СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по литературе "И.С.Тургенев. "Бежин луг"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

И.С.Тургенев. "Бежин луг"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по литературе "И.С.Тургенев. "Бежин луг"»

        «И.С. Тургенев. Роль пейзажа в рассказе «Бежин луг».

«И.С. Тургенев. Роль пейзажа в рассказе «Бежин луг».

Задачи: 1. Учить литературоведческий термин «пейзаж». 2. Учиться анализировать художественное произведение. 3. Выявить роль пейзажа в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг»

Задачи:

1. Учить литературоведческий термин «пейзаж».

2. Учиться анализировать художественное произведение.

3. Выявить роль пейзажа в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг»

Пейзаж -  художественное описание картин природы

Пейзаж -

художественное описание картин природы

  Описывая природу, писатель показывает её особенности, красоту и величие. Но он не просто описывает природу. При этом он выражает своё отношение к ней, передаёт своё настроение, раскрывает мысли и чувства, помогает понять настроение своего героя.

Описывая природу, писатель показывает её особенности, красоту и величие. Но он не просто описывает природу. При этом он выражает своё отношение к ней, передаёт своё настроение, раскрывает мысли и чувства, помогает понять настроение своего героя.

Описание утра Эпитеты:  «Солнце – не огнистое, не раскалённое…не тускло-багровое, но светлое и лучезарное», «играющие лучи», «могучее светило»… Сравнения: «край растянутого облачка засверкает змейками», «блеск подобен блеску кованого серебра», «словно взлетая, поднимается…светило» Метафоры: «заря не пылает пожаром», «она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает…свежо просияет и погрузится», «хлынули играющие лучи»… Олицетворения:  «поднимается светило».

Описание утра

  • Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскалённое…не тускло-багровое, но светлое и лучезарное», «играющие лучи», «могучее светило»…
  • Сравнения: «край растянутого облачка засверкает змейками», «блеск подобен блеску кованого серебра», «словно взлетая, поднимается…светило»
  • Метафоры: «заря не пылает пожаром», «она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает…свежо просияет и погрузится», «хлынули играющие лучи»…
  • Олицетворения: «поднимается светило».
Описание полудня Эпитеты :  «круглых высоких облаков, золотисто-серых с нежными белыми краями», «они лазурны», «цвет лёгкий, бледно-лиловый», «голубоватые полосы», «бесконечно разлившейся реке» Сравнения:  «подобно островам…они почти не трогаются с места», «сами они…лазурны, как небо» Метафоры:  «обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы» Олицетворения:  «они почти не трогаются с места…сдвигаются, теснятся»

Описание полудня

  • Эпитеты : «круглых высоких облаков, золотисто-серых с нежными белыми краями», «они лазурны», «цвет лёгкий, бледно-лиловый», «голубоватые полосы», «бесконечно разлившейся реке»
  • Сравнения: «подобно островам…они почти не трогаются с места», «сами они…лазурны, как небо»
  • Метафоры: «обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы»
  • Олицетворения: «они почти не трогаются с места…сдвигаются, теснятся»
Описание ночи Эпитеты: «черноватые и неопределённые», «алое сияние», «потемневшая земля», «вечерняя звезда» Сравнения : «последние из них, черноватые и неопределённые, как дым, ложатся с розовыми клубами», «как бережно несомая свечка»… Олицетворение: «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами», «тихо мигая…затеплится заря»…

Описание ночи

  • Эпитеты: «черноватые и неопределённые», «алое сияние», «потемневшая земля», «вечерняя звезда»
  • Сравнения : «последние из них, черноватые и неопределённые, как дым, ложатся с розовыми клубами», «как бережно несомая свечка»…
  • Олицетворение: «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами», «тихо мигая…затеплится заря»…
   Вывод 1 :  Июльский день создаёт впечатление радостное и спокойное. Пейзаж «Бежина луга» намечает тему рассказа – тему красоты природы – и создаёт светлое настроение.

Вывод 1 : Июльский день создаёт впечатление радостное и спокойное. Пейзаж «Бежина луга» намечает тему рассказа – тему красоты природы – и создаёт светлое настроение.

 «Недолги летние ночи!...»   «Утро зачиналось…»   «Всё зашевилилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило…»

«Недолги летние ночи!...»

«Утро зачиналось…»

«Всё зашевилилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило…»

  Начало рассказа характеризует рассказчика как человека, очень тонко чувствующего красоту окружающего мира, по-настоящему любящего природу. В одной картине предстаёт весь день, казалось бы, обычный, но на самом деле неповторимый.

Начало рассказа характеризует рассказчика как человека, очень тонко чувствующего красоту окружающего мира, по-настоящему любящего природу. В одной картине предстаёт весь день, казалось бы, обычный, но на самом деле неповторимый.

  «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вершины лилась темнота…»

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вершины лилась темнота…»

  «Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи»

«Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи»

  «Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи»

«Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи»

  Вывод 2:  Под влиянием темноты нарастает настроение таинственности и неопределённой тревоги, подготавливающее читателя к основной части рассказа – к беседе мальчиков о домовых и леших.

Вывод 2: Под влиянием темноты нарастает настроение таинственности и неопределённой тревоги, подготавливающее читателя к основной части рассказа – к беседе мальчиков о домовых и леших.

  Автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности. Поэтому отпадает надобность в ярком изобразительном эпитете. Передаются беспокойные и тревожные чувства рассказчика. Именно в такой момент писатель рисует портреты крестьянских ребят. Картины природы помогли нам глубже понять характеры действующих лиц рассказа.

Автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности. Поэтому отпадает надобность в ярком изобразительном эпитете. Передаются беспокойные и тревожные чувства рассказчика. Именно в такой момент писатель рисует портреты крестьянских ребят. Картины природы помогли нам глубже понять характеры действующих лиц рассказа.

Выводы:   Тургенев в описании природы создаёт атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное.   Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.   Автор использует поэтический, сказочный приём: охотник заблудился. Заблудился…и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, мир полный фантастических тайн, поверий, сказок, мир искренний и добрый.   Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.    Пейзаж у Тургенева живёт одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.   Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа.

Выводы:

Тургенев в описании природы создаёт атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное.

Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира.

Автор использует поэтический, сказочный приём: охотник заблудился. Заблудился…и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, мир полный фантастических тайн, поверий, сказок, мир искренний и добрый.

Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы.

Пейзаж у Тургенева живёт одной жизнью с героями, словно природа понимает людей.

Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа.