СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Русская культура XVI века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Русская культура XVI века"»

РУССКАЯ КУЛЬТУРА  XVI ВЕКА

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVI ВЕКА

ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI ВЕКА: Формирование единого Российского государства, Освобождение страны от татаро-монгольского господства, Завершение формирования русской народности. .

ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVI ВЕКА:

  • Формирование единого Российского государства,
  • Освобождение страны от татаро-монгольского господства,
  • Завершение формирования русской народности.

.

НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ. «АПОСТОЛ» 1564 год КНИГОПЕЧАТАНИЕ – ВАЖНЕЙШЕЕ ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ XVI В. В 1564 Г . ИВАНОМ ФЁДОРОВЫМ И ЕГО ПОМОЩНИКОМ ПЕТРОМ МСТИСЛАВЦЕМ БЫЛ НАПЕЧАТАН «АПОСТОЛ» - ПЕРВАЯ РУССКАЯ КНИГА С ВЫХОДНЫМИ ДАННЫМИ.

НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ.

«АПОСТОЛ» 1564 год

КНИГОПЕЧАТАНИЕ

ВАЖНЕЙШЕЕ ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ РОССИИ XVI В.

В 1564 Г . ИВАНОМ ФЁДОРОВЫМ И ЕГО ПОМОЩНИКОМ ПЕТРОМ МСТИСЛАВЦЕМ БЫЛ НАПЕЧАТАН «АПОСТОЛ» - ПЕРВАЯ РУССКАЯ КНИГА С ВЫХОДНЫМИ ДАННЫМИ.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В КОНЦЕ 1540 – НАЧАЛЕ 1550-Х ГОДОВ ПИШЕТ СВОИ ЧЕЛОБИТНЫЕ ЦАРЮ ИВАНУ ГРОЗНОМУ ИВАН ПЕРЕСВЕТОВ . ОН РАЗВИВАЕТ В НИХ ИДЕЮ СИЛЬНОЙ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА ПРОТИВОСТОЯТЬ «ЛЕНИВЫМ И НЕРАДИВЫМ» БОЯРАМ, ОПИРАЯСЬ НА НАДЁЖНЫХ «ВОИННИКОВ» - ДВОРЯН.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

В КОНЦЕ 1540 – НАЧАЛЕ 1550-Х ГОДОВ ПИШЕТ СВОИ ЧЕЛОБИТНЫЕ ЦАРЮ ИВАНУ ГРОЗНОМУ ИВАН ПЕРЕСВЕТОВ .

ОН РАЗВИВАЕТ В НИХ ИДЕЮ СИЛЬНОЙ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА ПРОТИВОСТОЯТЬ «ЛЕНИВЫМ И НЕРАДИВЫМ» БОЯРАМ, ОПИРАЯСЬ НА НАДЁЖНЫХ «ВОИННИКОВ» - ДВОРЯН.

ПОЛЕМИКА ИВАНА ГРОЗНОГО И АНДРЕЯ КУРБСКОГО ИВАН ГРОЗНЫЙ: ИДЕАЛ - АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ; КНЯЗЬ АНДРЕЙ КУРБСКИЙ: ИДЕАЛ –  СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ.

ПОЛЕМИКА

ИВАНА ГРОЗНОГО И АНДРЕЯ КУРБСКОГО

ИВАН ГРОЗНЫЙ:

ИДЕАЛ - АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ;

КНЯЗЬ АНДРЕЙ КУРБСКИЙ:

ИДЕАЛ –

СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ.

« ДОМОСТРОЙ»   «НЕПОРОТОЕ ДИТЯ – ПЛОХО ВОСПИТАННОЕ ДИТЯ…»  «КАК СОХРАНИТЬ МЕХА…»  «КАК КОПТИТЬ ОСЕТРОВ…»  «ПЛЁТКА НЕ МУЧИТ, А УЧИТ…»

« ДОМОСТРОЙ»

  • «НЕПОРОТОЕ ДИТЯ – ПЛОХО ВОСПИТАННОЕ ДИТЯ…»
  • «КАК СОХРАНИТЬ МЕХА…»
  • «КАК КОПТИТЬ ОСЕТРОВ…»
  • «ПЛЁТКА НЕ МУЧИТ, А УЧИТ…»
«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ» «ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ» БЫЛИ СОСТАВЛЕНЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ . ДВЕНАДЦАТИТОМНЫЕ «ЧЕТЬИ-МИНЕИ» ЯВЛЯЛИСЬ СВОЕОБРАЗНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ ЦЕРКОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVI ВЕКА.

