ввести учащихся в «технику» наблюдений и составления рабочих материалов к сочинению;
научить собирать материалы к сочинению;
раскрыть основную мысль картины;
подготовить учащихся к описанию изображённого на картине,
активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас;
Александр Михайлович Герасимов родился в купеческой семье в городе Козлове (сейчас Мичуринск) Тамбовской губернии.
Учился в Московском училище
живописи, ваяния и зодчества. В период
обучения художник обращался главным
образом к пейзажной живописи.
1915 г . А.М.Герасимов заканчивает
училище с двумя дипломами: художника
первой степени и архитектора .
В 1925 г. А.М.Герасимов уезжает в Москву и вступает в АХРР
(Ассоциация художников революционной России).
Главным направлением в его творчестве в эти годы был портрет :
групповой, индивидуальный.
- В Москве открывается первая персональная выставка художника, посвященная 25-летию творческой деятельности (1907 – 1935 гг.). Венчала выставку картина «Мокрая терраса» («После дождя» 1935 г.) , написанная в родном городе Мичуринске.
- Рассмотрите внимательно репродукцию картины.
- Как вы думаете, почему художник дал ей двойное название: «После дождя. Мокрая терраса»?
- Какое из них, на ваш взгляд, более точно соответствует авторскому замыслу?
- Словарная работа: п е рила, те рр аса.
- Упражнение №61. Прочитайте материалы к сочинению. Озаглавьте каждый абзац.
- Дополните эти материалы.
- Дополните данные материалы: кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет…
- Чистый воздух, легко дышится, сырая погода,
кругом блеск и аромат, вокруг тишина, солнце светит тускло.
Дополни рабочие материалы словосочетаниями из стихотворения Ивана Бунина. Те слова, которые мы можем употребить в сочинении, выдели красным цветом:
Перед закатом набежало
Над лесом облако – и вдруг
На взгорье радуга упала
И засверкало все вокруг.
Стеклянный, редкий и ядреный,
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь , и лес зеленый
Затих прохладою дыша.
Вот дождь! Уж это не впервые:
Прольется -и уйдет из глаз…
Как эти ливни золотые,
Пугая, радовали нас!
Едва лишь добежим до чащи –
Все стихнет ..О, росистый куст!
Стихотворение Александра Яшина
После дождя
Дождик прошел по садовой дорожке.
Капли на ветках висят, как сережки.
Тронешь березку –она встрепенется
И засмеется. До слез засмеется.
Дождь прошуршал по широкому лугу.
Даже цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой травинке
По огонечку, по серебринке.
- Подберите материал к этому фрагменту картины: круглый стол на резных ножках, букет цветов в кувшине…
- Влажный стол, лепестки роз на столе, опрокинутый дождевыми потоками стакан, красные и кремовые розы в кувшине с водой, мокрый луг, полевые цветы, дождевые капли на цветах.
Собирание материала
- Подберите материал к данному фрагменту картины.
- Часть террасы, влажные перила, мокрые скамейки, чистый пол, тени на полу от солнечных лучей.
Собирание материала
- Дополните данные материалы: крыша сарая в саду, виднеется сквозь ветки кустов, густые цветущие кусты во дворе…
- Зеленые листочки, высокие деревья, густой сад, живописный пейзаж, наклоненные ветки.
Работа с упр.61 . Прочитайте материалы к сочинению. Для описания каких частей картины их можно использовать? Спишите , вставляя нужную букву на месте пропуска. Озаглавьте каждую часть. У вас получится простой план к сочинению по картине.
1. Кругом влажный блеск, неяркий сонеч(?)ный свет
1.
2. Круглый стол на р..зных но..ках, букет цв..тов в кувшине, часть те(рр,р)асы, п..рила, угол дома, тени на п..лу, блеск мокрых половиц.
2.
3.Крыша с..рая в саду, в..днеется сквозь ветки кустов, густые цв..тущие кусты во дворе
3.
В третьем пункте даётся материал, который поможет описать сад, во втором — терраску, а материал первого пункта можно ис-
пользовать или в начале, или в самом конце сочинения.
Однако этого недостаточно.
— Чего не хватает в материалах к описанию картины?
(Во-первых, отмечено не всё, что изображено на картине,
во-вторых, о некоторых деталях картины следует сказать
полнее, ярче, так, чтобы лучше раскрыть замысел худож-
ника.)
Разбираем второй абзац. Что следует добавить?
(Крышка стола ещё не высохла от дождя.
На цветах в графине тоже капли дождя.
Розы пламенеют в лучах солнца.
Опрокинут стакан: видно, был сильный дождь.)
Разбираем третий абзац.
Крыша сарая. Точнее! Ведь
она после дождя?!
(Блестит, блестящая.)
Ветки кустов —они тоже после дождя!
(Мокрые кусты со свежей, умытой
ливнем листвой; дрожат (сверкают) тяжёлые капли дождя; «Капли на ветках висят, как серёжки».)
Работа над картиной
Опишите картину А.М.Герасимова «После дождя».
Домашнее задание. Предоставление выбора заданий.
1 уровень – составить предложения по картине.
2 уровень –написать сочинение по плану
3 уровень –написать сочинение по собственно составленному плану
Использованная литература:
Ладыженская Т.А..Учебник русского языка для 5 класса.-М.:Просвещение,2013г
Кузин В.С., Куйбышева Э.И. Изобразительное искусство: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1995 г. http://www. uroki/net
http://rus.fizolimpiada.ru/
http://www.artsait.ru/art/g erasimov /main.htm
http:// festival,1sebtember.ru
Масько Л.Г.Автрская физминутка-офтальмотренажер «Береги зрение»