СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Почему радуга разноцветная"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к урок "Почему радуга разноцветная"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Почему радуга разноцветная"»

Конспект урока.

Предмет: окружающий мир. УМК «Школа России»

Учитель: Тюлькина Е. А.

Класс: 1а


Тема урока: «Почему радуга разноцветная?»

Цель урока: сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их

последовательности, представление о разложении солнечного света.

Развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.



Формирование универсальных учебных действий (УУД).


Личностные УУД:

1. Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности.

2. Ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей.

3. Развитие эстетических чувств и духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

1. Развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней.

2. Вырабатывать способность различать способ и результат действия.

3. В сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

1. Осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии, запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма

отображать последователь­ность цветов радуги с помощью цветных поло­сок.

2. Описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблю­дениям и рисунку учебника.

Коммуникативные УУД:

1. Адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации.

2. Задавать вопросы, формулировать собственное мнение.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;

4. Оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности.


Оборудование и материал:


-Учебник: А. А. Плешаков «Окружающий мир»;

-Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»;

-Компьютер; Презентация предназначена для урока окружающего мира в 1 классе по программе «Школа России». Презентация поможет сформировать первоначальные представления о свете и цвете, познакомит детей с цветами радуги и их последовательностью.

-тесты для проверки домашнего задания;

-комплект разноцветных полосок для моделирования радуги, клей, цветные карандаши.


Учебные действия:

-Пересказывать и понимать тексты о природе. Использовать естественно-научные тексты, видеофрагмент, с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных высказываний.

-Описывать явление неживой природы, выделять её признаки.

-Обнаруживать простейшие взаимосвязи в природе, которые являются причиной возникновения радуги.

-Создавать простейшую модель радуги.




Планируемые образовательные результаты:


Личностные:

1. Интерес к изучению явлений природы

2. Чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением "радуга"

3. Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.

Метапредметные:

1. Опережающее обучение: связь природоведения и физики.

Регулятивные:

1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

3. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги.

Познавательные:

1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.).

3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

2. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Предметные:

1. Узнать, как образуется радуга.

2. Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.

3. Запомнить последовательность цветов радуги.


Основные методы:

-Исследовательский;

-Деятельностный.


Ход урока.

I.Оргмомент.

Улыбнитесь друг другу и садитесь.

Руки? (хором) На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!

Готовы к уроку? Да!


II. Актуализация знаний. (ТРИЗ «Ложная альтернатива»)

- Какие явления природы вас радуют?


III.Сказка.


- Продолжит наш урок сказка.

Автор: Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти кончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском:



Солнечный зайчик.


Я всегда со светом дружен.

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по листве.


Муравьишка: Кто ты?


Солнечный зайчик: Солнечный зайчик!


Муравьишка: Что ты делаешь там, так высоко?


Солнечный зайчик: Я делаю чудеса!


Автор: И тут Муравьишка увидел в небе…


Муравьишка:


Что за чудо – красота!

Расписные ворота

Показались на пути,

В них ни въехать, ни войти.


Автор: Ребята, что же увидел Муравьишка в небе?


Муравьишка: Как же – ты это сумел сделать?

(Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал.)


IV. Определение темы урока, целеполагание.

- А кто видел радугу?

- Какие чувства вы испытывали в это время?

- Каждый человек хотя бы раз в жизни любовался радугой - одним из самых красивых явлений природы. Говорят, что там, где заканчивается радуга, находятся сокровища. Многие, веря в эту легенду, пытались найти эти сокровища, но всё безрезультатно.

- А что бы вы хотели узнать про радугу? (Критическое мышление. Метод эвристических вопросов, прием «Ромашка»)

Собираем ромашку.

  • Что такое радуга?

  • Как и когда она появляется?

  • Почему она разноцветная?

  • Из каких цветов состоит радуга?

  • Можно ли самим получить радугу?

-Какая будет цель нашего урока? (Ответить на эти вопросы).

- А это единственная цель нашего урока? ( Нет. Дружно работать, внимательно слушать, помогать друг другу…)

- Я с вами согласна!






V. Мотивация.

- Так как мы сегодня будем говорить о радуге, я предлагаю вам, в течении урока попробовать собрать свою радугу. У каждого из вас есть разноцветные полоски и листочки, на которые вы будете приклеивать их.


VI. Изучение нового материала. Решение проблемных ситуаций.


1. Что такое радуга.

- Как вы думаете, а что обозначает слово «РАДУГА»?


2. Как и когда возникает радуга.

- Скажите, когда в небе появляется радуга? (Когда идет дождь, и светит солнце).

- Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь.

- Кто строители радуги? (Дождь и солнце).

- Как они ее построили? (Ответы детей).

- Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Когда дождь заканчивается, редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглядывает солнце. Оно светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе, напротив солнца, возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

- Сделайте вывод: когда и как возникает радуга.

- А теперь прочитайте вывод в учебнике на с.41.

Вывод: Радуга появляется, когда идет дождь и светит солнце.


3. Почему радуга разноцветная.


- Как вы думаете, а почему радуга разноцветная?