«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ»

«ВЕЛИКИЕ ЧЕТЬИ-МИНЕИ» БЫЛИ СОСТАВЛЕНЫ

ПОД РУКОВОДСТВОМ МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ .

ДВЕНАДЦАТИТОМНЫЕ

«ЧЕТЬИ-МИНЕИ» ЯВЛЯЛИСЬ

СВОЕОБРАЗНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ

ЦЕРКОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVI ВЕКА.

«МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» В КОНЦЕ XV ВЕКА НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. В ЕЁ ОСНОВЕ ЛЕЖАЛА КОНЦЕПЦИЯ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ». АВТОРОМ ЕЁ ЯВЛЯЛСЯ ПСКОВСКИЙ ИНОК  ФИЛОФЕЙ .  МОНАХ ФИЛОФЕЙ

«МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»

В КОНЦЕ XV ВЕКА НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.

В ЕЁ ОСНОВЕ ЛЕЖАЛА КОНЦЕПЦИЯ «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ».

АВТОРОМ ЕЁ ЯВЛЯЛСЯ ПСКОВСКИЙ ИНОК ФИЛОФЕЙ .

МОНАХ

ФИЛОФЕЙ

ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. ЕРЕСИ В СРЕДЕ ОБРАЗОВАННЫХ ЛЮДЕЙ В XVI ВЕКЕ ПРОДОЛЖАЮТ РАЗВИВАТЬСЯ ЕРЕСИ, НАПРАВЛЕННЫЕ ПРОТИВ ОФИЦИАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ.  В СЕРЕДИНЕ XVI ВЕКА В МОСКВЕ РАСПРОСТРАНИЛИСЬ ВОЗЗРЕНИЯ СЛУЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА МАТВЕЯ БАШКИНА . ЕМУ ПРЕТИЛА ПРОПОВЕДЬ ОФИЦИАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ, ОПРАВДЫВАВШАЯ СОВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК КАК ДАННЫЙ БОГОМ.  «ХРИСТОС ВСЕХ БРАТИЕЙ НАРИЦАЕТ, - ОТМЕЧАЛ МАТВЕЙ, - А МЫ ХОЛОПОВ ДЕРЖИМ». ОН ПОРВАЛ КАБАЛЬНЫЕ ЗАПИСИ И ОТПУСТИЛ НА ВОЛЮ СВОИХ ХОЛОПОВ. БАШКИН ВОСПЕВАЛ РАЗУМ И КНИЖНОЕ УЧЕНИЕ, КРИТИЧЕСКИ ТРАКТОВАЛ БИБЛЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ, ОТВЕРГАЛ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБРЯДЫ И ТАИНСТВА. ПОСТРИГШИЙСЯ В МОНАХИ БЕГЛЫЙ ХОЛОП ФЕОДОСИЙ КОСОЙ  ПОШЁЛ ЕЩЁ ДАЛЬШЕ, ЗАЯВЛЯЯ, ЧТО У ХРИСТИАН НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВЛАСТЕЙ, И ПОТОМУ ПРИЗЫВАЛ НЕ ПЛАТИТЬ НАЛОГОВ И НЕ ПОДЧИНЯТЬСЯ ФЕОДАЛАМ.

ЦЕРКОВНЫЕ СПОРЫ. ЕРЕСИ

В СРЕДЕ ОБРАЗОВАННЫХ ЛЮДЕЙ В XVI ВЕКЕ ПРОДОЛЖАЮТ

РАЗВИВАТЬСЯ ЕРЕСИ, НАПРАВЛЕННЫЕ ПРОТИВ ОФИЦИАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ.

В СЕРЕДИНЕ XVI ВЕКА В МОСКВЕ РАСПРОСТРАНИЛИСЬ ВОЗЗРЕНИЯ

СЛУЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА МАТВЕЯ БАШКИНА . ЕМУ ПРЕТИЛА ПРОПОВЕДЬ

ОФИЦИАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ, ОПРАВДЫВАВШАЯ СОВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК КАК ДАННЫЙ БОГОМ.

