«Применение производной в различных областях науки» Омарова Заира Насруллаевна МКОУ «СОШ№11» г.Избербаш РД
Цели урока :
- Добиться усвоения учащимися систематических, осознанных сведений о понятии производной, её геометрическом и физическом смысле.
- Показать межпредметную связь на примере математического моделирования.
- Показать применение производной при решении жизненно важных задач.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Действительно ли это так?
Что необходимо знать для нахождения производной? Правила дифференцирования и таблицу производных. Вспомни!
Функция
Производная
kx+m
Функция Производная
c,c - cons t
1
ctg x
- sin x
2x
k* f (x)
f '(x)+ g '(x)
sin x
f (x)* g (x)
А
Повторение
4
tg A-?
Tg A=7/4
В
С
7
А
tg В -?
Tg B=4/7
Вычислите tgα, если
α = 135°, 120°, 150°.
В
С
3
=- 3
=- 3/3
=-1
Повторение
Угловой коэффициент прямой.
Прямая проходит через начало
координат и точку Р(3; -1). Чему
равен ее угловой коэффициент?
y=kx+b
y=kx
Найдите угловые коэффициенты прямых:
Повторение
k=0,5
1
k=3
2
k=0
3
k=-1
4
б) В чем заключается геометрический смысл производной?
Найти угловой коэффициент нормали к графику у=3х ² в точке с абсциссой х=-1.
в) В чем заключается механический (физический) смысл производной?
Подведем итоги:
- Каков физический смысл производной перемещения?
- Можно ли найти производную скорости? Используется ли эта величина в физике Как она называется?
- Мгновенная скорость равна нулю. Что можно сказать о движении тела в этот момент?
- Каков физический смысл следующих высказываний: производная движения равна нулю в точке х; при переходе через точку х производная меняет знак ?
Внимание! Пришло время поработать!
Задание 1. Заполните таблицу №1:
Задание 1. Заполни таблицу №2:
ПРОЕКТЫ УЧАЩИХСЯ.
1-я группа «Исторические сведения»
1. История возникновения производной функции
Раздел математики, в котором изучаются производные и их применение к исследованию функций, называется дифференциальным исчислением . Приращения вида Δf , представляющие собой разности, играют заметную роль при работе с производными. Естественно поэтому появление латинского корня differentia (разность) в названии calculis differentialis нового исчисления, которое переводится как исчисление разностей; это название появилось уже в конце 17в., т.е. при рождении нового метода.
Термин « производная » является буквальным переводом на русский французского слова deriveе , которое ввёл в 1797г. Ж.Лагранж , он же ввёл современные обозначения у' , f'. Такое название отражает смысл понятия: функция f'(x) происходит из f(x), является производным от f(x). И.Ньютон называл производную функцию флюксией , а саму функцию – флюентой . Г.Лейбниц говорил о дифференциальном отношении и ввёл обозначение производной df/dx .
Слово «э кстремум » происходит от латинского extremum (крайний). Maximum переводится как наибольший, а minimum – наименьший.
Жозеф Луи Лагранж
« – величественная пирамида математических наук»
Наполеон I Бонапарт
- Рано изучил сочинения Евклида и Архимеда, Галлея (друга Ньютона).
- В 16 лет стал преподавать математику в Артиллерийском училище в Турине.
- В 19 лет стал профессором математических наук.
- В 23 года стал академиком и иностранным членом Берлинской академии наук.
- Автор трудов по вариационному исчислению, математическому анализу, теории чисел, алгебре, дифференциальным уравнениям.
- Его работы по математике, астрономии и механике составляют 14 томов .
- Император Франции сделал учёного сенатором, графом империи и командором ордена Почетного легиона.
1736 - 1813
Выдающийся французский математик, ввел термин « ПРОИЗВОДНАЯ » и её современное обозначение.
II группа - «Применение физического смысла производной при решении физических задач».
3. Физический (механический) смысл производной
Исаак Ньютон
Это кто?
«Когда величина является максимальной или минимальной, в этот момент она не течет ни вперед, ни назад»
}
3. Физический (механический) смысл производной
0
s
S(t) за время t
a(t)
V’(t)
S’(t)
V(t)
=
=
S(t) - перемещение точки за время t
V(t) – скорость точки в момент t
a(t) – ускорение точки в момент t
3. Физический (механический) смысл производной
Пример: Материальная точка движется по закону
(м).
Найти
В какой момент времени (с) скорость точки будет равна 12,8 м/c ?
