СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по стихотворению А.С.Пушкина "Бесы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 9 классе по стихотворению А.С.Пушкина "Бесы". Первый слайд показывает сущность понятия "символ", проявлящегося в цвете, контрастах и предметах, за которыми стоят иные конкретные и абстрактные образы и ощущения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по стихотворению А.С.Пушкина "Бесы"»

 М. А. Врубель. «Желтые розы»

М. А. Врубель. «Желтые розы»

Михаил Александрович Врубель Русский художник рубежа XIX-XX веков.  В его творчестве соединились романтическое и реалистическое начала.

Михаил Александрович Врубель

  • Русский художник рубежа XIX-XX веков.
  • В его творчестве соединились
  • романтическое и реалистическое начала.
А.С. Пушкин. «Роза», 1815г.

А.С. Пушкин. «Роза», 1815г.

 Образы стихотворения

Образы стихотворения

Символ   СИМВОЛ художественный (от греч. symbolon — знак, условный знак) — образ, но взятый со стороны своей знаковости. В искусстве художественный символ выступает как средство выразительности, он создается художником, как создаются метафоры и сравнения. Однако символ отличается от знака тем, что знак, как правило, имеет одно основное значение, в то время как символ обладает многозначностью. Термин «символ» этимологически связан с греческим глаголом, означающим «соединяю, сталкиваю, сравниваю». Данная терминология, как считают исследователи, указывает на соединение двух планов действительности».

Символ

  • СИМВОЛ художественный (от греч. symbolon — знак, условный знак) — образ, но взятый со стороны своей знаковости.
  • В искусстве художественный символ выступает как средство выразительности, он создается художником, как создаются метафоры и сравнения. Однако символ отличается от знака тем, что знак, как правило, имеет одно основное значение, в то время как символ обладает многозначностью.
  • Термин «символ» этимологически связан с греческим глаголом, означающим «соединяю, сталкиваю, сравниваю». Данная терминология, как считают исследователи, указывает на соединение двух планов действительности».
3 метели Пушкина… а) «Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло». б) «В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которые летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею (…) очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались». в) «Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи:  Коням, барин, тяжело;  Вьюга мне слипает очи;  Все дороги занесло;  Хоть убей, следа не видно;  Сбились мы».

3 метели Пушкина…

  • а) «Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло».
  • б) «В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которые летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею (…) очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались».
  • в) «Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет мочи: Коням, барин, тяжело; Вьюга мне слипает очи; Все дороги занесло; Хоть убей, следа не видно; Сбились мы».
 Что объединяет все три описания?

Что объединяет все три описания?

 Александр Сергеевич Пушкин  Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Система образов.

Александр Сергеевич Пушкин

Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

«Бесы». Система образов.

Пушкин – П. А. Плетнёву, 29 сент. 1830 г., из Болдина … Я совершенно пал духом. Мне объявили, что устроено пять карантинов отсюда до Москвы… Будь проклят тот час, когда я решился оставить вас и пуститься в эту прелестную страну грязи, чумы и пожаров… Я бешусь. Но свадьба, по-видимому, всё убегает от меня, и эта чума, с её карантинами, - разве это не самая дрянная шутка, какую судьба могла придумать?

Пушкин – П. А. Плетнёву, 29 сент. 1830 г., из Болдина

  • Я совершенно пал духом. Мне объявили, что устроено пять карантинов отсюда до Москвы… Будь проклят тот час, когда я решился оставить вас и пуститься в эту прелестную страну грязи, чумы и пожаров… Я бешусь. Но свадьба, по-видимому, всё убегает от меня, и эта чума, с её карантинами, - разве это не самая дрянная шутка, какую судьба могла придумать?
1830 год… К тому времени… «Пушкин официально признан первым поэтом России - он задумал изменить сам язык отечественной поэзии и прозы. (…). Осуществление этого его замысла потребует многого, прежде всего, разрыва с существующим общественным вкусом. Пушкин принесет в жертву свою популярность романтического поэта. Литераторы всех лагерей тотчас обрушат на него давно сдерживаемый критический удар. Одиночество и непонимание современников постепенно станут его привычными спутниками». В.В. Вересаев «Пушкин в жизни»

1830 год… К тому времени…

  • «Пушкин официально признан первым поэтом России - он задумал изменить сам язык отечественной поэзии и прозы. (…).
  • Осуществление этого его замысла потребует многого, прежде всего, разрыва с существующим общественным вкусом. Пушкин принесет в жертву свою популярность романтического поэта. Литераторы всех лагерей тотчас обрушат на него давно сдерживаемый критический удар. Одиночество и непонимание современников постепенно станут его привычными спутниками».

В.В. Вересаев «Пушкин в жизни»

Сонет «Поэту», 7 июля 1830 год Поэт! не дорожи любовию народной.  Восторженных похвал пройдет минутный шум;  Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,  Но ты останься тверд, спокоен и угрюм. Ты царь: живи один. Дорогою свободной  Иди, куда влечет тебя свободный ум,  Усовершенствуя плоды любимых дум,  Не требуя наград за подвиг благородный. Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;  Всех строже оценить умеешь ты свой труд.  Ты им доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай толпа его бранит  И плюет на алтарь, где твой огонь горит,  И в детской резвости колеблет твой треножник.

