Повторительно-обобщающий интегрированный
урок (физика и музыка) 9 класс
по теме «Звуковые явления»
Выполнила учитель физики Клепова Л.Ф.
ЧОУ «Православная гимнвзия» г. Кемерово
Звуковые явления
Музыка – арифметика звуков, подобно тому, как оптика – геометрия света.
(Клод Дебюсси)
Мир звуков так богат, красив и разнообразен…
Звуки бывают п риятные и неприятные; громкие и тихие; звуки природы(естественные) и искусственные (технического происхождения), звуки, которые издаёт наш организм и т. д.
Ответить на вопросы:
- Что является источником звука?
3. Как он возникает? (Условия)
4. Чем одни звуки отличаются от других?
5. Какие физические величины характеризуют
это физическое явление?
3
Период измеряется в …
Частота измеряется в …
Амплитуда измеряется в
Время одного колебания
160 – 340 Гц
Период-…
Бэл
Частота-…
Амплитуда-…
В секундах
Число колебаний в единицу времени
Частотный диапазон при обычном разговоре у женщин
скорость звука измеряется
Гц
Длина волны измеряется.
м/с
Наибольшее смещение от положения равновесия
Частотный диапазон при обычном разговоре у мужчин
в метрах
Длина волны…
Расстояние между двумя точками, колеблющимися в одинаковых фазах
м
Источники звука
естественные
искусственные
Значение звука
в жизни человека
Звуки помогают человеку ориентироваться в окружающем его мире.
Звуки оказывают влияние на эмоциональное состояние человека
Полное отсутствие звука - абсолютная тишина пугает и угнетает человека.
Шум большого города –экологическая проблема.
Громкие звуки заставляют человека нервничать, бояться (громкий звук для древних людей всегда был сигналом опасности)
6
Музыка (греч. Прилагательное от греческого - муза) – искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.
Мудрецы древности думали что музыка родилась одновременно с творением мира. Пифагор считал музыку точной наукой.
7
О, музыка, – язык любви, Язык всемирного общенья!.. Как звуки вечные твои Нас призывают к пробужденью,
Как наполняют кровь и мысль, Как успокаивают нервы, Когда по залу пронеслись
Раскаты двух аккордов первых .
«Музыка- – это стенография чувств»
(Лев Толстой )
Как связаны характеристики звука физические и музыкальные.
Высота звука
Частота колебаний
Как связаны характеристики звука физические и музыкальные.
Громкость звука
Амплитуда колебаний
Длительность звука
1
Метроном - прибор для определения темпа исполняемого музыкального произведения путём точного отсчёта длительности метра.
Аппараты такого типа появились в конце 17 в. Наиболее удачным из них оказался Метроном системы И. Н. Мельцеля (патент в 1816), употребляемый до сих пор
Тембр
Виды певческих голосов
Женские голоса
Контральто
Частотный диапазон голоса
170-780
Меццо сопрано
200-900
Сопрано
250-1000
Колоратурное сопрано
330-1400
Виды певческих голосов
Мужские голоса
Частотный диапазон голоса
Бас
80-350
Баритон
100-400
Тенор
130-500
Наибольшую пользу для снятия нервного напряжения приносит классическая или народная музыка
Большое значение для русского Православия и в целом для русской истории и культуры имеет колокольный звон. В старину колокольные звоны сопровождали людей от рождения до смерти, звучали в дни торжеств и бед народных, созывали на вече, провожали на битву, определяли время веселью и скорби, скликали на ярмарки и праздники.
Колокола – голос России
Колокола России
Первый церковный колокол.
Епископ Павлин Милостивый (353-431)
Воззови, Господи, … Соедини сердца наши.
Дай нам чувствовать дыхание Твоё, чтобы сердца наши слышали призыв Твой и души не блуждали в безграничной темноте.
Задача
Самая большая длина звуковой волны, которую издаёт колокол 170м, а самая маленькая - 0,8 м. Определить в каком диапазоне частот звучат колокола, если скорость звука в воздухе 340 м/с?
Ответ: 2Гц -500Гц
СИНКВЕЙН
Синквейн помогает определить своё отношение к рассматриваемой теме.
- 1 строка – одно слово – ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
- 2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
- 3 строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
- 4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
- 5 строка – синоним ключевого слова (существительное)
Спасибо за урок!