S’(t)
Найти
V(t)
=
Решение:
t = 2,2 (с).
3. Физический (механический) смысл производной
Пример: Точка движется прямолинейно по закону
S(t) = 2 t ³ - 3 t. Вычислите скорость движения точки:
а) в момент времени t ;
б) в момент времени t=2с .
Решение:
а)
б)
Ответ: V(t)=6t 2 -3; V(2)=21 м/с
3. Физический (механический) смысл производной
Пример: Тело, подброшенное вверх движется по закону s ( t ) = 4+ 8 t – 5 t 2 . Найдите:
1) скорость тела в начальный момент времени;
2) наибольшую высоту подъёма тела.
РЕШЕНИЕ:
1) v ( t ) = s’ ( t ) = 8 – 10 t - скорость тела;
2) t = 0, v (0) = s’ (0) = 8 м/с – скорость тела в начальный момент времени
3) s (0,8)= 4+ 8·0,8 – 5· 0,64 =7,2 м – максимальная высота броска тела.
подсказка
Ответ: 8 м/с ; 7,2 м.
В наших домах, на транспорте, на заводах : всюду работает электрический ток.
Под электрическим током понимают направленное движение свободных электрически заряженных частиц.
Количественной характеристикой электрического тока является сила тока.
В цепи электрического тока электрический заряд меняется с течением времени по закону q=q (t). Сила тока I есть производная заряда q по времени.
=q’(t)
30. При какой скорости расход горючего будет наименьший? Решение: Исследуем расход горючего с помощью производной: f '(х)=0,0034х-0,18. Тогда f'(х)=0 при х≈53. Определим знак второй производной в критической точке: f''(х)=0,00340, следовательно, расход горючего при скорости 53 км/ч будет наименьшим. f(53)≈5,43 л. " width="640"
Задача
Расход горючего легкового автомобиля (литр на 100 км) в зависимости от скорости х км/ч при движении на четвертой передаче приблизительно описывается функцией
f(x)=0,0017х 2 -0,18х+10,2; х30. При какой скорости расход горючего будет наименьший?
Решение:
Исследуем расход горючего с помощью производной:
f '(х)=0,0034х-0,18.
Тогда f'(х)=0 при х≈53.
Определим знак второй производной в критической точке: f''(х)=0,00340, следовательно, расход горючего при скорости 53 км/ч будет наименьшим. f(53)≈5,43 л.
Связь производной с биохимией
Реакция организма на введенное лекарство может выражаться в повышении кровяного давления, уменьшения температуры тела, изменении пульса или других физиологических показателей. Степень реакции зависит от назначенного лекарства, его дозы. Предположим, что Х обозначает дозу назначенного лекарства, тогда У - функция степени реакции выражается формулой y = x²(a - x), где а – биомасса. При каком значении X реакция максимальна?
Решение: 0
Тогда
Это тот уровень дозы,
который даёт
максимальную реакцию.
32
ПРОИЗВОДНАЯ
В БИОЛОГИИ
Понятие на языке биологии
Обозначение
Численность в момент времени t
Понятие на языке математики
N = N (t)
Интервал времени
Функция
∆ t = t 2 – t 1
Изменение численности популяции
Скорость изменения численности популяции
∆ N = N(t 2 ) – N(t 1 )
Приращение аргумента
Приращение функции
∆ N/∆t
Относительная скорость роста в данный момент t
Отношение приращения функции к приращению аргумента
Lim ∆N/∆t
Производная
t 0
v(t) = N′ (t)
Задача
Рассчитайте на основании имеющихся данных, как будет меняться плотность популяции синиц через год и 2 года, если плотность синиц составляет 260 особей/га. За период размножения из одной кладки яиц в среднем выживает 3 птенца.
В популяции равное число самцов и самок. Смертность синиц постоянна, в среднем за год погибает 27особей. Найти скорость роста численности популяции в год.
Вспомогательные формулы и определения для решения задачи
Популяция – это совокупность особей данного вида, занимающих определённый участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций, а также является элементарной единицей эволюции.
Эффективная численность популяции – это совокупность особей, которые участвуют в воспроизведении потомства.( Ne)
Плотность популяции – это численность популяции на единицу площади.
Формула Ферсхюльца: N 1 = (Ne - К смерт )( К рожд + N 0 )
Скорость численности популяции : v(t)=N’(t)
Решение: По условию плотность популяции N 0 = 260 особей/га. В популяции равное число самцов и самок, а значит эффективная численность популяции равна 100.
