Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме"Подготовка к сочинению-рассуждению в новом формате ЕГЭ"»
Подготовка к сочинению по тексту в новом формате ЕГЭ
подготовила
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ с.Н.Саниба»
Хадзарагова Э.А.
Цель урока: продолжить подготовку к выполнению 27 задания ЕГЭ: отработать умение составлять композицию сочинения-рассуждения, делить текст на абзацы.
Задание 27. Формулировка задания:
- Напишите сочинение по прочитанному тексту.
- Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
- Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
- Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
- Объём сочинения - не менее 150 слов.
Критерии оценивания сочинения (К1-К4)
План
Критерии
1) Проблема, поднятая автором текста.
1б - верно сформулирована одна из проблем исходного текста.
2) Комментарий к проблеме:
3) Позиция автора.
5б – 2 примера + 2 пояснения + смысловая связь
а) 1-ый пример из текста+ пояснение
4) Отношение к позиции автора + обоснование.
4 б - 2 примера + 1 пояснение + смысловая связь
б) 2-ой пример из текста + пояснение
1б – позиция автора сформулирована правильно по данной проблеме
в) связь между примерами
4б - 2 примера + 2 пояснения
5) Вывод.
1б – выражено отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором), и оно обосновано.
3 б - 2 примера + 1 пояснение
3б – 1 пример + 1 пояснение
2б - 2 примера
1 б - 1 пример
- Правильно ли составлен план сочинения-рассуждения по тексту в новом формате ЕГЭ? Если допущены ошибки, то назовите их.
5.Заключение.
Проверим себя
Задание1- « Дорожка к пониманию текста…»
- Люди хотят быть счастливыми — это их естественная потребность. Но где кроется самая сердцевина счастья? Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь. Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? И да, и нет. Нет — по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. Кроется ли она в здоровье? Конечно, да, но в то же время и нет.
- Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. А Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай». Обратите внимание на начало фразы: «Если хочешь быть оптимистом...» И еще - «вникай сам».
- В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый.
- Сёстры спрашивали: «Розов, что ты такой весёлый?» А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я-то здоровый». Дух мой был здоров.
- Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри нас». Гармоническое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важнейшую роль в его формировании. Но не самую важную. При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделяю борьбу с самим собой. Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, иначе — беда.
- (По В.Розову
Задание 2«Самая дорогая…часть!»
Комментарий к проблеме
- На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями иллюстрирует проблему?
- Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?
- - На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему?
Задание 3 Формулировка авторской позиции
Если проблема текста – это некий вопрос , то позиция автора – это ответ на вопрос , поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.
Типовые конструкции для выражения авторской позиции
- Автор считает, что…
- Автор подводит читателя к выводу о том, что…
- Позиция автора такова…
- Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…
- Автор призывает нас (к чему)…
- Автор убеждает нас в том, что…
- Автор осуждает (кого/что, за что)…
Собственная позиция и ее обоснование
- В сочинении надо выразить своё мнение по сформулированной проблеме , согласившись или не согласившись с позицией автора, и привести два аргумента, опираясь прежде всего на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения.
Заключение
- В заключительной части нужно подвести итог всему сказанному, сделать обобщение, вывод. Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.
«Работаем экспертами»
- Цель: создание условий для активного усвоения учебного материала, совершенствование навыков самостоятельной работы с текстом, систематизация знаний о критериях оценивания сочинения - рассуждения
- В этом тексте В.Розов поднимает проблему счастья. Человек счастлив, когда его любят и ценят, когда всё вокруг хорошо: дом, работа, успех. «Счастье кроется именно в гармонии личности. Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебя счастливым». Автор статьи призывает нас быть оптимистами, быть здоровыми, и тогда счастье не обойдет нас стороной. Я с автором полностью согласен.
Оценивание групповых работ
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
- Фамилия имя
- Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен.
- -Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
- А) да, все работали одинаково.
- Б) кто-то работал больше, а кто-то меньше.
- В) нет. Работал только один.
- -Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
- А) работали дружно, ссор не было.
- б) работали дружно, спорили, но не ссорились.
- В) очень трудно было договориться, не всегда получалось.
- - Тебе понравился результат работы группы?
- А)да, все получилось хорошо.
- б) нравится, но можно было бы лучше.
- В) нет, не нравится.
Этап рефлексии
- 1 уровень: самостоятельно написать пока не смогу.
- 2 уровень: напишу, но присутствуют затруднения, требуется дополнительная практическая тренировка.
- 3 уровень: надеюсь, что с сочинением справлюсь.
Домашнее задание
- Написать сочинение-рассуждение по тексту Виктора Розова
- Материал для сочинения (шаблон-подсказка):
- Публицист Виктор Розов тексте поднимает проблему…
- Размышляя над поставленной проблемой, автор рассказывает … По его мнению..
- Таким образом, автор приходит к следующему выводу, что…
- Невозможно не согласиться с автором.
- Данная проблема раскрывается автором..
- Я тоже убеждён в том, что…
- В заключение хочу сказать, что…
Спасибо за внимание!