Сочинение - описание по картине В. Г. Никонова «Первая зелень»
Владимир Глебович Никонов родился в 1949 году, в Москве. Работает в редкой технике живописной миниатюры (масло, грунтованный картон). Творческий метод определяется влиянием отечественной реалистической школы живописи. Лирический камерный пейзаж средней полосы России и виды старинных архитектурных памятников являются излюбленными темами его произведений. Пейзажи мастера неоднократно экспонирова-лись в Москве и за рубежом. Многие работы находятся в отечественных частных коллекциях, а также в Англии, США, Швейцарии, Швеции, Франции, Германии, Италии, Южной Корее, Болгарии и других странах. "Творчество старых мастеров Саврасова, Шишкина, Поленова, Левитана и особенно близкого по духу и определило мои художественные взгляды и ценности", - признается художник.
Владимир Никонов вновь и вновь пишет Новодевичий монастырь, маленькие храмы Подмосковья и древнерусских городов или пронизанные литературно-историческими ассоциациями виды русских усадеб, пушкинские места, домик Бестужева в далеком Дербенте.
Никонов В. «Прозрачный воздух осени»
Никонов В. «Три грации»
Никонов В. «Март»
Излюбленные мотивы его пейзажей уже сами по себе причастны к вечным ценностям отечественной культуры. Счастливая для художника и зрителя сопричастность с художественным наследием, с красотой родной природы усиливается благодаря спокойной реалистической манере и лирическим интонациям в талантливых пейзажах Владимира Никонова.
Сама техника живописной миниатюры, ныне почти забытая, придает особое очарование произведениям художника. Его лирические пейзажи камерны, интимны не только благодаря своему размеру, но и по эмоциональному диапазону художественного образа. Они предполагают дружеское соседство со зрителем не в отстраненном пространстве музейной экспозиции, а в небольшом частном интерьере кабинета или гостиной. Миниатюры располагают к спокойному всматриванию, созерцанию и несколько элегическому сопереживанию поэтического образа природы, созданного художником. В своем творчестве Владимир Никонов удачно избегает живописной приблизительности маленького эскиза и нарочитой "красивости", сувенирных пейзажей художественных салонов. В то же время, жанр миниатюры позволяет художнику соединить свежесть и непосредственность этюда с законченностью картины.
Авторская техника живописи маслом, по мнению художника, позволяет ему на сравнительно малом живописном поле уловить тонкие колористические соотношения, передать не только мельчайшие детали, но и особую влажность и светоносность атмосферы. Владимир Никонов на редкость постоянен в своей любви к пейзажу среднерусской полосы и в своей приверженности к традициям русской реалистической живописи второй половины XIX - начала XX в.в.
- Его пейзажи покоряют ясностью, глубокой искренностью, отточенным мастерством исполнения. Тихие закатные вечера, напоенное солнцем разнотравье лесных полян, торжественно плывущие по небу облака или широко раскинувшиеся просторы земли с непременными приметами российского пейзажа — колокольнями церквей у горизонта — все это сюжеты и мотивы произведений Никонова. Малые размеры пейзажей Никонова, техника письма сближают его работы с миниатюрной живописью, хотя художником выработан совершенно самостоятельный живописный почерк и выразительный язык его произведений. Продуманное построение, четкость соотношения планов, множественность композиционных решений создают богатое разнообразие пейзажных образов.
Никонов В. Г. «Первая зелень»
Никонов В. Г. «Первая зелень»
- -Попробуйте устно составить пейзажную зарисовку на тему «А за окном весна…».
- -Какова будет главная мысль вашей зарисовки? -Какие чувства вы хотите вызвать ею у читателя?
- -Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?
картины В.Г.Никонова «Первая
зелень». Что изображено на
картине?
- Какое время года запечатлел
художник?
чувства вызывает у вас это
живописное полотно?
художник такого восприятия?
- Какими средствами художник пользуется для передачи своих чувств, своего отношения к такому явлению природы, как ранняя весна?