Nе= 100% , тогда Nе= 1
Коэффициент смертности К смерт = 27% = 0,27
За год 130 пар дает 390 птенцов, т.е. (260/2)*3 =390
Формула N 1 = (Nе- К смерт )( К рожд + N 0 ) =
= (1-0.27)(390+260)= 474 особей всего за 1-ый год N 1
Относительный прирост численности популяции ∆N= 474/260= 1,82 раза
Тогда численность популяции будет определяться функцией : N= 260* 1,82 t где t=1,2,….
Найдем тогда скорость роста численности популяции:
v(t)= N’(t) = (260*1.82 t )’ = 260* (1.82 t )’ =
=260*1.82 t * ln 1.82 (особей/ год)
N(1) = 260*1.82 1 = 260*1.82= 474 особи
N(2)= 260*1.82 2 = 260*3.3124= 861 особь.
Ответ: 260*1.82 t * ln 1.82 особей/ год
Производная в химии.
Например, инженерам-технологам при определении эффективности химических производств, химикам, разрабатывающим препараты для медицины и сельского хозяйства, а также врачам и агрономам, использующим эти препараты для лечения людей и для внесения их в почву. Одни реакции проходят практически мгновенно, другие идут очень медленно. Поэтому в реальной жизни для решения производственных задач в медицинской, сельскохозяйственной и химической промышленности просто необходимо знать скорости реакций химических веществ.
Математическая модель производной в химии
Понятие на языке химии
Обозначение
Количество в-ва в момент времени t
Понятие на языке математики
p = p(t)
Интервал времени
Функция
∆ t = t 2 – t 1
Изменение количества в-ва
∆ p= p(t 2 ) – p(t 1 )
Средняя скорость химической реакции
Приращение аргумента
Приращение функции
∆ p/∆t
Отношение приращения функции к приращению аргумента
V (t) = p ‘(t)
Как используют производную в химии?
Производную в химии используют для определения очень важной вещи – скорости химической реакции, одного из решающих факторов, который нужно учитывать во многих областях
научно-производственной деятельности .
Определение
Скоростью химической реакции в химии называется изменение концентрации реагирующих веществ в единицу времени или
производная от концентрации реагирующих веществ по времени (на языке математике концентрация была бы функцией, а время – аргументом)
Формула производной в химии
Если P(t) – закон изменения количества вещества, вступившего в химическую реакцию, то скорость v(t) химической реакции в момент времени t равна производной:
V (t) = p ‘(t)
Пример задачи по химии:
Пусть количество вещества, вступившего в химическую реакцию задается зависимостью:
р(t) = t 2 /2 + 3t –3 (моль)
Найти скорость химической реакции через 3 секунды.
Решение:
р(t) = t 2 /2 + 3t –3 (моль)
1. Найдем производную функции:
Р’(t) = t +3
2. Подставим значение t = 3 сек:
P’(3) = 3 + 3 = 6 (моль/сек )
Ответ: 6 моль/сек
Заключение
Понятие производной очень важно в химии при определении скорости течения реакции.
Экономический смысл производной.
Математическая модель производной в экономике
Понятие на языке экономики
Обозначение
Количество произведенной продукции в момент времени t
Понятие на языке математики
v = v(t)
Интервал времени
Функция
∆ t = t 2 – t 1
Изменение количества произведенной продукции
∆ v= v(t 2 ) – v(t 1 )
Средняя производительность труда
Приращение аргумента
Приращение функции
∆ v/∆t
Отношение приращения функции к приращению аргумента
Производительность труда P(t) = v‘(t)
Объем продукции цеха в течение рабочего дня представляет функцию – рабочее время в часах. Вычислить максимальную производительность труда в течение рабочего дня.
Вопрос: почему после третьего часа работы мы наблюдаем спад производительности труда?
Ответ: упадок сил, плохо проветрено помещение, возможно бригада рабочих использует ручной труд.
Вывод: Экономическое приложение производной помогает как экономистам и бизнесменам, так и обычным гражданам в распоряжении бюджетом.
