СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по алгебре и началам анализа 11 класс на тему: " Применение производной в различных областях науки"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по алгебре и началам анализа 11 класс на тему: " Применение производной в различных областях науки"»

 «Применение производной в различных областях науки»     Омарова Заира Насруллаевна  МКОУ «СОШ№11» г.Избербаш РД

«Применение производной в различных областях науки» Омарова Заира Насруллаевна МКОУ «СОШ№11» г.Избербаш РД

Цели урока :   Добиться усвоения учащимися систематических, осознанных сведений о понятии производной, её геометрическом и физическом смысле. Показать межпредметную связь на примере математического моделирования.  Показать применение производной при решении жизненно важных задач.

Цели урока :

  • Добиться усвоения учащимися систематических, осознанных сведений о понятии производной, её геометрическом и физическом смысле.
  • Показать межпредметную связь на примере математического моделирования.
  • Показать применение производной при решении жизненно важных задач.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС    Действительно ли это так?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Действительно ли это так?

Что необходимо знать для нахождения производной? Правила дифференцирования и таблицу производных.   Вспомни!   Функция Производная kx+m Функция Производная c,c - cons t   1 ctg x  - sin x 2x k* f (x)  f '(x)+ g '(x)  sin x f (x)* g (x)

Что необходимо знать для нахождения производной? Правила дифференцирования и таблицу производных.  Вспомни!

Функция

Производная

kx+m

Функция Производная

c,c - cons t

1

ctg x

- sin x

2x

k* f (x)

f '(x)+ g '(x)

sin x

f (x)* g (x)

А Повторение 4 tg A-? Tg A=7/4 В С 7 А tg В -? Tg B=4/7 Вычислите tgα, если α = 135°, 120°, 150°. В С 3  =-  3  =-  3/3  =-1

А

Повторение

4

tg A-?

Tg A=7/4

В

С

7

А

tg В -?

Tg B=4/7

Вычислите tgα, если

α = 135°, 120°, 150°.

В

С

3

=- 3

=- 3/3

=-1

Повторение Угловой коэффициент прямой. Прямая проходит через начало координат и точку Р(3; -1). Чему равен ее угловой коэффициент?  y=kx+b y=kx

Повторение

Угловой коэффициент прямой.

Прямая проходит через начало

координат и точку Р(3; -1). Чему

равен ее угловой коэффициент?

y=kx+b

y=kx

Найдите угловые коэффициенты прямых: Повторение k=0,5 1 k=3 2 k=0 3 k=-1 4

Найдите угловые коэффициенты прямых:

Повторение

k=0,5

1

k=3

2

k=0

3

k=-1

4

б) В чем заключается геометрический смысл производной?

б) В чем заключается геометрический смысл производной?

Найти угловой коэффициент нормали    к графику у=3х ² в точке с абсциссой х=-1.

Найти угловой коэффициент нормали к графику у=3х ² в точке с абсциссой х=-1.

в) В чем заключается механический (физический) смысл производной?

в) В чем заключается механический (физический) смысл производной?

 Подведем итоги: Каков физический смысл производной перемещения?  Можно ли найти производную скорости?  Используется ли эта величина в физике Как она называется? Мгновенная скорость равна нулю. Что можно сказать о движении тела в этот момент? Каков физический смысл следующих высказываний: производная движения равна нулю в точке х; при переходе через точку х производная меняет знак ?

Подведем итоги:

  • Каков физический смысл производной перемещения?
  • Можно ли найти производную скорости? Используется ли эта величина в физике Как она называется?
  • Мгновенная скорость равна нулю. Что можно сказать о движении тела в этот момент?
  • Каков физический смысл следующих высказываний: производная движения равна нулю в точке х; при переходе через точку х производная меняет знак ?
Внимание!  Пришло время поработать!

Внимание! Пришло время поработать!

 Задание 1.  Заполните таблицу №1:

Задание 1. Заполните таблицу №1:

 Задание 1.  Заполни таблицу №2:

Задание 1. Заполни таблицу №2:

 ПРОЕКТЫ УЧАЩИХСЯ.

ПРОЕКТЫ УЧАЩИХСЯ.

