СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Слово и его лексическое значение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по русскому языку на тему: "Слово и его лексическое значение". Весь урок представлен в презентации, это очень удобно: не нужно подсматривать в конспект. Мультяшные герои, кроссворд, загадки, выставка словарей и т.д. --- все это повышает интерес у детей к  уроку, способствует развитию их творческих способностей.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Слово и его лексическое значение"»

МБОУ Алгасовская СОШ Презентация к уроку русского языка на тему: «Слово и его лексическое значение» Подготовила учитель русского языка и литературы Асоскова Н.Н. 2013

МБОУ Алгасовская СОШ

Презентация

к уроку русского языка

на тему:

«Слово и его лексическое значение»

Подготовила учитель

русского языка и

литературы

Асоскова Н.Н.

2013

Прозвенел звонок веселый – Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.

Прозвенел звонок веселый –

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Добрый день, ребята!

Добрый день, ребята!

1.Я люблю салат из свекл Ы с орехами. 2.Приятель зв О нит мне каждый вечер. 3.Библиотекарь посоветовал читателю заглянуть в кат А лог. 4.А ну, ложь книгу на место! 5. Ихний дом построен недавно.

1.Я люблю салат из свекл Ы с орехами.

2.Приятель зв О нит мне каждый вечер.

3.Библиотекарь посоветовал читателю заглянуть в кат А лог.

4.А ну, ложь книгу на место!

5. Ихний дом построен недавно.

Много слов на земле. Есть дневные слова - В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днем Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом. Есть слова - словно раны,  слова - словно суд,- С ними в плен не сдаются  и в плен не берут. Словом можно убить,  словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести…  В. Шефнер

Много слов на земле. Есть дневные слова -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова - словно раны,

слова - словно суд,-

С ними в плен не сдаются

и в плен не берут.

Словом можно убить,

словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…

В. Шефнер

Тема: «Слово и его лексическое значение»

Тема:

«Слово и его

лексическое значение»

Цели урока:   знакомство с определением понятий «слово», «лексика», «лексическое значение слова».  формирование представления о способах выражения лексического значения слова.

Цели урока:

  • знакомство с определением понятий «слово», «лексика», «лексическое значение слова».
  • формирование представления о способах выражения лексического значения слова.

Задачи урока:   научиться определять лексическое значение слова.  пополнить свой словарный запас.

Задачи урока:

  • научиться определять лексическое значение слова.
  • пополнить свой словарный запас.

 «Слово — исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...» В. И. Даль   Слово не стрела, да острее стрелы. (Пословица)

«Слово — исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...»

В. И. Даль

Слово не стрела, да острее стрелы.

(Пословица)

"Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной..." С. Я. Маршак

Всему название дано- И зверю и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету! И все, что может видеть глаз- Над нами и под нами,- И все, что в памяти у нас, Означено словами. А. Шибаев

Всему название дано-

И зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что может видеть глаз-

Над нами и под нами,-

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

А. Шибаев

Что же такое слово? Слово – это основная единица языка  «По своей природе слово обладает внешней и внутренней сторонами. Внешняя - это его оболочка(на письме - буквенная, графическая), а внутренняя - это его смысл, значение. Без внешней стороны слово не может быть услышано, а без внутренней - не может быть понято». (По книге

Что же такое слово?

Слово – это основная единица языка

«По своей природе слово обладает внешней и внутренней сторонами. Внешняя - это его оболочка(на письме - буквенная, графическая), а внутренняя - это его смысл, значение. Без внешней стороны слово не может быть услышано, а без внутренней - не может быть понято».

(По книге "Язык мой - друг мой". М.,1976)

Кроссворд    1.   2.    3. 4.    5.     7. 6.            

Кроссворд

 

1.

 

2.

 

3.

4.

 

5.

 

 

7.

6.

