Алгебра 8 класс.
урок по теме:
«Решение линейных неравенств с одной переменной»
Выполнила
учитель математики
МБОУ ЕСОШ Ванжа Л.М.
2012год
Математика
Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе.
(М.И. Калинин)
Думая о сегодняшнем уроке, я почти случайно зарифмовала свои размышления. Послушайте, что у меня получилось, и попробуйте определить тему урока».
В математике - соотношенье между числами и выраженьями, В них и знаки для сравнения: меньше, больше иль равно? Я вам дам одну подсказку, вполне полезную возможно, Мир объединяет равенство, частица «не»
указывает на ……
неравенство
Тема урока : Решение неравенств с одной переменной
Цели урока:
Образовательная:
- Повторить и обобщить знания учащихся по теме «Линейные неравенства»
- Продолжить формирование умений работать по алгоритму.
Развивающая:
- Развивать навыки коллективной работы, взаимопомощи, самоконтроля.
- Воспитывать внимание, математическую зоркость, культуру речи.
Тип урока: Урок систематизации и повторения изученного материала.
(больше), ≤ (меньше или равно), ≥ (больше или равно), ≠ (не равно). " width="640"
- Отмечают (+) то,что им уже известно,
- (-) то,что не знакомо или не понятно
- Текст
- 1) Неравенство – это два числа или выражения, соединенные одним из знаков:
- (больше),
- ≤ (меньше или равно),
- ≥ (больше или равно),
- ≠ (не равно).
- 2) Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство. Например, х + 5 Подставив вместо х значение 1 , получим 1+ 5 верное числовое неравенство. Значит, х = 1 – решение данного неравенства.
- 3) Решить неравенство – это значит найти все его решения или доказать, что
- решений нет
Свойства числовых неравенств:
- 4) Если какой-либо член неравенства с одной переменной перенести из одной части неравенства в другую с противоположным знаком, оставив при этом без изменения знак неравенства, то получится неравенство, равносильное данному.
- 5) Если обе части неравенства с одной переменной умножить или разделить на одно и то же положительное число, оставив при этом без изменения знак неравенства, то получится неравенство, равносильное данному.
- 6) Если обе части неравенства с одной переменной умножить или разделить на одно и то же отрицательное число, изменив при этом знак неравенства на противоположный, то получится
- неравенство, равносильное данному.
Повторение.
1.
Конкурс: «Будь внимателен»
Какие неравенства соответствуют промежуткам:
а
1
б
2
в
3
Используем триггер, что позволяет учащимся определить последовательность решения примеров. Нажмите на голубой прямоугольник – появится соответствующий правильный ответ.
г
4
11
Повторение.
2.
Конкурс: «Используй опыт прошлого»
Соответствует ли геометрическая модель промежутков:
1
х
а
-2
2
б
х
4
7
3
в
х
2
-1
Используем триггер, что позволяет учащимся определить последовательность решения примеров. Нажмите на голубой прямоугольник – появится соответствующий правильный ответ.
4
г
х
-5
12
.
Для повторения темы, ее понимания и умения применять знания проведем тестирование с последующей проверкой. Каждое задание теста предполагает ответ «Да» или «Нет».
«Да» -1 «Нет»-0
В результате выполнения теста получится какое-то число.
10 ? 2) Является ли число -5 решением неравенства 4х 12 ? 3) Является ли неравенство 5х-15 4х+14 строгим? 4) Существует ли целое число принадлежащее промежутку [ -2,8; - 3,6 ] ? 5) При любом ли значении переменной а верно неравенство а ² +9 о? 6) Верно ли , что при умножении или делении обеих частей неравенства на отрицательное число знак неравенства не меняется? " width="640"
Конкурс: Проверка быстроты реакции №1 Тестирование. ( да - 1 , нет- 0 )
- Является ли число 14 решением неравенства 2х 10 ?
2) Является ли число -5 решением неравенства 4х 12 ?
3) Является ли неравенство
5х-15 4х+14 строгим?
4) Существует ли целое число принадлежащее промежутку
[ -2,8; - 3,6 ] ?
5) При любом ли значении переменной а верно неравенство
а ² +9 о?
6) Верно ли , что при умножении или делении обеих частей неравенства на отрицательное число знак неравенства не меняется?
Давайте проверим
101110
Конкурс: Умение проводить экспертизу. №3 а) Найди ошибку!
1. Х ≥7 2. y
Ответ: (-∞;7) Ответ: (-∞;2,5 ]
3. m ≥ 12 4. x ≤ -1,3
Ответ: (-∞;12) Ответ: [-∞;-1,3]
7
2,5
12
-1,3
2х - 3 1 . 1) 5х – 15 2х - 3 2) 5х–2х-3+15 3) 3х 12 4) х 4 5) 6) Ответ: (4; +∞) " width="640"
На примере решения неравенства с одной
переменной повторяют алгоритм решения
неравенств, называя преобразования
Пример: решить неравенство 5(х – 3) 2х - 3 1 . 1) 5х – 15 2х - 3 2) 5х–2х-3+15 3) 3х 12 4) х 4 5) 6) Ответ: (4; +∞)
3 №2. 30 + 5 х х + 2 14 + 2 х 4 х - 8 2- уровень (12 x-1)(3x+1)" width="640"
Работа у доски
- Задание: Решить неравенство и изобразить множество его решений на координатной прямой.
