СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по военной прозе Бориса Васильева. (рассказ "Ветеран")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация представлет собой иллюстративный материал к уроку по рассказу Бориса Васильева "Ветеран".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по военной прозе Бориса Васильева. (рассказ "Ветеран")»

 «Своя война, но общая Победа» Женщина на войне.    Рассказ Бориса Львовича Васильева  «Ветеран»  Работу выполнила учитель  русского языка и литературы Ярош Елена Борисовна

«Своя война, но общая Победа»

Женщина на войне.

Рассказ Бориса Львовича Васильева

«Ветеран»

Работу выполнила учитель

русского языка и литературы

Ярош Елена Борисовна

  «Война-самое  главное событие  моей жизни»  ( Борис Львович Васильев ) 1921-2016

«Война-самое

главное событие

моей жизни»

( Борис Львович Васильев )

1921-2016

  Война переехала и через меня, и если не запахала, не искалечила, не задушила, тяжесть ее все равно невозможно сбросить с плеч. Она- во мне, часть моего существа, обугленный листок биографии. И еще – особый долг за то, что целым и невредимым оставили именно меня…  ( Борис Васильев, «Летят мои кони )

Война переехала и через меня, и если не запахала, не искалечила, не задушила, тяжесть ее все равно невозможно сбросить с плеч. Она- во мне, часть моего существа, обугленный листок биографии. И еще – особый долг за то, что целым и невредимым оставили именно меня…

( Борис Васильев, «Летят мои кони )

 «На войне у каждого -  своё дело,  не все же из винтовок  лупили».

«На войне у каждого -

своё дело,

не все же из винтовок

лупили».

 « Чем выше духовная структура человека ,  тем больше у него возможностей жить не  только в абсолютном, но и в относительном  времени, и для меня глобальной задачей искусства  является его способность продлевать  человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить  людей активно существовать и во времени  относительном, то есть сомневаться, чувствовать  и страдать » (Борис Васильев, «Летят мои кони»).

« Чем выше духовная структура человека ,

тем больше у него возможностей жить не

только в абсолютном, но и в относительном

времени, и для меня глобальной задачей искусства

является его способность продлевать

человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить

людей активно существовать и во времени

относительном, то есть сомневаться, чувствовать

и страдать » (Борис Васильев, «Летят мои кони»).

   Краткое содержание повести Б. Л. Васильева «Ветеран»   Ветерана войны Алевтину Ивановну Коникову секретарь комсомольской организации фабрики попросил выступить перед молодыми ткачихами во Дворце культуры.  Готовясь к выступлению, героиня повести Бориса Львовича Васильева начинает знакомиться с отложенной мужем литературой. В этих книга не было описания той войны, через которую прошла Алевтина Ивановна. Это была не её война…   И она окончательно решила , что расскажет о своей войне …

Краткое содержание повести Б. Л. Васильева «Ветеран»

Ветерана войны Алевтину Ивановну Коникову секретарь

комсомольской организации фабрики попросил выступить перед

молодыми ткачихами во Дворце культуры.

Готовясь к выступлению, героиня повести Бориса Львовича Васильева

начинает знакомиться с отложенной мужем литературой. В этих книга не

было описания той войны, через которую прошла Алевтина Ивановна.

Это была не её война…

И она окончательно решила , что расскажет о своей войне

 Вопросы для исследования текста произведения  1.Сколько лет главной героине повести?(50).  2.Как звали главную героиню?(Алевтина Ивановна Коникова).  3.Кем работала Алевтина Ивановна?(главным бухгалтером отдела сбыта на фабрике).  4.О чём беседовал секретарь комсомольской организации фабрики с Алевтиной Ивановной?(напомнил о том, что героиня является ветераном войны, и предложил ей выступить на следующий день перед работницами фабрики).  5.Как восприняла этот разговор Алевтина Ивановна?(героиня опустилась на стул и заплакала, очень сильно разволновалась). 6.Как звали мужа Алевтины Ивановны? 7.Как оценивала свою семейную жизнь героиня? («….твёрдо считала себя очень счастливой женщиной, … у неё дружная семья, любящий муж, хорошие дети, работа и уважение окружающих)»).

Вопросы для исследования текста произведения

1.Сколько лет главной героине повести?(50).

2.Как звали главную героиню?(Алевтина Ивановна Коникова).

3.Кем работала Алевтина Ивановна?(главным бухгалтером отдела сбыта на фабрике).

4.О чём беседовал секретарь комсомольской организации фабрики с Алевтиной Ивановной?(напомнил о том, что героиня является ветераном войны, и предложил ей выступить на следующий день перед работницами фабрики).