1-я группа  «Исторические сведения»

1-я группа «Исторические сведения»

1. История возникновения производной функции Раздел математики, в котором изучаются производные и их применение к исследованию функций, называется дифференциальным исчислением . Приращения вида Δf , представляющие собой разности, играют заметную роль при работе с производными. Естественно поэтому появление латинского корня differentia (разность) в названии calculis  differentialis нового исчисления, которое переводится как исчисление разностей; это название появилось уже в конце 17в., т.е. при рождении нового метода. Термин « производная » является буквальным переводом на русский французского слова deriveе , которое ввёл в 1797г. Ж.Лагранж , он же ввёл современные обозначения у' , f'. Такое название отражает смысл понятия: функция f'(x) происходит из f(x), является производным от f(x). И.Ньютон называл производную функцию флюксией , а саму функцию – флюентой . Г.Лейбниц говорил о дифференциальном отношении и ввёл обозначение производной df/dx . Слово «э кстремум » происходит от латинского extremum (крайний). Maximum переводится как наибольший, а minimum – наименьший.

1. История возникновения производной функции

Раздел математики, в котором изучаются производные и их применение к исследованию функций, называется дифференциальным исчислением . Приращения вида Δf , представляющие собой разности, играют заметную роль при работе с производными. Естественно поэтому появление латинского корня differentia (разность) в названии calculis differentialis нового исчисления, которое переводится как исчисление разностей; это название появилось уже в конце 17в., т.е. при рождении нового метода.

Термин « производная » является буквальным переводом на русский французского слова deriveе , которое ввёл в 1797г. Ж.Лагранж , он же ввёл современные обозначения у' , f'. Такое название отражает смысл понятия: функция f'(x) происходит из f(x), является производным от f(x). И.Ньютон называл производную функцию флюксией , а саму функцию – флюентой . Г.Лейбниц говорил о дифференциальном отношении и ввёл обозначение производной df/dx .

Слово «э кстремум » происходит от латинского extremum (крайний). Maximum переводится как наибольший, а minimum – наименьший.

Жозеф Луи Лагранж « – величественная пирамида математических наук» Наполеон I Бонапарт  Рано изучил сочинения Евклида и Архимеда, Галлея (друга Ньютона).  В 16 лет стал преподавать математику в Артиллерийском училище в Турине.  В 19 лет стал профессором математических наук.  В 23 года стал академиком и иностранным членом Берлинской академии наук.  Автор трудов по вариационному исчислению, математическому анализу, теории чисел, алгебре, дифференциальным уравнениям.  Его работы по математике, астрономии и механике составляют 14 томов .  Император Франции сделал учёного сенатором, графом империи и командором ордена Почетного легиона. 1736 - 1813 Выдающийся французский математик, ввел термин « ПРОИЗВОДНАЯ » и её современное обозначение.

Жозеф Луи Лагранж

« – величественная пирамида математических наук»

Наполеон I Бонапарт

  • Рано изучил сочинения Евклида и Архимеда, Галлея (друга Ньютона).
  • В 16 лет стал преподавать математику в Артиллерийском училище в Турине.
  • В 19 лет стал профессором математических наук.
  • В 23 года стал академиком и иностранным членом Берлинской академии наук.
  • Автор трудов по вариационному исчислению, математическому анализу, теории чисел, алгебре, дифференциальным уравнениям.
  • Его работы по математике, астрономии и механике составляют 14 томов .
  • Император Франции сделал учёного сенатором, графом империи и командором ордена Почетного легиона.

1736 - 1813

Выдающийся французский математик, ввел термин « ПРОИЗВОДНАЯ » и её современное обозначение.

II группа - «Применение физического смысла производной при решении физических задач».

II группа - «Применение физического смысла производной при решении физических задач».

3. Физический (механический)  смысл производной  Исаак Ньютон Это кто?  «Когда величина является максимальной или минимальной, в этот момент она не течет ни вперед, ни назад»

3. Физический (механический) смысл производной

Исаак Ньютон

Это кто?

«Когда величина является максимальной или минимальной, в этот момент она не течет ни вперед, ни назад»

} 3. Физический (механический)  смысл производной  0 s S(t) за время t a(t) V’(t) S’(t) V(t) = = S(t) -  перемещение точки за время t V(t) –  скорость  точки в момент  t a(t) –  ускорение  точки в момент  t

}

3. Физический (механический) смысл производной

0

s

S(t) за время t

a(t)

V’(t)

S’(t)

V(t)

=

=

S(t) - перемещение точки за время t

V(t) скорость точки в момент t

a(t) ускорение точки в момент t

3. Физический (механический) смысл производной  Пример: Материальная точка движется по закону (м). Найти В какой момент времени (с) скорость точки будет равна 12,8 м/c ? S’(t) Найти V(t) = Решение: t = 2,2 (с).

