Урок по геометрии «Теорема Фалеса»
Цели урока:
1. представление о теореме Фалеса, средней линии треугольника, о признаке и свойстве средней линии треугольника;
2. организовать деятельность, направленную на усвоение теорем, выражающих признак и свойство средней линии треугольника и применение их при решении задач;
3. создать условия для развития логического мышления, умения вести доказательства, речи учащихся, содействовать формированию аккуратности в записи и оформлении решений.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Форма урока: лекционно – практическая.
Оборудование: плакаты с чертежами к теоремам и задачам, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Проверка домашнего задания
Ш. Фронтальный опрос учащихся Актуализация опорных знаний
Повторить свойства и признаки параллелограмма
Какие отрезки называются равными?
2. Какие прямые называются параллельными? На рис. 1 покажите параллельные прямые
Какие углы называются вертикальными, внутренними накрест лежащими? Покажите их на рис.2
Сформулируйте теорему о свойстве параллельных прямых, пересечённых третьей прямой.
Сформулируйте признаки равенства треугольников. По каким признакам равны треугольники на рис 3?
IV. Определение совместной цели деятельности. темы урока.
- В VI веке до н. э. древнегреческий ученый Фалес Милетский установил зависимость между отрезками, отсекаемыми параллельными прямыми на сторонах угла. В современной математике это утверждение носит название теоремы Фалеса.
Сегодня мы изучим теорему Фалеса и применим ее при доказательстве свойства средней линии треугольника Презентация слайды 1-8
V. Изучение нового материала.
1. Разобрать подробно формулировку теоремы Фалеса, выделить условие, заключение теоремы, записать кратко условие, построить чертеж.
2. Разобрать доказательство теоремы Фалеса устно; учащиеся составляют план доказательства(слайд 9)
3. Показать применение теоремы при делении отрезка на n равных частей.
4. Ввести понятие средней линии треугольника.
5. Доказать признак и свойство средней линии треугольника.
VI. Физкультминутка
На таблице изображены различные фигуры. Выявить среди них:
параллелограмм; 2) прямоугольник; 3) квадрат; 4) ромб. Учитель показывает на любую фигуру. Если «да», то хлопок ладошами над головой. Если «нет», то быстро наклоны вправо-влево. Презентация Слайд 14
VП. Закрепление изученного материала.
1. Решить устно задачи по готовым чертежам (чертежи на индивидуальных карточках) и слайд 15.
2. Прочитать по учебнику формулировки теоремы Фалеса, признака и свойства средней линии треугольника для запоминания.
VШ. Домашнее задание
Задача: Разделить отрезок длиной 5 см. на 7 равных частей. Выучить теорему Фалеса.IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.
1. Что нового узнали на уроке?
2. Чему научились?