- Солнечный свет кажется нам белым. Но на самом деле он состоит из нескольких цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый свет. Но вот, когда на их пути встречается дождевая капелька, то проходя через капельку воды он распадается на несколько цветов.

  • Проведение опыта.


-Давайте проведем опыт. У вас на партах лежит призма (она заменит нам капельку воды). Возьмите ее в руку и посмотрите через нее на свет. Что вы увидели? (Радугу).

- Как же она появилась?

- Луч, проходя через призму, распался на цветные лучики.

- Что нам заменила призма?

- Что является главным «художником в природе»? (Солнце).

- На что попадают в небе солнечные лучи?

- Что с ними происходит?

- Что при этом образуется?

- Молодцы! Почему же радуга разноцветная? Сделайте вывод.

Вывод: Солнечные лучи, проходя через дождевые капли, распадаются на цветные лучики, поэтому образуется радуга.


4. Из каких цветов состоит радуга.

- Сколько цветов у радуги?

- Кто знает порядок следования цветов в радуге?

- А какая фраза помогает запомнить этот порядок? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан).

  • Работа в парах(по выбору).

- Сейчас вы поработаете в парах, но задание выберите сами: или соберите из цветных полосок радугу, или из шариков, раскрасив их в правильном цветовом порядке (р. т. с. )

  • ПРОВЕРКА

- Давайте проверим. (Верхняя полоска(первый шарик) ……)

- У кого правильно собрана радуга (раскрашены шарики)?

- Повторим хором фразу, которая помогает запомнить порядок следования цветов в радуге.

– Сколько цветов в радуге?

Вывод: Радуга состоит из 7 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

- Молодцы!


  1. Можно ли самим получить радугу. (РКМ творческие и практические вопросы)

  • Работа в группах.

- Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию в небе. А можно ли увидеть радугу в домашних ситуациях?

- Обсудите это в группах, пользуясь карточками. Отметьте эти случаи «галочкой».

  • Играя в песочнице, при пересыпании песка.

  • При поливе грядок из шланга.

  • В мыльных пузырях.

  • В бочке с водой.

  • В брызгах фонтанчика.

  • ПРОВЕРКА.

- В каких случаях можно увидеть радугу?

- Верно, молодцы! Действительно, в этих случаях можно увидеть радугу, но если вы будете стоять так, чтобы солнце было позади вас, а дождь (брызги, мыльный пузырь, фонтан) будут перед вами. Это главное условие!

  • Практическая работа????

Вывод: В домашних условиях можно получить радугу.


VII. Необычные радуги.


-А всегда ли радуга одинаковая, и всегда ли она бывает только летом?

- Оказывается, что радуги бывают разные! Обычная радуга - это простая радуга-дуга, но, иногда, можно увидеть необычную радугу. Если смотреть с самолёта, можно увидеть кольцевую или даже перевёрнутую.

Обычно солнечный луч и дождевые капли строят одну радугу, но бывает, что всем на радость и удивление, в небе сразу появляются две радуги.

Одна из них поярче, другая побледней! Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды. Когда дождь стихает, будто кто–то стирает радугу с неба. Ещё реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг - такое случается только над большими реками, озёрами, водопадами. Природа очень изобретательна!

Как правило, радуга появляется в теплое время года, но, иногда, ее можно увидеть и зимой. По мнению ученых, зимняя радуга - явление уникальное, ведь преломление солнечного света происходит не в капельках воды, как летом, а в кристалликах льда. Во время оттепели можно зимой увидеть радугу. Есть народная примета – радуга зимой к морозам.

Вывод: радугу можно увидеть практически в любое время суток, даже ночью и в зимнюю стужу.


VIII. Закрепление изученного материала.


  • Игра «Лови ошибку».

- А сейчас давайте проверим, какие вы внимательные. Возьмите карточку. Вам надо вычеркнуть те цвета, которых нет в радуге. (Зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый, малиновый, желтый, голубой).

  • Проверка.

- Проверьте себя по слайду. У кого так, поднимите руку. Я очень рада, что все справились с этим заданием. А что вы заметили при проверке?

- Молодцы! Вы очень внимательны.


  • Работа с толковым словарем.

- Давайте ещё раз подумаем, что такое радуга?

- А сейчас возьмем в помощники толковый словарь, он у вас лежит на партах, найдите с соседом по парте слово «радуга», прочитайте толкование.

- Давайте теперь прочитаем вместе.


IX. Рефлексия. (РКМ оценочные вопросы).


- Какая у нас была цель? (Ответить на вопросы) (слайд с вопросами).

- Мы справились с ней?

- Когда и как возникает радуга?

- Почему она разноцветная?

- У кого получилась целая радуга? Покажите! Молодцы! У кого радуга не полная?

- Не расстраивайтесь, на следующих уроках вам надо быть более активными, внимательными, и у вас все получится.

- С каким настроением заканчиваем урок?

- Кто заканчивает с хорошим настроением, похлопайте в ладоши.

- Я очень рада, слышать такие аплодисменты. Спасибо за работу на уроке!

- У меня для вас, есть сюрприз! (Связки шаров).