Карточка – информатор №1
Радость, грусть, ликование,
восторг, упоение,
счастье, состояние
приподнятости,
душевного подъёма.
- – По каким признакам можно определить, что на картине изображена весна?
- - Как Никонов передал в картине пробуждение природы в весенний солнечный день?
- - Какие цвета использовал художник для изображения мартовского солнечного дня?
- - Какие тона преобладают: теплые или холодные?
- — Какие приметы весны вы можете отметить? Почему вы так думаете?
Карточка – информатор №2
Краски:.
Звуки:
Запахи:
Никонов В. Г. «Первая зелень»
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ
- Вступление. Название картины, автор.
2. Небо, солнце, воздух.
3. Деревья.
4. Настроение, вызванное картиной.
Карточка – информатор №3
1. Вступление. Название картины, автор
2 . Небо, солнце, воздух
3 . Деревья
4 . Настроение, вызванное картиной
Карточка – информатор №3
1. Вступление. Название картины, автор
Первый месяц весны
2 . Небо, солнце, воздух
Голубое, ясное, высокое. Теплый, прозрачный
3 . Деревья
Ветки берез тянутся к небу, к теплым лучам солнышка .Почки набухли.
4 . Настроение, вызванное картиной
Радостное чувство
РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Как можно называть В.Г. Никонова в сочинении?
Как можно заменить слово «нарисовал»?
Какими словами можно заменить выражение «картина нарисована»?
Слова для справок:
- Художник, автор картины, мастер кисти (пейзажа), пейзажист, певец русской
природы.
- Изобразил , запечатлел, создал, воплотил, отразил, сумел передать, воспел, добивается передачи, вложил в картину.
- Картина , полотно, холст, пейзаж, пейзаж-картина.
- Написана , посвящена, отражает, воспроизводит, дает возможность узнать, вызывает впечатление, передает ощущение приближающейся осени
Орфографическая подготовка
Здесь,
справа,
слева,
рядом,
вблизи,
вдали.
Домашнее задание
Написать сочинение-описание по картине В. Г. Никонова «Первая зелень»
- Такое изображение называется пейзажной зарисовкой.
- Более ясное толкование этого понятия даёт Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова: зарисовка – то же, что рисунок; рисунок – нарисованное изображение, воспроизведение чего-нибудь.
- Следовательно, пейзажная зарисовка – изображённая природа .
Пейзажная зарисовка
БЕРЁЗКИНЫ СЕРЁЖКИ
На берёзке тонкой у дорожки Распустились новые сёрежки - Клейкие, зелёные, душистые… Их согрело солнышко лучистое, Оставляя след заката розовый На коре светящейся берёзовой.
Ирина Асеева
В АПРЕЛЬСКОМ ЛЕСУ
Хорошо в лесу в апреле: Пахнет лиственною прелью, Птицы разные поют, На деревьях гнёзда вьют; На полянах медуница Выйти к солнышку стремится, Между травами сморчки Поднимают колпачки; Набухают веток почки, Пробиваются листочки, Начинают муравьи Поправлять дворцы свои.
Георгий Ладонщиков
ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Они гласят во все концы: "Весна идёт, весна идёт! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперёд!" Весна идёт! Весна идёт! И тихих, тёплых майских дней Румяный светлый хоровод Толпится весело за ней.
Ф.И.Тютчев.
Составление плана сочинения
- Опушка берёзовой рощи.
- Величавые берёзки
- Прозрачный ручеек
- Ласковое солнце
- Восхищение художника красотой природы
Что изображено на картине?
Берёзовая роща ( берёзы ):
стройные, величавые, великие, высокие; вершины: пышные, изумрудные, раскидистые; стволы сосен : розоватые, сероватые, стройные
Опушка :
лесная, солнечная, жаркая
Ручеек:
прозрачный, журчащий, игривый, маленький
Небо:
голубое, высокое, бездонное
Облака:
легкие, бегущие