюм во многом напоминал мужской костюм. Женщины так же, как и мужчины, носили бешмет (куырǽт), плотно облегающий стан. Поверх бешмета надевалось платье, которое имело форму современного свадебного платья (разкъǽртткъаба), но гораздо короче. Крючки-нагрудники первоначально пришивались к бортам бешмета с двух сторон и служили застежками. С потерей своего первоначального назначения крючки, а также бешмет, стали применяться лишь как украшение женского праздничного костюма. Под бешмет одевалась длинная юбка из более легкого шелка и более нежных тонов, чем бешмет и платье. Перед юбки орнаментировался легкими узорами из блестков и бисера. Платье, надевавшееся поверх бешмета, спереди имело разрез сверху донизу. Женский бешмет, как таковой; до наших дней не дошел, сохранилась только его верхняя часть в виде лифа, к которому стали пришивать крючки; передние же полы бешмета постепенно превратились в разрезанный спереди фартучек, КОТОРЫЙ подвязывается ПОД платье. За этим фартучком сохранилось название короткий бешмет” (цыбыр куырǽт). Он обычно орнаментируется очень богато, так как выступает из-под платья, в особенности во время танца. Шьется он из шелка или бархата. Платья шились из бархата и шелка, реже из шерсти и украшались различными узорами из золотых и серебряных ниток, а также галунами.
Орнамент в одежде
Женская обувь (дзабыртǽ) шилась из сафьяна и украшалась тесьмой из золотых и серебряных ниток или канителью (хǽрдгǽбыд нывǽфтгыд).
Очень сложны, разнообразны и интересны орнаментальные формы и мотивы, которые можно наблюдать на надгробных памятниках. Мелкие и крупные узоры резьбы тщательно и любовно исполняются мастерами-камнерезами. В свой орнамент они вплетают целые эпизоды из жизни народа, ритуальные сцены, изображения зверей. птиц, домашних животных, солярные знаки и т. д., переплетающиеся с линейно-геометрическим и особенно растительным орнаментом. Предки осетин верили в загробную жизнь. По их представлениям, умершие продолжали жить в другом, потустороннем мире. Поэтому семья покойного старалась как можно богаче справить похоронные обряды, часто доводившие семью до разорения, полагая, что соответственно в лучших условиях будет находиться покойник и в загробном мире. Покойников как мужчин, так.и женщин одевали во все новое и в любимые ими при жизни одеяния. Вместе с ними закапывались и лучшие их вещи, различные украшения и ценности. Мужчине посвящали коня, на котором он ездил при жизни и на котором он якобы должен был совершить путешествие в загробный мир. Коня после посвящения убивали и закапывали рядом с покойником, сбрую клали вместе с покойником.
Надгробный орнамент