Сонет «Поэту», 7 июля 1830 год

  • Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
  • Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум, Не требуя наград за подвиг благородный.
  • Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник?
  • Доволен? Так пускай толпа его бранит И плюет на алтарь, где твой огонь горит, И в детской резвости колеблет твой треножник.
Противостояние поэзии и действительности Поэзия противостоит давлению власти, общества, всеобщему страху. Жизненные обстоятельства в 1830-е годы: - жестокая цензура; - установленная за поэтом слежка; - нападки в печати; - утрата надежд вновь увидеть осужденных друзей-декабристов; - карантин

Противостояние поэзии и действительности

  • Поэзия противостоит давлению власти, общества, всеобщему страху.
  • Жизненные обстоятельства в 1830-е годы:
  • - жестокая цензура;
  • - установленная за поэтом слежка;
  • - нападки в печати;
  • - утрата надежд вновь увидеть осужденных друзей-декабристов;
  • - карантин
Конфликт Путь человека проходит через испытание . Испытание рождается в конфликте с внешними силами , будь то силы стихии, обстоятельств или судьбы. А.С. Пушкин, изображая конфликт человека с действительностью, часто использует мотив рока , или судьбы. Во многих произведениях А.С. Пушкина ключевые образы реализуют роковой мотив. В стихотворении «Бесы» – это образ…

Конфликт

  • Путь человека проходит через испытание . Испытание рождается в конфликте с внешними силами , будь то силы стихии, обстоятельств или судьбы.
  • А.С. Пушкин, изображая конфликт человека с действительностью, часто использует мотив рока , или судьбы.
  • Во многих произведениях А.С. Пушкина ключевые образы реализуют роковой мотив. В стихотворении «Бесы» – это образ…
Интерес поэта к фольклору. Фантастические образы в «Бесах». Быличка – жанр устной несказочной прозы, повествующий о встрече человека с потусторонними силами. Таким образом, здесь действуют персонажи двух типов: Человек – представитель реального мира Мифологический персонаж – существо невидимого мира (лешие, водяные, духи, банники, ведьмы, колдуны и т.д.)

Интерес поэта к фольклору. Фантастические образы в «Бесах».

  • Быличка – жанр устной несказочной прозы, повествующий о встрече человека с потусторонними силами.
  • Таким образом, здесь действуют персонажи двух типов:
  • Человек – представитель реального мира
  • Мифологический персонаж – существо невидимого мира (лешие, водяные, духи, банники, ведьмы, колдуны и т.д.)
Столкновение реального и фантастического в «Бесах»

Столкновение реального и фантастического в «Бесах»

 Образы повседневности

Образы повседневности

«Кони понеслися»…

«Кони понеслися»…

Одичалый - … ОДИЧА́ЛЫЙ, -ая, -ое; -ал. 1. Ставший диким. Одичалая кошка. 2. Выражающий дикость, безумие, странный. О. вид. О. взгляд. (Толковый словарь С.И.Ожегова)

Одичалый - …

ОДИЧА́ЛЫЙ, -ая, -ое; -ал.

1. Ставший диким. Одичалая кошка.

2. Выражающий дикость, безумие, странный. О. вид. О. взгляд.

(Толковый словарь С.И.Ожегова)

Путь народа… Поэт привлекает все фольклорное богатство: - просторечие; - символы; - эпитеты; - песенные образы Каким языком он говорит в стихотворении? С чьей точки зрения предстает перед нами путь?

Путь народа…

  • Поэт привлекает все фольклорное богатство:
  • - просторечие;
  • - символы;
  • - эпитеты;
  • - песенные образы
  • Каким языком он говорит в стихотворении?
  • С чьей точки зрения предстает перед нами путь?
«Мутная» ночь… Смысл эпитета

«Мутная» ночь… Смысл эпитета

Вера Пушкина А.С. Пушкин видел скрытое величие в человеке, в России и во всей русской литературе. Он мечтал, чтобы это величие проявилось. «Став вполне народным поэтом, Пушкин тотчас же, как только прикоснулся к силе народной, так уж и предчувствует великое грядущее назначение этой силы. Тут он угадчик, тут он пророк… (…) Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное». Ф.М.Достоевский.

Вера Пушкина

  • А.С. Пушкин видел скрытое величие в человеке, в России и во всей русской литературе.
  • Он мечтал, чтобы это величие проявилось.
  • «Став вполне народным поэтом, Пушкин тотчас же, как только прикоснулся к силе народной, так уж и предчувствует великое грядущее назначение этой силы. Тут он угадчик, тут он пророк… (…)
  • Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное».
  • Ф.М.Достоевский.
Русские народные пословицы и поговорки о дороге Самая трудная дорога та…. По плохой дороге… Дорогу одолеет тот, кто… Дорога даже в ухабах… В темную ночь… Плохо, когда из близкой дороги… Иди прямой дорогой…

Русские народные пословицы и поговорки о дороге

  • Самая трудная дорога та….
  • По плохой дороге…
  • Дорогу одолеет тот, кто…
  • Дорога даже в ухабах…
  • В темную ночь…
  • Плохо, когда из близкой дороги…
  • Иди прямой дорогой…