1-уровень :
№ 1. х – 7 3 №2. 30 + 5 х
х + 2 14 + 2 х
4 х - 8
2- уровень
(12 x-1)(3x+1)
Проверим :
- 1- й уровень
- № 1
- 1. (10 ;+∞)
- 2. (-∞;4)
- 3. (-2;+∞)
- № 2
1. (-∞ :-1)
Конкурс : Для умников и умниц
“ Умение делать вывод ”
Реши неравенства :
1) 6-2x
2) 2(3x-7)
и укажите наибольшее целое число, которое является его решением.
Проверь себя:
1) 4
2) 0
y -7 21 -6 y y -7 -6 y - y -7-21 -7 y - 28 y 4 ответ: (4 ;+ ∞) 1. 3(2 x +1)-12 x -3 x 6 x +3-12 x -3 x -6 x +3 x -3 -3 x -3 х 1 Ответ :( 1 ;+∞) " width="640"
Найди ошибку в решении неравенств Объясни почему допущена ошибка Запиши в тетради правильное решение
2 . 3(7-2 y ) y -7
21 -6 y y -7
-6 y - y -7-21
-7 y - 28
y 4
ответ: (4 ;+ ∞)
1.
3(2 x +1)-12 x -3 x
6 x +3-12 x -3 x
-6 x +3 x -3
-3 x -3
х 1
Ответ :( 1 ;+∞)
4. - 5(x -1)+ 5 ≤ -3( x +2)
- 5x +5+ 5 ≤ -3 x -6
-5 x- 3 x ≤ -6- 10
- 8x ≤ -1 6
x ≥ 2
ответ: [ 2;+ ∞ )
3. 5-3 y ≤ 80
-3 y ≤ 75
y ≥ -25
ответ: (-∞;-25)
5 число А) 4 Б) 0 В) 0,5 Г) -3 Является ли решением неравенства 2. Решите неравенство -2х А) (-∞; -2,5) Б) (-2,5; + ∞) В)(3; + ∞) Г) (7; + ∞) 3х – 1 4 число А) 0 , Б) -0,3 В) 6 Г) 1 2. Решить неравенство -5х 8 А) (-∞; 1, 6) Б) (3; + ∞) В) (13; + ∞) Г) (-∞; - 1, 6) 3. Решите неравенство х + 4 ≥ -1 А) (-∞;3) Б) (-∞; -5) В) [ -5; + ∞) Г) (- 3; + ∞) 3. Решите неравенство 2 + х ≤ -3 А) (-∞; 1] Б) (-∞; -5] В) (5; + ∞) Г) (-1; + ∞) 4. Решите неравенство 5х – 2(х - 4) ≤ 9х + 20 А) (-∞; 2] Б) [ 2; + ∞) В) (-∞; -2] Г) [-2; + ∞) 4. Решите неравенство 2х – 3(х + 4 ) А) (-12; + ∞) Б) (12; + ∞) В) (-∞ ; -12) Г) (-∞ ; -12 ) " width="640"
У каждого на парте лежит тест, который проверит Ваши знания по решению линейных неравенств
1.Является ли решением неравенства
3 – 2х 5 число
А) 4 Б) 0 В) 0,5 Г) -3
- Является ли решением неравенства
2. Решите неравенство -2х
А) (-∞; -2,5) Б) (-2,5; + ∞)
В)(3; + ∞) Г) (7; + ∞)
3х – 1 4 число
А) 0 , Б) -0,3 В) 6 Г) 1
2. Решить неравенство -5х 8
А) (-∞; 1, 6) Б) (3; + ∞)
В) (13; + ∞) Г) (-∞; - 1, 6)
3. Решите неравенство х + 4 ≥ -1
А) (-∞;3) Б) (-∞; -5)
В) [ -5; + ∞) Г) (- 3; + ∞)
3. Решите неравенство 2 + х ≤ -3
А) (-∞; 1] Б) (-∞; -5]
В) (5; + ∞) Г) (-1; + ∞)
4. Решите неравенство 5х – 2(х - 4) ≤ 9х + 20
А) (-∞; 2] Б) [ 2; + ∞)
В) (-∞; -2] Г) [-2; + ∞)
4. Решите неравенство 2х – 3(х + 4 )
А) (-12; + ∞) Б) (12; + ∞)
В) (-∞ ; -12) Г) (-∞ ; -12 )
Проверь себя:
I вариант
II вариант
№ 1 Г
№ 2 Б
№ 3 В
№ 4 Г
№ 1 В
№ 2 Г
№ 3 Б
№ 4 А
Оцени свои знания по теме.
1)
У меня все получилось..
2) Теперь я могу…
3) Было трудно…
Домашнее задание :
- № 853 ; №856 ; №857(в , г)