Выберете смайлик, соответствующий вашему настроению и состоянию после проведенного урока
тревожно, не уверен в себе
спокойно, у меня все получится
безразлично, что будет, то и будет
При создании данной презентации были использованы слайды презентаций, созданные
- учитель математики МОУ «Курлекская СОШ» Томского района Томской области
- Логунова Людмила Васильевна , 2006 год
- учитель математики высшей категории МОУ «СОШ №1», г. Магнитогорска, Пупкова Татьяна Владимировна 10 класс «А» ГБОУ СОШ №717, учитель: Чернецова Карина Игоревна
- Ковальчук Лариса Ивановна , учитель математики МОУ СОШ № 288 ЗАТО г.Заозёрск Мурманской области
- 10 класс «А» ГБОУ СОШ №717
- Дацык О.Н ., учитель математики, МОУ «Гимназия», г. Костомукша, Республика Карелия
- Амбарцумян Ануш, Дешевых Андрей, Рындин Вячеслав, Макаровская Ирина, Леликова Евгения, Морохов Александр. Задания для устного счета
- Чудаева Елена Владимировна, учитель математики, г. Инсар, Республика Мордовия
и материалы с сайта
Домашнее задание.
1. Решить самостоятельно задачи.
а) Смесь состоит из углерода (С) и алюминия (Al). Требуется найти концентрацию углерода (С), при которой содержащаяся в смеси карбида алюминия реагирует с наибольшей скоростью. б) Первоначальная численность популяции состоит из 3000 особей. Найти максимальный размер этой популяции, если ее численность р(t) возрастает по закону
, где t выражается в часах.
2. Шкиль Н. И. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа (базовый и углублённый уровень). 10-11 кл.- К.: Зодиак-ЭКО, 2014.
§15, п. 15.1-15.3
ИНСТРУКЦИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Группа «Биологи-исследователи»
Цель : познакомиться с особенностями исследования численности популяции, его спада или роста, и выявления причин того или иного процесса; для этого выполнить задания, записать ход решения, сделать выводы.
Ход работы:
Задание №1.
В среду вносят популяцию из 1000 бактерий. Численность (p) популяции
возрастает по закону p(t)= 1000 + , где t выражается в часах.
Найти максимальный размер этой популяции и проанализировать
результат.
Задание №2.
Рассчитайте на основании имеющихся данных, как будет меняться
плотность популяции мушек дрозофил через год и 2 года, если
плотность популяции составляет 256000 особей/га. За период
размножения из одной кладки яиц в среднем выживает 22 особи. В
популяции равное число самцов и самок. Смертность дрозофил постоянна,
в среднем за год погибает 36% особей. Найти скорость роста численности
популяции в год. Полученные данные проанализировать.
Группа «Физики-исследователи»
Цель : познакомиться со cвязью производной функции в физике, определить насколько это важно для задач практического характера; для этого выполнить задания, записать ход решения, сделать выводы.
Ход работы:
Задание №1.
Заряд, протекающий через проводник, меняется по
закону q=sin 3 (2t-10). Найти силу тока в момент t=50 сек.
Задание №2.
Тело массой m 0 движется прямолинейно по закону
s(t)= αt 2 +βt+ γ, где α, β, γ – постоянные. Доказать, что
сила, действующая на тело, постоянна .
Группа «Химики-исследователи»
Цель : познакомиться со связью производной функции с химией; для этого выполнить задания, записать ход решения, сделать выводы.
Ход работы:
Задание №1.
Смесь состоит из серы(S) и кислорода(O 2 ). Требуется найти
концентрацию кислорода(O 2 ), при которой сера(S) реагирует с
наибольшей скоростью.
Задание №2.
При какой концентрации азота(N 2 ) и водорода(H 2 ) реакция будет
достигать наивысшей скорости, если в результате их
взаимодействия образуется аммиак(NH 3 ).
Группа «Экономисты-исследователи»
Цель : познакомиться с особенностями исследования производственной функции , её спада или роста, и выявления причин того или иного процесса; для этого выполнить задания, записать ход решения, сделать выводы.
Ход работы:
Задача №1
Цементный завод производит X тонн цемента в день. По договору он
должен ежедневно поставлять строительной фирме не менее 20 тонн
цемента. Производственные мощности завода таковы, что выпуск не
может превышать 90 тонн в день.
Определить:
1) при каком объёме производства удельные затраты производства будут наибольшими ( наименьшими);
2) выгодно ли строительной фирме быть единственным партнёром завода?
Функция суммарных затрат имеет вид: K(x)= - x 3 + 98x 2 + 200x
Задача №2
Пусть функция затрат при производстве
апатитового концентрата имеет вид:
К(Х)=
Определить предельные издержки
производства при увеличении объёма
выпуска на x=2 единицы и на
x=10 единиц.
Вопрос: выгодно ли данному
предприятию наращивать
производство, если уровень затрат не
изменится?