3. Физический (механический) смысл производной

Пример: Материальная точка движется по закону

(м).

Найти

В какой момент времени (с) скорость точки будет равна 12,8 м/c ?

S’(t)

Найти

V(t)

=

Решение:

t = 2,2 (с).

3. Физический (механический)  смысл производной  Пример: Точка движется прямолинейно по закону S(t) = 2 t ³ - 3 t. Вычислите скорость движения точки: а) в момент времени t ; б) в момент времени t=2с . Решение:  а) б) Ответ:  V(t)=6t 2 -3; V(2)=21 м/с

3. Физический (механический) смысл производной

Пример: Точка движется прямолинейно по закону

S(t) = 2 t ³ - 3 t. Вычислите скорость движения точки:

а) в момент времени t ;

б) в момент времени t=2с .

Решение:

а)

б)

Ответ: V(t)=6t 2 -3; V(2)=21 м/с

3. Физический (механический) смысл производной  Пример: Тело, подброшенное вверх движется по закону s ( t ) = 4+ 8 t – 5 t 2 . Найдите: 1) скорость тела в начальный момент времени; 2) наибольшую высоту подъёма тела. РЕШЕНИЕ: 1) v ( t ) = s’ ( t ) = 8 – 10 t - скорость тела; 2) t = 0, v (0) = s’ (0) = 8 м/с – скорость тела в начальный момент времени  3) s (0,8)= 4+ 8·0,8 – 5· 0,64 =7,2 м – максимальная высота броска тела. подсказка Ответ: 8 м/с ; 7,2 м.

3. Физический (механический) смысл производной

Пример: Тело, подброшенное вверх движется по закону s ( t ) = 4+ 8 t – 5 t 2 . Найдите:

1) скорость тела в начальный момент времени;

2) наибольшую высоту подъёма тела.

РЕШЕНИЕ:

1) v ( t ) = s’ ( t ) = 8 – 10 t - скорость тела;

2) t = 0, v (0) = s’ (0) = 8 м/с – скорость тела в начальный момент времени

3) s (0,8)= 4+ 8·0,8 – 5· 0,64 =7,2 м – максимальная высота броска тела.

подсказка

Ответ: 8 м/с ; 7,2 м.

 В наших домах, на транспорте, на заводах : всюду работает электрический ток. Под электрическим током понимают направленное движение свободных электрически заряженных частиц. Количественной характеристикой электрического тока является сила тока. В цепи электрического тока электрический заряд меняется с течением времени по закону q=q (t). Сила тока I есть производная заряда q по времени.   =q’(t)

В наших домах, на транспорте, на заводах : всюду работает электрический ток.

Под электрическим током понимают направленное движение свободных электрически заряженных частиц.

Количественной характеристикой электрического тока является сила тока.

В цепи электрического тока электрический заряд меняется с течением времени по закону q=q (t). Сила тока I есть производная заряда q по времени.

=q’(t)

30. При какой скорости расход горючего будет наименьший? Решение: Исследуем расход горючего с помощью производной: f '(х)=0,0034х-0,18. Тогда f'(х)=0 при х≈53. Определим знак второй производной в критической точке: f''(х)=0,00340, следовательно, расход горючего при скорости 53 км/ч будет наименьшим. f(53)≈5,43 л. " width="640"

Задача

Расход горючего легкового автомобиля (литр на 100 км) в зависимости от скорости х км/ч при движении на четвертой передаче приблизительно описывается функцией

f(x)=0,0017х 2 -0,18х+10,2; х30. При какой скорости расход горючего будет наименьший?

Решение:

Исследуем расход горючего с помощью производной:

f '(х)=0,0034х-0,18.

Тогда f'(х)=0 при х≈53.

Определим знак второй производной в критической точке: f''(х)=0,00340, следовательно, расход горючего при скорости 53 км/ч будет наименьшим. f(53)≈5,43 л.

