Тема урока:
Соотношения между сторонами и углами треугольника
Тип урока: изучение нового материла
Цели урока:
Образовательная:
-
Изучить теоремы о соотношении между сторонами и углами треугольника и их применение при решении задач.
-
Совершенствовать навыки решения задач на применение теоремы о сумме углов треугольника и свойстве внешнего угла треугольника.
-
Уметь приобретать новые знания, используя различные подходы.
Развивающая:
-
Способствовать развитию познавательных и исследовательских умений учащихся, повышению культуры общения.
-
Развивать математическую речь учащихся в процессе выполнения устной работы по воспроизведению теоретического материала.
-
Развивать у школьников самостоятельность мышления в ходе проведения дифференцированной индивидуальной работы.
Воспитательная:
-
В ходе проведения работы в парах на уроке воспитывать в учащихся умение слушать своего товарища, чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.
-
Способствовать повышению активности учащихся на уроке, повышению грамотности устной и письменной речи.
Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Обеспечение:
-
Учебник для общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9». Авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев Л.С. и др. – М.: Просвещение, 2003
-
Интернет – ресурсы:
Оборудование:
-
Мультимедийный проектор, экран
-
Модели треугольников
-
Карточки с заданиями
-
Лист усвоения материала
-
Анкета «Рефлексия»
План урока
№ п/п | Этапы урока | Время |
1 | Организационный момент. | 2 мин |
2 | Актуализация знаний. Выполнение заданий на повторение: -
Вспоминаем теорию. -
Применяем теорию на практике. | 10 мин |
3 | Изучение нового материала: -
Исследование; -
Теорема, доказательство. | 17 мин |
4 | Закрепление изученного материала. Решение задач. | 8 мин |
5 | Постановка домашнего задания. | 2 мин |
6 | Подведение итогов. Лист усвоения материала. | 3 мин |
7 | Рефлексия. Анкета «Рефлексия» | 3 мин |
Ход урока
-
Организационный момент.
Собирает нас звонок
На замечательный урок!
Подравнялись, тихо встали,
Глазки на меня подняли!
Здравствуйте ребята садитесь!
2. Актуализация знаний. Повторим изученое
Задание 1 Определить вид треугольника.
У вас на партах лежат модели треугольников, по моему хлопку поднимите модель того треугольника, о котором шла речь.
- Мы дочери одной матери. Живём в одном семействе, но силы и свойства у нас разные (говорят треугольники).
1 треугольник: Я очень правильная фигура. У меня все углы и стороны равны. (равносторонний)
2 треугольник: А я тоже имею две равные стороны, а потому у меня два равных угла при основании. (равнобедренный)
3 треугольник: Вот у меня, например все стороны и углы разные. (разносторонний)
4 треугольник: - Зато я имею прямой угол. Вот какие мы сильные и важные! (прямоугольный)
5,6 треугольник: - Подумаешь , расхвастались, мы тоже из вашего семейства. У меня, например, все уголки острые (остроугольный), а у моего друга есть один тупой угол (тупоугольный). Но все мы обладаем замечательным свойством, которое ребята сейчас расскажут.
Учитель: каким же общим свойством обладают углы любого треугольника?
Ученики: Сумма углов треугольника равна 1800.
Задание 2 проверим теоретические знания
У вас на партах лежат карточки с заданием, вам предложены различные суждения, вам надо определить Верно или Не верно! Задание: после каждого суждения поставить букву В или Н.
-
Треугольник является объемной фигурой. (н)
-
Треугольником называется геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой и соединенных попарно прямыми. (н)
3) Если в треугольнике две стороны равны, то треугольник называется равнобедренным. (в)
4) Внешним углом треугольника называется угол, смежный с каким-нибудь углом этого треугольника.(в)
5) ) В треугольнике углы при основании равны (н)
6) Треугольник, у которого один угол тупой, называется прямоугольным. (н)
7) Биссектриса равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, является медианой и высотой. (в)
8) Внешний угол треугольника равен сумме двух других не смежных с ним. (в)
9) Сторона прямоугольного треугольника, лежащего против прямого угла называется гипотенузой. (в)
10) Стороны прямоугольного треугольника, образующие острый угол, называются катетами. (н)
Из выделенных букв составить слово
А вы знаете, чем известен Герон? Ещё в древности стали вводить некоторые знаки для обозначения геометрических фигур. Древнегреческий учёный Герон (1 век до н.э) впервые применил знак вместо слова треугольник.
Теперь поменяйтесь с соседом по парте листочками будем проверять. Критерии оценивания 1- ошибка ставим –«5», 2-3- «4»,4-5-«3». Прверим! У кого 5 поднимите красный треугольник, 4 синий, 3 жёлтый.
Задание 3 Применение знаний на практике. Решить задачи.
Давайте устроим небольшое соревнование по колонкам. Условия соревнований: за каждый правильный полный ответ 1 балл, отвечает один учащийся остальные могут помочь. 2,3 колонка-судьи.
3.Изучение нового материала.
Вы довольно много знаете о треугольниках Молодцы! Но, для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, я предлагаю превратиться в исследователей. Объектом нашего исследования будут треугольники. У вас на партах лежат листочки с треугольниками, Нашли? Работаем в парах. Давайте познакомимся с планом исследования.