«ХРИСТОС ВСЕХ БРАТИЕЙ НАРИЦАЕТ, - ОТМЕЧАЛ МАТВЕЙ, - А МЫ ХОЛОПОВ ДЕРЖИМ». ОН ПОРВАЛ КАБАЛЬНЫЕ ЗАПИСИ И ОТПУСТИЛ НА ВОЛЮ СВОИХ ХОЛОПОВ. БАШКИН ВОСПЕВАЛ РАЗУМ И КНИЖНОЕ УЧЕНИЕ, КРИТИЧЕСКИ ТРАКТОВАЛ БИБЛЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ, ОТВЕРГАЛ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБРЯДЫ И ТАИНСТВА.

ПОСТРИГШИЙСЯ В МОНАХИ БЕГЛЫЙ ХОЛОП

ФЕОДОСИЙ КОСОЙ ПОШЁЛ ЕЩЁ ДАЛЬШЕ,

ЗАЯВЛЯЯ, ЧТО У ХРИСТИАН НЕ ДОЛЖНО

БЫТЬ ВЛАСТЕЙ, И ПОТОМУ ПРИЗЫВАЛ

НЕ ПЛАТИТЬ НАЛОГОВ И НЕ ПОДЧИНЯТЬСЯ

ФЕОДАЛАМ.

АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТУРА

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ  В КОЛОМЕНСКОМ

ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ

СОБОР ПОКРОВА НА РВУ

СОБОР ПОКРОВА НА РВУ

ФЁДОР КОНЬ ФЁДОР КОНЬ В XVI ВЕКЕ ВЕДЁТСЯ ГРАНДИОЗНОЕ КРЕПОСТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. В 1530-Х ГОДАХ К МОСКОВСКОМУ КРЕМЛЮ БЫЛО ПРИСТРОЕНО ПОЛУКОЛЬЦО УКРЕПЛЕНИЙ КИТАЙ-ГОРОДА, ЗАЩИЩАВШЕГО ЦЕНТРАЛЬНУЮ ЧАСТЬ ПОСАДА. В КОНЦЕ XVI ВЕКА ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ «ГОРОДОВЫХ ДЕЛ МАСТЕР» ФЁДОР КОНЬ  ВОЗВЁЛ КОЛЬЦО УКРЕПЛЕНИЙ БЕЛОГО ГОРОДА, ЗАКЛЮЧИВШЕЕ В СЕБЯ ПОЧТИ ВСЮ ТОГДАШНЮЮ МОСКВУ.

ФЁДОР КОНЬ

ФЁДОР КОНЬ

В XVI ВЕКЕ ВЕДЁТСЯ ГРАНДИОЗНОЕ КРЕПОСТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО.

В 1530-Х ГОДАХ К МОСКОВСКОМУ КРЕМЛЮ БЫЛО ПРИСТРОЕНО ПОЛУКОЛЬЦО УКРЕПЛЕНИЙ КИТАЙ-ГОРОДА, ЗАЩИЩАВШЕГО ЦЕНТРАЛЬНУЮ ЧАСТЬ ПОСАДА.

В КОНЦЕ XVI ВЕКА ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ «ГОРОДОВЫХ ДЕЛ МАСТЕР»

ФЁДОР КОНЬ ВОЗВЁЛ КОЛЬЦО УКРЕПЛЕНИЙ БЕЛОГО ГОРОДА, ЗАКЛЮЧИВШЕЕ В СЕБЯ ПОЧТИ ВСЮ ТОГДАШНЮЮ МОСКВУ.

ФЁДОР КОНЬ ФЁДОРОМ КОНЁМ БЫЛ ПОСТРОЕН НОВЫЙ МОЩНЫЙ КРЕМЛЬ В СМОЛЕНСКЕ, ДОЛГО СДЕРЖИВАВШИЙ ОСАДУ ВРАГОВ ВО ВРЕМЯ СМУТЫ.