 

 

 

 

 

 

Проверим     1.     2.   3. 4. у ч   г   5. а   и л   о т л   7. ф   6. б е р к а т у л н в л е с ь у и и и т ч н т р г к а а е   а д   й ь   к   а    

Проверим

 

1.

 

 

2.

3.

4.

у

ч

 

г

5.

а

 

и

л

 

о

т

л

7.

ф

6.

б

е

р

к

а

т

у

л

н

в

л

е

с

ь

у

и

и

и

т

ч

н

т

р

г

к

а

а

е

 

а

д

 

й

ь

 

к

 

а

 

 

Прочитаем стихотворение А.Барто Заранее, заранее все было решено: У школьников собрание, потом у них кино. Домой придет мой старший брат, он мне расскажет все подряд, Он объяснит мне, что к чему, А я большая, я пойму. И вот он начал свой рассказ: -Они ползут, а я им – раз! А тут как раз она ползла. А он как даст ему со зла! Они ей раз! Она им – раз! Но тут как раз ее он спас, Он был с ней заодно… Ух, сильное кино! Нет, видно, я еще мала: Я ничего не поняла!

Прочитаем стихотворение А.Барто

Заранее, заранее все было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.

Домой придет мой старший брат,

он мне расскажет все подряд,

Он объяснит мне, что к чему,

А я большая, я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

-Они ползут, а я им – раз!

А тут как раз она ползла.

А он как даст ему со зла!

Они ей раз! Она им – раз!

Но тут как раз ее он спас,

Он был с ней заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала:

Я ничего не поняла!

 «Надо учиться языку ,  надо расширять свой  лексикон*, учиться  облекать свои  впечатления  в более совершенную,  яркую, простую форму» А. М. Горький

«Надо учиться языку ,

надо расширять свой

лексикон*, учиться

облекать свои

впечатления

в более совершенную,

яркую, простую форму»

А. М. Горький

Словарная статья ЛЕКСИКОН ,  -а; м. Запас слов и выражений человека. Богатый лексикон.  Запас слов и выражений человека  - лексическое значение слова Богатый лексикон –  пример употребления в речи.

Словарная статья

ЛЕКСИКОН ,

-а; м.

Запас слов и выражений человека.

Богатый лексикон.

Запас слов и выражений человека

- лексическое значение слова

Богатый лексикон

пример употребления в речи.

Ложка – это ложка. Ложкой суп едят. Кошка – это кошка. У кошки – семь котят. Тряпка – это тряпка. Тряпкой вытру стол. Шапка – это шапка. Оделся и пошёл. А я придумал слово. Смешное слово – плим. Я повторяю снова – Плим, плим, плим … Вот прыгает и скачет- Плим, плим, плим … И ничего не значит Плим, плим, плим … И. Токмакова.

Ложка это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка это кошка.

У кошки семь котят.

Тряпка это тряпка.

Тряпкой вытру стол.

Шапка это шапка.

Оделся и пошёл.

А я придумал слово.

Смешное слово плим.

Я повторяю снова

Плим, плим, плим

Вот прыгает и скачет-

Плим, плим, плим

И ничего не значит

Плим, плим, плим

И. Токмакова.

 Прочитаем высказывание известного ученого- лингвиста Л.В.Щербы:   «Слова перестают быть словами, если отнять у них значение» О каком значении говорит автор этих слов?

Прочитаем высказывание известного ученого- лингвиста Л.В.Щербы:

«Слова перестают быть словами, если отнять у них значение»

О каком значении говорит автор этих слов?

Словарная работа. Лексическое значение – это главный смысл слова.

Словарная работа.

Лексическое значение

это главный смысл слова.

Открываем учебники,  читаем теоретический материал (§ 64)

Открываем учебники,

читаем теоретический материал (§ 64)

Это дер..во р..дное Бли..кое и д..рогое. Белый сарафан..чик Бархатный кафтан..чик Листики р..зные Серё..ки расп..сные. Выполните лингвистическую задачку: спишите текст, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Это дер..во р..дное

Бли..кое и д..рогое.