Связь производной с биохимией Реакция организма на введенное лекарство может выражаться в повышении кровяного давления, уменьшения температуры тела, изменении пульса или других физиологических показателей. Степень реакции зависит от назначенного лекарства, его дозы. Предположим, что Х обозначает дозу назначенного лекарства, тогда У - функция степени реакции выражается формулой y = x²(a - x), где а – биомасса. При каком значении X реакция максимальна? Решение: 0Тогда Это тот уровень дозы, который даёт максимальную реакцию. 32

Связь производной с биохимией

Реакция организма на введенное лекарство может выражаться в повышении кровяного давления, уменьшения температуры тела, изменении пульса или других физиологических показателей. Степень реакции зависит от назначенного лекарства, его дозы. Предположим, что Х обозначает дозу назначенного лекарства, тогда У - функция степени реакции выражается формулой y = x²(a - x), где а – биомасса. При каком значении X реакция максимальна?

Решение: 0

Тогда

Это тот уровень дозы,

который даёт

максимальную реакцию.

32

ПРОИЗВОДНАЯ В БИОЛОГИИ

ПРОИЗВОДНАЯ

В БИОЛОГИИ

Понятие на языке биологии Обозначение Численность в момент времени t Понятие на языке математики N = N (t) Интервал времени Функция ∆ t = t 2 – t 1 Изменение численности популяции Скорость изменения численности популяции ∆ N = N(t 2 ) – N(t 1 ) Приращение аргумента Приращение функции ∆ N/∆t Относительная скорость роста в данный момент t Отношение приращения функции к приращению аргумента  Lim ∆N/∆t Производная  t 0 v(t) = N′ (t)

Понятие на языке биологии

Обозначение

Численность в момент времени t

Понятие на языке математики

N = N (t)

Интервал времени

Функция

∆ t = t 2 – t 1

Изменение численности популяции

Скорость изменения численности популяции

∆ N = N(t 2 ) – N(t 1 )

Приращение аргумента

Приращение функции

∆ N/∆t

Относительная скорость роста в данный момент t

Отношение приращения функции к приращению аргумента

Lim ∆N/∆t

Производная

t 0

v(t) = N′ (t)

Задача Рассчитайте на основании имеющихся данных, как будет меняться плотность популяции синиц через год и 2 года, если плотность синиц составляет 260 особей/га. За период размножения из одной кладки яиц в среднем выживает 3 птенца. В популяции равное число самцов и самок. Смертность синиц постоянна, в среднем за год погибает 27особей. Найти скорость роста численности популяции в год.

Задача

Рассчитайте на основании имеющихся данных, как будет меняться плотность популяции синиц через год и 2 года, если плотность синиц составляет 260 особей/га. За период размножения из одной кладки яиц в среднем выживает 3 птенца.

В популяции равное число самцов и самок. Смертность синиц постоянна, в среднем за год погибает 27особей. Найти скорость роста численности популяции в год.

Вспомогательные формулы и определения для решения задачи Популяция – это совокупность особей данного вида, занимающих определённый участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций, а также является элементарной единицей эволюции. Эффективная численность популяции  –  это совокупность особей, которые участвуют в воспроизведении потомства.( Ne) Плотность популяции – это численность популяции на единицу площади. Формула Ферсхюльца: N 1 = (Ne - К смерт )( К рожд + N 0 ) Скорость численности популяции : v(t)=N’(t)

Вспомогательные формулы и определения для решения задачи

Популяция это совокупность особей данного вида, занимающих определённый участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций, а также является элементарной единицей эволюции.

Эффективная численность популяции это совокупность особей, которые участвуют в воспроизведении потомства.( Ne)

Плотность популяцииэто численность популяции на единицу площади.

Формула Ферсхюльца: N 1 = (Ne - К смерт )( К рожд + N 0 )

Скорость численности популяции : v(t)=N’(t)

 Решение: По условию плотность популяции N 0 = 260 особей/га. В популяции равное число самцов и самок, а значит эффективная численность популяции равна 100.  Nе= 100% , тогда Nе= 1  Коэффициент смертности К смерт = 27% = 0,27 За год 130 пар дает 390 птенцов, т.е. (260/2)*3 =390 Формула N 1 = (Nе- К смерт )( К рожд + N 0 ) =  = (1-0.27)(390+260)= 474 особей всего за 1-ый год N 1

Решение: По условию плотность популяции N 0 = 260 особей/га. В популяции равное число самцов и самок, а значит эффективная численность популяции равна 100.

