Тема: «Соотношения между сторонами и углами треугольника».
Учитель: Зайцева А.П.
Цель:
Образовательная: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника».
Развивающая: способствовать формированию умений обобщать, сравнивать, выделять главное, развивать математический кругозор, мышление, внимание и память.
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к математике.
Предметные результаты:
развивать вычислительные навыки,
формировать умение применять изученное понятие для решения задач практического характера.
Метапредметные УУД:
Познавательные – применять методы информационного поиска, анализировать, сравнивать различные объекты.
Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; оценивать результаты работы, анализировать собственную работу.
Коммуникативные - грамотно выражать свои мысли и выслушивать мнение других.
Личностные УУД: совершенствовать имеющиеся знания, умения, оценивать собственную деятельность: свои достижения, инициативу, причины неудач.
Тип: обобщение и систематизация знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Используемое оборудование:
ИКТ; маршрутные листы самооценки.
Ход урока
1.Организационный момент. Сегодня на уроке геометрии мы будем работать с маршрутными листами, за каждый пройденный этап урока вы наберете баллы, и подсчитав их в конце урока, каждый из вас получит отметку. Подпишите свой маршрутный лист. Поставьте дату. Обратите внимание, что в вашем маршрутном листе есть графа – устные ответы – дополнительная возможность набрать баллы.
2. Рефлексия.
Выберите настроение (поставьте галочку), с которым вы пришли на урок.
3. Формулирование темы урока.
Итак, с чем же мы с вами будем сегодня работать на уроке. Чтобы узнать, запишите, какая геометрическая фигура связывает между собой эти объекты окружающего мира? (треугольник) Поставьте балл. Действительно, треугольники нас окружают повсюду. Мы продолжаем работать с треугольниками. А что такое треугольник?
Чтобы узнать тему нашего урока, расшифруйте анаграмму. Если расшифровали, запишите ее в маршрутный лист. Кто ответил верно, поставьте себе балл.
4. Целеполагание.
Скажите, а вам знакома эта тема. Впереди нас ждет контрольная работа. Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Сегодня мы вспомним и обобщим те знания, которые вы получили на предыдущих уроках.
5. Проверка Д/р: № 234, 250(в). Но перед тем, как повторять, мы проверим домашнее задание.
В № 234, был дан равнобедренный треугольник, один из внешних углов равен 115 градусов, найти остальные углы (65, 65, 50 или 57,5, 57,5, 65). В № 250(в) определить сторону равнобедренного треугольника, если две другие равны 10 и 5см (10см).
6. Теоретический диктант.
Итак, начнем мы с вами повторять как обычно с теории. Теоретический диктант. Необходимо вставить пропущенные слова вместо многоточия.
В треугольнике сумма углов равна…
Внешний угол треугольника равен сумме ……., не смежных с ним.
Каждая сторона треугольника … суммы двух других сторон.
В треугольнике против большей стороны лежит …
Если в треугольнике два угла равны, то он …
Треугольник называется прямоугольным, если у него…
Сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла, называется…
Во всяком треугольнике против равных сторон лежат…
Давайте проверим. Поменяйтесь маршрутными листами с соседом по парте.
За каждый правильный ответ, вы ставите товарищу балл.
Поменяйтесь обратно. За это задание максимум 8 баллов. Кто-нибудь из вас их набрал?
7. Решение задач.
Теперь приступим к решению задач. Каждый самостоятельно записывает ответ в маршрутный лист.
1) 100 2) 130 3) 45 4) 44 5) 91 6) МР 7) 4 см 8) ЕТ
Записали. Обсудим. За правильный ответ ставим балл.
Максимум 8 баллов. Есть ли среди вас, кто набрал 8 баллов.
Итак, мы применили свои знания по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника» к решению простейших задач.
8. Историческая справка.
А сейчас я расскажу вам про интересный жизненный факт.
В древнем Египте при строительстве пирамид прежде всего на земле размечали основание пирамиды в форме квадрата. Прямые углы такого квадрата египтяне строили с помощью веревки. (веревку показать) Они брали веревку, отмеряли на ней узелками 12 равных частей, а потом складывали из нее треугольник, стороны которого равны 3, 4 и 5 частям соответственно. В этом треугольнике прямой угол получался сам собой! А уже имея такой инструмент, они могли с большой точностью строить свои сооружения. А также использовать его для разметки земли под сельскохозяйственные работы.
9. Физминутка.
10. Работа в парах.
Немного отдохнули. Продолжаем решать задачи. Только теперь работаем в парах. У вас на столе лежат карточки. Определите, пожалуйста, треугольников с какими сторонами не существует. Выберите и запишите в маршрутный лист номера этих треугольников.
Как это проверить, что нужно использовать?
Проверка работы в парах.
11. Самостоятельная работа(дифференцированная).
(1 человек на «5» работает на закрытой доске, остальные в маршрутных листах.)
«3» В треугольнике два угла равны 65º и 35º. Найдите его третий угол.
(180 – (65 + 35) = 80)
«4» Один из углов равнобедренного треугольника равен 104 º. Найдите 2 других его угла.
((180 – 104) : 2 = 38)
«5» В треугольнике ЕТК, угол К равен 90 º, угол Е равен 60º. На катете ТК отложен отрезок МК, равный ЕК. Найдите углы треугольника ЕМТ.


Дано: ЕТК
∟ К = 90 º, ∟Е = 60º, МК = ЕК
Найти: углы ЕМТ.
Решение.

У
гол МТЕ= 90º – 60º = 30º. КМ = ЕК, следовательно, ЕМК – равнобедренный, ∟ЕМК = ∟МЕК = (180º – 90º) : 2 = 45º, ∟ТЕМ = 60º – 45º = 15º , ∟ТМЕ = 90º + 45º = 135º (внешний).
Ответ. 30º, 15º, 135º.
Проверка.
Дополнительно (если останется время) № 230.
12. Итог урока. Выставление оценок в маршрутный лист.
Критерии оценки:
«5» за 25 баллов и более
«4» от 19 до 24 баллов
«3» от 12 до 18 баллов
10. Домашнее задание: повторить, № 248(б), 253.
11. Рефлексия.
Ответьте на вопросы анкеты. Выберите настроение, с которым вы заканчиваете урок. Напомните, какова была цель урока? Достигли ли вы цели? Молодцы! Спасибо за урок!