МБОУ Алгасовская СОШ
Презентация
к уроку русского языка
на тему:
«Слово и его лексическое значение»
Подготовила учитель
русского языка и
литературы
Асоскова Н.Н.
2013
Прозвенел звонок веселый –
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Добрый день, ребята!
1.Я люблю салат из свекл Ы с орехами.
2.Приятель зв О нит мне каждый вечер.
3.Библиотекарь посоветовал читателю заглянуть в кат А лог.
4.А ну, ложь книгу на место!
5. Ихний дом построен недавно.
Много слов на земле. Есть дневные слова -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова - словно раны,
слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются
и в плен не берут.
Словом можно убить,
словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…
В. Шефнер
Тема:
«Слово и его
лексическое значение»
Цели урока:
- знакомство с определением понятий «слово», «лексика», «лексическое значение слова».
- формирование представления о способах выражения лексического значения слова.
Задачи урока:
- научиться определять лексическое значение слова.
- пополнить свой словарный запас.
«Слово — исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить...»
В. И. Даль
Слово не стрела, да острее стрелы.
(Пословица)
"Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной..." С. Я. Маршак
Всему название дано-
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И все, что может видеть глаз-
Над нами и под нами,-
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
А. Шибаев
Что же такое слово?
Слово – это основная единица языка
«По своей природе слово обладает внешней и внутренней сторонами. Внешняя - это его оболочка(на письме - буквенная, графическая), а внутренняя - это его смысл, значение. Без внешней стороны слово не может быть услышано, а без внутренней - не может быть понято».
(По книге "Язык мой - друг мой". М.,1976)
Кроссворд
1.
2.
3.
4.
5.
7.
6.
Проверим
1.
2.
3.
4.
у
ч
г
5.
а
и
л
о
т
л
7.
ф
6.
б
е
р
к
а
т
у
л
н
в
л
е
с
ь
у
и
и
и
т
ч
н
т
р
г
к
а
а
е
а
д
й
ь
к
а
Прочитаем стихотворение А.Барто
Заранее, заранее все было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придет мой старший брат,
он мне расскажет все подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая, я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
-Они ползут, а я им – раз!
А тут как раз она ползла.
А он как даст ему со зла!
Они ей раз! Она им – раз!
Но тут как раз ее он спас,
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла!
«Надо учиться языку ,
надо расширять свой
лексикон*, учиться
облекать свои
впечатления
в более совершенную,
яркую, простую форму»
А. М. Горький
Словарная статья
ЛЕКСИКОН ,
-а; м.
Запас слов и выражений человека.
Богатый лексикон.
Запас слов и выражений человека
- лексическое значение слова
Богатый лексикон –
пример употребления в речи.
Ложка – это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка.
У кошки – семь котят.
Тряпка – это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка.
Оделся и пошёл.
А я придумал слово.
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова –
Плим, плим, плим …
Вот прыгает и скачет-
Плим, плим, плим …
И ничего не значит
Плим, плим, плим …
И. Токмакова.
Прочитаем высказывание известного ученого- лингвиста Л.В.Щербы:
«Слова перестают быть словами, если отнять у них значение»
О каком значении говорит автор этих слов?
Словарная работа.
Лексическое значение –
это главный смысл слова.
Открываем учебники,
читаем теоретический материал (§ 64)
Это дер..во р..дное
Бли..кое и д..рогое.
Белый сарафан..чик
Бархатный кафтан..чик
Листики р..зные
Серё..ки расп..сные.
Выполните лингвистическую задачку: спишите текст, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Проверьте себя, исправьте ошибки
Берёзка
Это дерево родное,
Близкое и дорогое.
Белый сарафа нч ик,
Бархатный кафта нч ик,
Листики резные,
Серёжки расписные .
Способы определения лексического значения слова
Лексическое значение
С помощью толкового словаря
С помощью подбора близких по значению слов (синонимов)
Указывая отличительные признаки предмета, названного словом (описание)
Раскрывая значение частей слова
Береза , -ы, ж.
Лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями. Белая б. Черная б. Карликовая б.
Из чего состоит эта словарная статья?
- Заголовочное слово
- Грамматические пометы
- Толкование лексического значения
- Пример употребления в речи
Выставка словарей
"Словарь русского языка" С.И.Ожегов
(более 50000 слов)
"Толковый словарь русского языка", Д.Н.Ушаков, 4 тома
( 1935-1940 г)
"Словарь русского языка"
(академический), 4 тома,
1981-1984 г.
"Словарь современного русского литературного языка" в 17 томах
(академический) , более 120000 слов
"Школьный толковый
словарь русского языка"
М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля содержит 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц. Состоит из 4 томов.
Работал
над словарём
Даль всю жизнь до самой смерти.
Словарь Даля переиздавался шесть раз. Последнее издание датируется 2006 годом, оно посвящено 200-летию со дня рождения В.И. Даля.
Рефлексия деятельности
Исследование какой темы вели на уроке?
(слово и его лексическое значение)
Какие понятия разобрали?
1) Лексика - это...
(словарный состав языка )
2) Лексическое значение - это...
(главный смысл слова)
Что было целью нашего урока?
( Знакомство с понятиями «лексика», «лексическое значение слова» )
Чему мы должны были научиться?
( Определять лексическое значение слов разными способами )
Домашнее задание:
§64, упр. 325
На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово-
Что дать напиться.
Со словом обидным –
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.
Н. Рыленков
Благодарю
за урок!