Nе= 100% , тогда Nе= 1

Коэффициент смертности К смерт = 27% = 0,27

За год 130 пар дает 390 птенцов, т.е. (260/2)*3 =390

Формула N 1 = (Nе- К смерт )( К рожд + N 0 ) =

= (1-0.27)(390+260)= 474 особей всего за 1-ый год N 1

Относительный прирост численности популяции ∆N= 474/260= 1,82 раза  Тогда численность популяции будет определяться функцией : N= 260* 1,82 t  где t=1,2,….  Найдем тогда скорость роста численности популяции:   v(t)= N’(t) = (260*1.82 t )’ = 260* (1.82 t )’ =  =260*1.82 t * ln 1.82 (особей/ год)   N(1) = 260*1.82 1 = 260*1.82= 474 особи  N(2)= 260*1.82 2 = 260*3.3124= 861 особь.  Ответ: 260*1.82 t * ln 1.82 особей/ год

Относительный прирост численности популяции ∆N= 474/260= 1,82 раза

Тогда численность популяции будет определяться функцией : N= 260* 1,82 t где t=1,2,….

Найдем тогда скорость роста численности популяции:

  v(t)= N’(t) = (260*1.82 t )’ = 260* (1.82 t )’ =

=260*1.82 t * ln 1.82 (особей/ год)

  N(1) = 260*1.82 1 = 260*1.82= 474 особи

N(2)= 260*1.82 2 = 260*3.3124= 861 особь.

Ответ: 260*1.82 t * ln 1.82 особей/ год

Производная в химии.

Производная в химии.

 Например, инженерам-технологам при определении эффективности химических производств, химикам, разрабатывающим препараты для медицины и сельского хозяйства, а также врачам и агрономам, использующим эти препараты для лечения людей и для внесения их в почву. Одни реакции проходят практически мгновенно, другие идут очень медленно. Поэтому в реальной жизни для решения производственных задач в медицинской, сельскохозяйственной и химической промышленности просто необходимо знать скорости реакций химических веществ.

Например, инженерам-технологам при определении эффективности химических производств, химикам, разрабатывающим препараты для медицины и сельского хозяйства, а также врачам и агрономам, использующим эти препараты для лечения людей и для внесения их в почву. Одни реакции проходят практически мгновенно, другие идут очень медленно. Поэтому в реальной жизни для решения производственных задач в медицинской, сельскохозяйственной и химической промышленности просто необходимо знать скорости реакций химических веществ.

Математическая модель производной в химии Понятие на языке химии Обозначение Количество в-ва в момент времени t Понятие на языке математики p = p(t) Интервал времени Функция ∆ t = t 2 – t 1 Изменение количества в-ва ∆ p= p(t 2 ) – p(t 1 ) Средняя скорость химической реакции Приращение аргумента Приращение функции ∆ p/∆t Отношение приращения функции к приращению аргумента V (t) = p ‘(t)

Математическая модель производной в химии

Понятие на языке химии

Обозначение

Количество в-ва в момент времени t

Понятие на языке математики

p = p(t)

Интервал времени

Функция

t = t 2 – t 1

Изменение количества в-ва

p= p(t 2 ) – p(t 1 )

Средняя скорость химической реакции

Приращение аргумента

Приращение функции

p/∆t

Отношение приращения функции к приращению аргумента

V (t) = p ‘(t)

Как используют производную в химии? Производную в химии используют для определения очень важной вещи – скорости химической реакции, одного из решающих факторов, который нужно учитывать во многих областях научно-производственной деятельности .

Как используют производную в химии?

Производную в химии используют для определения очень важной вещи – скорости химической реакции, одного из решающих факторов, который нужно учитывать во многих областях

научно-производственной деятельности .

 Определение Скоростью химической реакции в химии называется изменение концентрации реагирующих веществ в единицу времени или производная  от концентрации реагирующих веществ по времени (на языке математике концентрация была бы функцией, а время – аргументом)

Определение

Скоростью химической реакции в химии называется изменение концентрации реагирующих веществ в единицу времени или

производная от концентрации реагирующих веществ по времени (на языке математике концентрация была бы функцией, а время – аргументом)

Формула производной в химии  Если P(t) – закон изменения количества вещества, вступившего в химическую реакцию, то скорость v(t) химической реакции в момент времени t равна производной:    V (t) = p ‘(t)

Формула производной в химии

Если P(t) – закон изменения количества вещества, вступившего в химическую реакцию, то скорость v(t) химической реакции в момент времени t равна производной:

V (t) = p ‘(t)

Пример задачи по химии:  Пусть количество вещества, вступившего в химическую реакцию задается зависимостью: р(t) = t 2 /2 + 3t –3 (моль)  Найти скорость химической реакции через 3 секунды.