5.Как восприняла этот разговор Алевтина Ивановна?(героиня опустилась на стул и заплакала, очень сильно разволновалась).

6.Как звали мужа Алевтины Ивановны?

7.Как оценивала свою семейную жизнь героиня? («….твёрдо считала себя очень счастливой женщиной, … у неё дружная семья, любящий муж, хорошие дети, работа и уважение окружающих)»).

 Вопросы для исследования текста произведения  8. Как характеризует героиню писатель? ( И она всю жизнь старалась изо всех сил и дома, в семье, и на работе. Старалась оправдать и эту любовь, и эту дружбу, и это уважение…Коникова никогда не подводила.»). 9. А что же будет завтра вечером во Дворце культуры? 10. Как готовилась к выступлению Алевтина Ивановна?(Советовалась с мужем, участником войны, ветераном, «Она верила мужу:он и выступал часто, и знал больше, и читал книги»). 11.В каком году героиня пришла на фронт? (в апреле 1943 года). 12.Где закончила войну Алевтина Ивановна? (В Белграде). 13.Каие люди окружали её на фронте? 14.Что объединяло этих людей?  15. Что вспомнила о своей войне Алевтина Ивановна?  16.Почему недопустимо вовлечение женщин в военные события?

Вопросы для исследования текста произведения

8. Как характеризует героиню писатель? ( И она всю жизнь старалась изо всех сил и дома, в семье, и на работе. Старалась оправдать и эту любовь, и эту дружбу, и это уважение…Коникова никогда не подводила.»).

9. А что же будет завтра вечером во Дворце культуры?

10. Как готовилась к выступлению Алевтина Ивановна?(Советовалась с мужем, участником войны, ветераном, «Она верила мужу:он и выступал часто, и знал больше, и читал книги»).

11.В каком году героиня пришла на фронт? (в апреле 1943 года).

12.Где закончила войну Алевтина Ивановна? (В Белграде).

13.Каие люди окружали её на фронте?

14.Что объединяло этих людей?

15. Что вспомнила о своей войне Алевтина Ивановна?

16.Почему недопустимо вовлечение женщин в военные события?

 Воспоминания Алевтины Ивановны о войне. Лицо войны… « А.И. всю войну прошла бойцом банно-прачечного отряда, то есть прачкой» 2. « Двести пар заскорузлого от крови и пота обмундирования и горы окровавленных бинтов ждали их на каждом рассвете войны». 3. « И с рассвета и дотемна бойцы банно-прачечного отряда гнулись над корытами и кипящими баками». 4. «От кипятка и ядовитого, пронзительно вонючего мыла трескалась и уже не заживала кожа» 5. «А потом как-то незаметно стали исчезать и ногти». 6. «И девушки очень расстраивались и плакали не только от боли и усталости, а и от страха». 7. «А.И. вспомнила усталость, от которой тошнило во сне, вшей на мёртвых и на живых, тяжкий запах переполненных братских могил, вспомнила обугленных танкистов в горящих танках, двадцатилетних лейтенантов с седыми прядями, надсадный вой пикирующих бомбардировщиков иискалеченные молодые тела…»

Воспоминания Алевтины Ивановны о войне. Лицо войны…

  • « А.И. всю войну прошла бойцом банно-прачечного отряда, то есть прачкой»

2. « Двести пар заскорузлого от крови и пота обмундирования и горы окровавленных бинтов ждали их на каждом рассвете войны».

3. « И с рассвета и дотемна бойцы банно-прачечного отряда гнулись над корытами и кипящими баками».

4. «От кипятка и ядовитого, пронзительно вонючего мыла трескалась и уже не заживала кожа»

5. «А потом как-то незаметно стали исчезать и ногти».

6. «И девушки очень расстраивались и плакали не только от боли и усталости, а и от страха».

7. «А.И. вспомнила усталость, от которой тошнило во сне, вшей на мёртвых и на живых, тяжкий запах переполненных братских могил, вспомнила обугленных танкистов в горящих танках, двадцатилетних лейтенантов с седыми прядями, надсадный вой пикирующих бомбардировщиков иискалеченные молодые тела…»

  Подготовка к выступлению. Воспоминания.  1.Ей вспомнились страшные картины войны: « Обваренные паром лица, распухшие руки да красная от крови мыльная пена, в которой отмокало поступавшее из медсанбатов обмундирование, всё настойчивее, всё чётче и яснее возвращались из далёкого далека, из того далёка,что у всех поколений бывает самым звонким, самым свободным и самым прекрасным, за что и называется ЮНОСТЬЮ.»  2.Однажды «Двадцать два часа простояли за корытами, двадцать два-почти сутки. И ели тут же, среди щёлока и мыла, в едком пару, сидя на грудах бинтов, ломких от крови и гноя. Ели медленно и молча , как старушки… И падали на эти же бинты, теряя сознание или засыпая на десять минут».