ФЁДОР КОНЬ

ФЁДОРОМ КОНЁМ БЫЛ ПОСТРОЕН НОВЫЙ МОЩНЫЙ КРЕМЛЬ В СМОЛЕНСКЕ, ДОЛГО СДЕРЖИВАВШИЙ ОСАДУ ВРАГОВ ВО ВРЕМЯ СМУТЫ.

ИКОНОПИСЬ ИКОНОПИСЬ В XVI ВЕКЕ ИСПЫТЫВАЕТ ВСЁ БОЛЬШИЕ ТРУДНОСТИ. ЕЁ СКОВЫВАЕТ ЖЁСТКИЙ КАНОН – ОБРАЗЕЦ, ЗА РАМКИ КОТОРОГО ИКОНОПИСЦУ ВЫХОДИТЬ ЗАПРЕЩАЛОСЬ . В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ СВОЕОБРАЗНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, В КОТОРОМ ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ВНУТРЕННИЙ МИР ИЗОБРАЖАЕМЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ УХОДЯТ НА ЗАДНИЙ ПЛАН. ПОЯВЛЯЕТСЯ БОЛЕЕ СУХАЯ МАНЕРА ПИСЬМА, УСИЛИВАЕТСЯ СИМВОЛИЗМ ОБРАЗОВ, РАСТЁТ ТЕХНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО, ПОЯВЛЯЕТСЯ ПОДЧЁРКНУТАЯ ДЕКОРАТИВНОСТЬ.

ИКОНОПИСЬ

ИКОНОПИСЬ В XVI ВЕКЕ ИСПЫТЫВАЕТ ВСЁ БОЛЬШИЕ ТРУДНОСТИ.

ЕЁ СКОВЫВАЕТ ЖЁСТКИЙ КАНОН – ОБРАЗЕЦ, ЗА РАМКИ КОТОРОГО ИКОНОПИСЦУ ВЫХОДИТЬ ЗАПРЕЩАЛОСЬ . В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ СВОЕОБРАЗНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ,

В КОТОРОМ ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ВНУТРЕННИЙ МИР ИЗОБРАЖАЕМЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ УХОДЯТ НА ЗАДНИЙ ПЛАН. ПОЯВЛЯЕТСЯ БОЛЕЕ СУХАЯ МАНЕРА ПИСЬМА, УСИЛИВАЕТСЯ СИМВОЛИЗМ ОБРАЗОВ, РАСТЁТ ТЕХНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО, ПОЯВЛЯЕТСЯ ПОДЧЁРКНУТАЯ ДЕКОРАТИВНОСТЬ.

МАСТЕРА ПРОКОПИЙ ЧИРИН,  ИСТОМА И НИКИФОР САВИНЫ  СТРЕМИЛИСЬ ПРОЯВИТЬ СЕБЯ В ТЕХНИКЕ ЖИВОПИСИ, ИЗОБРАЗИТЬ УТОНЧЁННУЮ КРАСОТУ ФИГУР, ОДЕЖДЫ. ПРОКОПИЙ ЧИРИН НИКИФОР САВИН

МАСТЕРА ПРОКОПИЙ ЧИРИН, ИСТОМА И НИКИФОР САВИНЫ

СТРЕМИЛИСЬ ПРОЯВИТЬ СЕБЯ В ТЕХНИКЕ ЖИВОПИСИ, ИЗОБРАЗИТЬ УТОНЧЁННУЮ КРАСОТУ ФИГУР, ОДЕЖДЫ.

ПРОКОПИЙ ЧИРИН

НИКИФОР САВИН

ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛУЧИЛО НАЗВАНИЕ  «СТРОГАНОВСКОЙ ШКОЛЫ» -  ПО ИМЕНИ КУПЦОВ СТРОГАНОВЫХ, СПОСОБСТВОВАВШИХ ЕГО РАЗВИТИЮ СВОИМИ ЗАКАЗАМИ.

ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛУЧИЛО НАЗВАНИЕ «СТРОГАНОВСКОЙ ШКОЛЫ» - ПО ИМЕНИ КУПЦОВ СТРОГАНОВЫХ, СПОСОБСТВОВАВШИХ ЕГО РАЗВИТИЮ СВОИМИ ЗАКАЗАМИ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!