Белый сарафан..чик

Бархатный кафтан..чик

Листики р..зные

Серё..ки расп..сные.

Выполните лингвистическую задачку: спишите текст, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Проверьте себя, исправьте ошибки Берёзка Это дерево родное, Близкое и дорогое. Белый сарафа нч ик, Бархатный кафта нч ик, Листики резные, Серёжки расписные .

Проверьте себя, исправьте ошибки

Берёзка

Это дерево родное,

Близкое и дорогое.

Белый сарафа нч ик,

Бархатный кафта нч ик,

Листики резные,

Серёжки расписные .

Способы определения лексического значения слова Лексическое значение С помощью толкового словаря С помощью подбора близких по значению слов (синонимов) Указывая отличительные признаки предмета, названного словом (описание) Раскрывая значение частей слова

Способы определения лексического значения слова

Лексическое значение

С помощью толкового словаря

С помощью подбора близких по значению слов (синонимов)

Указывая отличительные признаки предмета, названного словом (описание)

Раскрывая значение частей слова

Береза , -ы, ж.  Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями. Белая б. Черная б. Карликовая б.

Береза , -ы, ж.

Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями. Белая б. Черная б. Карликовая б.

 Из чего состоит эта словарная статья? Заголовочное слово  Грамматические пометы  Толкование лексического значения  Пример употребления в речи

Из чего состоит эта словарная статья?

  • Заголовочное слово
  • Грамматические пометы
  • Толкование лексического значения
  • Пример употребления в речи
Выставка словарей

Выставка словарей

"Словарь русского языка" С.И.Ожегов

(более 50000 слов)

"Толковый словарь русского языка", Д.Н.Ушаков, 4 тома

( 1935-1940 г)

"Словарь русского языка"

(академический), 4 тома,

1981-1984 г.

"Словарь современного русского литературного языка" в 17 томах

(академический) , более 120000 слов

"Школьный толковый

словарь русского языка"

М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля содержит 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц. Состоит из 4 томов.   Работал над словарём Даль всю жизнь до самой смерти.   Словарь Даля переиздавался шесть раз. Последнее издание датируется 2006 годом, оно посвящено 200-летию со дня рождения В.И. Даля.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля содержит 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц. Состоит из 4 томов.

Работал

над словарём

Даль всю жизнь до самой смерти.

Словарь Даля переиздавался шесть раз. Последнее издание датируется 2006 годом, оно посвящено 200-летию со дня рождения В.И. Даля.

Рефлексия деятельности Исследование какой темы вели на уроке? (слово и его лексическое значение) Какие понятия разобрали? 1) Лексика - это... (словарный состав языка  ) 2) Лексическое значение - это... (главный смысл слова) Что было целью нашего урока?  ( Знакомство с понятиями «лексика», «лексическое значение слова» ) Чему мы должны были научиться? ( Определять лексическое значение слов разными способами )

Рефлексия деятельности

Исследование какой темы вели на уроке?

(слово и его лексическое значение)

Какие понятия разобрали?

1) Лексика - это...

(словарный состав языка )

2) Лексическое значение - это...

(главный смысл слова)

Что было целью нашего урока?

( Знакомство с понятиями «лексика», «лексическое значение слова» )

Чему мы должны были научиться?

( Определять лексическое значение слов разными способами )

Домашнее задание: §64, упр. 325

Домашнее задание:

§64, упр. 325

На доброе слово Не надо скупиться. Сказать это слово- Что дать напиться. Со словом обидным – Нельзя торопиться, Чтоб завтра Себя самого не стыдиться. Н. Рыленков

На доброе слово

Не надо скупиться.

Сказать это слово-

Что дать напиться.

Со словом обидным

Нельзя торопиться,

Чтоб завтра

Себя самого не стыдиться.

Н. Рыленков

 Благодарю за урок!

Благодарю

за урок!