-
Измерить длины сторон треугольника;
-
Определить наибольшую сторону;
-
Измерить углы треугольников;
-
Определить наибольший угол;
-
Выявить закономерность расположения сторон и углов в каждом отдельном треугольнике.
-
Сделать вывод.
На исследование у вас 7 минут.
Цель: 1) выяснить как соотносятся стороны и углы в треугольнике.
2) сформулировать теорему о соотношении между сторонами и углами треугольника
3) сформулировать тему урока
Дождаться когда получатся выводы, обсудить с ребятами какие выводы получились.
- Как расположен выбранный вами угол по отношению к выбранной стороне?
-А вы согласны?(Спросить раза три)
- Исходя из полученных выводов сформулировать тему урока.
Физкультминутка: Поднимите руки наверх, руками покажите прямой угол, тупой угол, развёрнутый угол, острый угол.
А теперь откройте учебник на стр72
Перепишите теорему себе в тетрадь, а теперь разберёмся с доказательством. (Док-во теоремы на доске)
-
Закрепление изученного материала. Задачи выходят решать к доске.
Решить задачи
З
В
адача 1 Задача 2
N
4
6
1100
М
K
400
А
С
5
Укажите наибольшую и наименьшую Сравните углы ∆АВС
стороны ∆MNK
Задача 3 с учебника № 237.
-
Домашнее задание
1) п.32 прочитать (до следствия1);
2) Выучить теорема с доказательством;
3) Докать обратную теорему
4) Решить задачу№ 236
-
Подведём итоги Лист усвоения материала (приложение 1)
-
Рефлексия
А теперь пришло время подвести итоги. Дайте оценку себе и уроку в целом используя лист рефлексии. (приложение 2) Кто готов выставить с уверенностью оценку 5, 4, 3.
Спросить почему 5 по анкете.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились
Рефлексия Приложение 2
«Я»: Как работал? Допускал ли ошибки?___________________________
____________________________________________________________________
«Мы»: насколько мне помогали одноклассники, учитель, а я – им?_________________________________________________________________
«Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше? ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Я ставлю себе за урок оценку__________________________________________
Я ставлю оценку учителю_____________________________________________
Мне понравилось на уроке____________________________________________
Мне не понравилось на уроке _________________________________________
Лист усвоения материала(приложение 1)
Рисунок 1 Рисунок 2
АВ = 40 см ВС = 50 см АС = 70 см
В
В
А
С
А
С
Какая сторона треугольника Градусная мера какого угла
самая большая? ________ треугольника самая маленькая?______
Задание 2 проверим теоретические знания
1)Треугольник является объемной фигурой
2)Треугольником называется геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой и соединенных попарно прямыми.
3) Если в треугольнике две стороны равны, то треугольник называется равнобедренным.
4) Внешним углом треугольника называется угол, смежный с каким-нибудь углом этого треугольника.
5) Если в треугольнике два угла по 60о, то этот треугольник тупоугольный.
6) Треугольник, у которого один угол тупой, называется прямоугольным.
7) Биссектриса равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, является медианой и высотой.
8) Внешний угол треугольника равен сумме двух других не смежных с ним.
9) Сторона прямоугольного треугольника, лежащего против прямого угла называется гипотенузой.
10) Стороны прямоугольного треугольника, образующие острый угол, называются катетами.
Задание 2 проверим теоретические знания
-
Треугольник является объемной фигурой
-
Треугольником называется геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой и соединенных попарно прямыми.
3) Если в треугольнике две стороны равны, то треугольник называется равнобедренным.
4) Внешним углом треугольника называется угол, смежный с каким-нибудьуглом этого треугольника.
5) Если в треугольнике два угла по 60о, то этот треугольник тупоугольный.
6) Треугольник, у которого один угол тупой, называется прямоугольным.
7) Биссектриса равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, является медианой и высотой.
8) Внешний угол треугольника равен сумме двух других не смежных с ним.
9) Сторона прямоугольного треугольника, лежащего против прямого угла называется гипотенузой.
10) Стороны прямоугольного треугольника, образующие острый угол, называются катетами.
а) ∆MNO- остроугольный б)
- прямоугольный в)∆DEF - тупоугольный
наибольшая сторона___ наибольшая сторона___ наибольшая сторона___
наибольший угол______ наибольший угол______ наибольший угол______
а) ∆MNO- остроугольный б)
- прямоугольный в)∆DEF - тупоугольный
наибольшая сторона___ наибольшая сторона___ наибольшая сторона___
наибольший угол______ наибольший угол______ наибольший угол______
а) ∆MNO- остроугольный б)
- прямоугольный в)∆DEF - тупоугольный
наибольшая сторона___ наибольшая сторона___ наибольшая сторона___
наибольший угол______ наибольший угол______ наибольший угол______
а) ∆MNO- остроугольный б)
- прямоугольный в)∆DEF – тупоугольный
наибольшая сторона___ наибольшая сторона___ наибольшая сторона___
наибольший угол______ наибольший угол______ наибольший угол______
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кичигамринская СОШ»
Открытый урок по геометрии
на тему:
«Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Класс: 7
Подготовила учитель математики:
Ибрагимова Аминат Абдурашидовна
с.Кичигамри 2017г