Пример задачи по химии:

Пусть количество вещества, вступившего в химическую реакцию задается зависимостью:

р(t) = t 2 /2 + 3t –3 (моль)

Найти скорость химической реакции через 3 секунды.

Решение: р(t) = t 2 /2 + 3t –3 (моль) 1. Найдем производную функции:  Р’(t) = t +3 2. Подставим значение t = 3 сек:  P’(3) = 3 + 3 = 6 (моль/сек )  Ответ: 6 моль/сек

Решение:

р(t) = t 2 /2 + 3t –3 (моль)

1. Найдем производную функции:

Р’(t) = t +3

2. Подставим значение t = 3 сек:

P’(3) = 3 + 3 = 6 (моль/сек )

Ответ: 6 моль/сек

Заключение Понятие производной очень важно в химии при определении скорости течения реакции.

Заключение

Понятие производной очень важно в химии при определении скорости течения реакции.

   Экономический смысл производной.

Экономический смысл производной.

Математическая модель производной в экономике Понятие на языке экономики Обозначение Количество произведенной продукции в момент времени t Понятие на языке математики v = v(t) Интервал времени Функция ∆ t = t 2 – t 1 Изменение количества произведенной продукции ∆ v= v(t 2 ) – v(t 1 ) Средняя производительность труда Приращение аргумента Приращение функции ∆ v/∆t Отношение приращения функции к приращению аргумента Производительность труда P(t) = v‘(t)

Математическая модель производной в экономике

Понятие на языке экономики

Обозначение

Количество произведенной продукции в момент времени t

Понятие на языке математики

v = v(t)

Интервал времени

Функция

t = t 2 – t 1

Изменение количества произведенной продукции

v= v(t 2 ) – v(t 1 )

Средняя производительность труда

Приращение аргумента

Приращение функции

v/∆t

Отношение приращения функции к приращению аргумента

Производительность труда P(t) = v‘(t)

Объем продукции цеха в течение рабочего дня представляет функцию    – рабочее время в часах.   Вычислить максимальную производительность труда в течение рабочего дня.

Объем продукции цеха в течение рабочего дня представляет функцию рабочее время в часах. Вычислить максимальную производительность труда в течение рабочего дня.

Вопрос: почему после третьего часа работы мы наблюдаем спад производительности труда?  Ответ: упадок сил, плохо проветрено помещение, возможно бригада рабочих использует ручной труд.

Вопрос: почему после третьего часа работы мы наблюдаем спад производительности труда?

Ответ: упадок сил, плохо проветрено помещение, возможно бригада рабочих использует ручной труд.

Вывод:  Экономическое приложение производной помогает как экономистам и бизнесменам, так и обычным гражданам в распоряжении бюджетом.

Вывод: Экономическое приложение производной помогает как экономистам и бизнесменам, так и обычным гражданам в распоряжении бюджетом.

Выберете смайлик, соответствующий вашему настроению и состоянию после проведенного урока тревожно, не уверен в себе спокойно, у меня все получится безразлично, что будет, то и будет

Выберете смайлик, соответствующий вашему настроению и состоянию после проведенного урока

тревожно, не уверен в себе

спокойно, у меня все получится

безразлично, что будет, то и будет

При создании данной презентации были использованы слайды презентаций, созданные учитель математики МОУ «Курлекская СОШ» Томского района Томской области Логунова Людмила Васильевна , 2006 год учитель математики высшей категории МОУ «СОШ №1», г. Магнитогорска, Пупкова Татьяна Владимировна 10 класс «А» ГБОУ СОШ №717, учитель: Чернецова Карина Игоревна Ковальчук Лариса Ивановна , учитель математики МОУ СОШ № 288 ЗАТО г.Заозёрск Мурманской области 10 класс «А» ГБОУ СОШ №717 Дацык О.Н ., учитель математики, МОУ «Гимназия», г. Костомукша, Республика Карелия Амбарцумян Ануш, Дешевых Андрей, Рындин Вячеслав, Макаровская Ирина, Леликова Евгения, Морохов Александр. Задания для устного счета Чудаева Елена Владимировна, учитель математики, г. Инсар, Республика Мордовия     и материалы с сайта