Подготовка к выступлению. Воспоминания.

1.Ей вспомнились страшные картины войны: « Обваренные паром лица, распухшие руки да красная от крови мыльная пена, в которой отмокало поступавшее из медсанбатов обмундирование, всё настойчивее, всё чётче и яснее возвращались из далёкого далека, из того далёка,что у всех поколений бывает самым звонким, самым свободным и самым прекрасным, за что и называется ЮНОСТЬЮ.»

2.Однажды «Двадцать два часа простояли за корытами, двадцать два-почти сутки. И ели тут же, среди щёлока и мыла, в едком пару, сидя на грудах бинтов, ломких от крови и гноя. Ели медленно и молча , как старушки… И падали на эти же бинты, теряя сознание или засыпая на десять минут».

 О чём хотела рассказать А.И. молодым ткачихам ?  «Очень хотела рассказать, как назло всему тогда на войне женщины старались быть женственными, как берегли большое зеркало, укутывая его одеялом».  Героиня вспоминает, как прятали от мужчин шершавые и изъязвлённые руки.  3. Вспомнила, как вместо чулок им выдавали трикотажные офицерские кальсоны. «Всё это было чудовищной несправедливостью», отрицанием их женского естества.

О чём хотела рассказать А.И. молодым ткачихам ?

  • «Очень хотела рассказать, как назло всему тогда на войне женщины старались быть женственными, как берегли большое зеркало, укутывая его одеялом».

  • Героиня вспоминает, как прятали от мужчин шершавые и изъязвлённые руки.

3. Вспомнила, как вместо чулок им выдавали трикотажные офицерские кальсоны. «Всё это было чудовищной несправедливостью», отрицанием их женского естества.

 Юность - самая звонкая пора жизни 1.Борис Васильев обращает внимание читателей на то, что и на войне «Одно желание было всегда-ЖЕЛАНИЕ НРАВИТЬСЯ и мечта , что когда-нибудь и для них придёт оно, ДЕВИЧЬЕ СЧАСТЬЕ, в скрипящих сапогах, с таким знакомым, таким привычным запахом пороха, пота и крови. Придёт -они молились за это СЧАСТЬЕ, они верили в него и ждали его как награду за труд, за страх, за боль и за то ещё, что, несмотря ни на что, вопреки всему на свете, они оставались тем, кем были,- ЖЕНЩИНАМИ. Именно об этом хотела рассказать Алевтина Ивановна молодым ткачихам!

Юность - самая звонкая пора жизни

1.Борис Васильев обращает внимание читателей на то, что и на войне

«Одно желание было всегда-ЖЕЛАНИЕ НРАВИТЬСЯ и мечта , что

когда-нибудь и для них придёт оно, ДЕВИЧЬЕ СЧАСТЬЕ, в скрипящих

сапогах, с таким знакомым, таким привычным запахом пороха, пота и крови. Придёт -они молились за это СЧАСТЬЕ, они верили в него и ждали его как награду за труд, за страх, за боль и за то ещё, что,

несмотря ни на что, вопреки всему на свете, они оставались тем, кем были,- ЖЕНЩИНАМИ.

Именно об этом хотела рассказать Алевтина Ивановна молодым ткачихам!

Домашнее задание Написать мини-сочинение, ответив на вопрос: «Почему же Алевтина Ивановна все-таки не считает себя ветераном войны и начала свое выступление так, как ей советовал муж?»

Домашнее задание

Написать мини-сочинение, ответив на вопрос: «Почему же Алевтина Ивановна все-таки не считает себя ветераном войны и начала свое выступление так, как ей советовал муж?»

 Использованные источники   1.Карнюшин В.А. Изучение «малой прозы» Бориса Васильева. Методический комплекс. Смоленск.1998г.  2.Б. Л.Васильев. «Ветеран». 1976.  3. Л.Г.Зазулина. Борис Васильев. Рассказы и повести. Семинарское занятие в 9-11 классах по внеклассному чтению.Г.Оренбург.2016.

Использованные источники

1.Карнюшин В.А. Изучение «малой прозы» Бориса Васильева. Методический комплекс. Смоленск.1998г.

2.Б. Л.Васильев. «Ветеран». 1976.

3. Л.Г.Зазулина. Борис Васильев. Рассказы и повести. Семинарское занятие в 9-11 классах по внеклассному чтению.Г.Оренбург.2016.