При создании данной презентации были использованы слайды презентаций, созданные

  • учитель математики МОУ «Курлекская СОШ» Томского района Томской области
  • Логунова Людмила Васильевна , 2006 год
  • учитель математики высшей категории МОУ «СОШ №1», г. Магнитогорска, Пупкова Татьяна Владимировна 10 класс «А» ГБОУ СОШ №717, учитель: Чернецова Карина Игоревна
  • Ковальчук Лариса Ивановна , учитель математики МОУ СОШ № 288 ЗАТО г.Заозёрск Мурманской области
  • 10 класс «А» ГБОУ СОШ №717
  • Дацык О.Н ., учитель математики, МОУ «Гимназия», г. Костомукша, Республика Карелия
  • Амбарцумян Ануш, Дешевых Андрей, Рындин Вячеслав, Макаровская Ирина, Леликова Евгения, Морохов Александр. Задания для устного счета
  • Чудаева Елена Владимировна, учитель математики, г. Инсар, Республика Мордовия

и материалы с сайта

  Домашнее задание. 1. Решить самостоятельно задачи.  а) Смесь состоит из углерода (С) и алюминия (Al). Требуется найти концентрацию углерода (С), при которой содержащаяся в смеси карбида алюминия реагирует с наибольшей скоростью. б) Первоначальная численность популяции состоит из 3000 особей. Найти максимальный размер этой популяции, если ее численность р(t) возрастает по закону  , где t выражается в часах. 2. Шкиль Н. И. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа (базовый и углублённый уровень). 10-11 кл.- К.: Зодиак-ЭКО, 2014.  §15, п. 15.1-15.3

Домашнее задание.

1. Решить самостоятельно задачи.

а) Смесь состоит из углерода (С) и алюминия (Al). Требуется найти концентрацию углерода (С), при которой содержащаяся в смеси карбида алюминия реагирует с наибольшей скоростью. б) Первоначальная численность популяции состоит из 3000 особей. Найти максимальный размер этой популяции, если ее численность р(t) возрастает по закону

, где t выражается в часах.

2. Шкиль Н. И. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа (базовый и углублённый уровень). 10-11 кл.- К.: Зодиак-ЭКО, 2014.

§15, п. 15.1-15.3

ИНСТРУКЦИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ Группа «Биологи-исследователи»   Цель : познакомиться с особенностями исследования численности популяции, его спада или роста, и выявления причин того или иного процесса; для этого выполнить задания, записать ход решения, сделать выводы.   Ход работы:   Задание №1.    В среду вносят популяцию из 1000 бактерий. Численность (p) популяции  возрастает по закону p(t)= 1000 + , где t выражается в часах. Найти максимальный размер этой популяции и проанализировать результат.   Задание №2. Рассчитайте на основании имеющихся данных, как будет меняться плотность популяции мушек дрозофил через год и 2 года, если плотность популяции составляет 256000 особей/га. За период размножения из одной кладки яиц в среднем выживает 22 особи. В популяции равное число самцов и самок. Смертность дрозофил постоянна, в среднем за год погибает 36% особей. Найти скорость роста численности популяции в год. Полученные данные проанализировать.

ИНСТРУКЦИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Группа «Биологи-исследователи»

 

Цель : познакомиться с особенностями исследования численности популяции, его спада или роста, и выявления причин того или иного процесса; для этого выполнить задания, записать ход решения, сделать выводы.

  Ход работы:

  Задание №1.

  В среду вносят популяцию из 1000 бактерий. Численность (p) популяции

возрастает по закону p(t)= 1000 + , где t выражается в часах.

Найти максимальный размер этой популяции и проанализировать

результат.

  Задание №2.

Рассчитайте на основании имеющихся данных, как будет меняться

плотность популяции мушек дрозофил через год и 2 года, если

плотность популяции составляет 256000 особей/га. За период

размножения из одной кладки яиц в среднем выживает 22 особи. В

популяции равное число самцов и самок. Смертность дрозофил постоянна,

в среднем за год погибает 36% особей. Найти скорость роста численности

популяции в год. Полученные данные проанализировать.

Группа «Физики-исследователи»  Цель : познакомиться со cвязью производной функции в физике, определить насколько это важно для задач практического характера; для этого выполнить задания, записать ход решения, сделать выводы. Ход работы: Задание №1.   Заряд, протекающий через проводник, меняется по закону q=sin 3 (2t-10). Найти силу тока в момент t=50 сек.   Задание №2.   Тело массой m 0 движется прямолинейно по закону s(t)= αt 2 +βt+ γ, где α, β, γ – постоянные. Доказать, что сила, действующая на тело, постоянна .      

Группа «Физики-исследователи»

Цель : познакомиться со cвязью производной функции в физике, определить насколько это важно для задач практического характера; для этого выполнить задания, записать ход решения, сделать выводы.

Ход работы:

Задание №1.

  Заряд, протекающий через проводник, меняется по

закону q=sin 3 (2t-10). Найти силу тока в момент t=50 сек.

 

Задание №2.

 

Тело массой m 0 движется прямолинейно по закону

s(t)= αt 2 +βt+ γ, где α, β, γ – постоянные. Доказать, что

сила, действующая на тело, постоянна .

 

 

 

Группа «Химики-исследователи» Цель : познакомиться со связью производной функции с химией; для этого выполнить задания, записать ход решения, сделать выводы.   Ход работы: Задание №1.  Смесь состоит из серы(S) и кислорода(O 2 ). Требуется найти концентрацию кислорода(O 2 ), при которой сера(S) реагирует с наибольшей скоростью.   Задание №2.  При какой концентрации азота(N 2 ) и водорода(H 2 ) реакция будет достигать наивысшей скорости, если в результате их взаимодействия образуется аммиак(NH 3 ).  

Группа «Химики-исследователи»

Цель : познакомиться со связью производной функции с химией; для этого выполнить задания, записать ход решения, сделать выводы.  

Ход работы:

Задание №1.

Смесь состоит из серы(S) и кислорода(O 2 ). Требуется найти

концентрацию кислорода(O 2 ), при которой сера(S) реагирует с

наибольшей скоростью.

 

Задание №2.

При какой концентрации азота(N 2 ) и водорода(H 2 ) реакция будет

достигать наивысшей скорости, если в результате их

взаимодействия образуется аммиак(NH 3 ).

 

Группа «Экономисты-исследователи» Цель : познакомиться с особенностями исследования производственной функции , её спада или роста, и выявления причин того или иного процесса; для этого выполнить задания, записать ход решения, сделать выводы.   Ход работы: Задача №1 Цементный завод производит X тонн цемента в день. По договору он должен ежедневно поставлять строительной фирме не менее 20 тонн цемента. Производственные мощности завода таковы, что выпуск не может превышать 90 тонн в день. Определить: 1) при каком объёме производства удельные затраты производства будут наибольшими ( наименьшими); 2) выгодно ли строительной фирме быть единственным партнёром завода? Функция суммарных затрат имеет вид: K(x)= - x 3 + 98x 2 + 200x

Группа «Экономисты-исследователи»

Цель : познакомиться с особенностями исследования производственной функции , её спада или роста, и выявления причин того или иного процесса; для этого выполнить задания, записать ход решения, сделать выводы.

  Ход работы:

Задача №1

Цементный завод производит X тонн цемента в день. По договору он

должен ежедневно поставлять строительной фирме не менее 20 тонн

цемента. Производственные мощности завода таковы, что выпуск не

может превышать 90 тонн в день.

Определить:

1) при каком объёме производства удельные затраты производства будут наибольшими ( наименьшими);

2) выгодно ли строительной фирме быть единственным партнёром завода?

Функция суммарных затрат имеет вид: K(x)= - x 3 + 98x 2 + 200x

Задача №2 Пусть функция затрат при производстве апатитового концентрата имеет вид: К(Х)= Определить предельные издержки производства при увеличении объёма выпуска на x=2 единицы и на x=10 единиц. Вопрос: выгодно ли данному предприятию наращивать производство, если уровень затрат не изменится?

Задача №2

Пусть функция затрат при производстве

апатитового концентрата имеет вид:

К(Х)=

Определить предельные издержки

производства при увеличении объёма

выпуска на x=2 единицы и на

x=10 единиц.

Вопрос: выгодно ли данному

предприятию наращивать

производство, если уровень затрат не

изменится?