Тема урока: И.С.Тургенев «Бежин луг». Тема и идея рассказа.
Цели урока:
- Иметь общее представление о рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг», о его теме и идее.
- Составить план рассказа.
- Дать развёрнутый ответ на вопрос о рассказе.
История создания
История создания
Рассказ Тургенева «Бежин луг», написанный в 1851 году , стал частью сборника под названием «Записки охотника». Он был примечателен тем, что впервые в русской литературе главными персонажами стали обычные крестьяне, описанные автором с большой любовью и теплотой. Большое влияние на Ивана Сергеевича оказал известный литературный критик В. Г. Белинский, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». Писатель все свободное время проводил на охоте, общался с крестьянами и их детьми, благодаря чему его произведения отличались большой натуралистичностью.
Первая запись о замысле создания рассказа была сделана в августе 1850 года: «Бежин луг, описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь». В 1851 году это произведение было напечатано в журнале "Современник".
СЮЖЕТ
СЮЖЕТ – последовательность событий, описанных в произведении.
Заблудившийся охотник в ночи набредает на крестьянских ребятишек, которые сидят у костра, стерегут лошадей и рассказывают друг другу страшные истории о леших, русалках, домовых и прочей нечисти.
Действие происходит в Российской империи, в Чернском уезде Тульской губернии.
Изобразительно-выразительные средства
Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившаяся река», «могучее светило»…
Сравнения: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…
Метафоры: «утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….
Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….
План рассказа «Бежин луг»
I.Прекрасный июльский день.
II. Скитания охотника.
III. У костра в ночном:
А) костер в ночи;
Б) пять деревенских мальчиков;
В) рассказ Ильюши о случае на кустарной бумажной фабрике;
Г) рассказ Кости о том, как русалка Гаврилу «испортила»;
Д) рассказы о псаре Ермиле и оборотне;
Е) неожиданная тревога;
Ж) рассказ Ильюши о покойном барине и бабке Ульяне;
З) рассказ Павлуши о «предвидении»;
И) рассказы Ильюши и Павлуши о Тришке (антихристе);
К) разговоры о стонах в бучиле, о лешем, о водяном;
Л) рассказ Кости об утонувшем Васе;
М) возвращение Павлуши («Я Васин голос слышал»).
IV. Наступившее утро.
Эпилог: смерть Павлуши
Тема рассказа
Идея рассказа
В рассказе писателем была поднята проблема жизни простого люда . Ведь дети крестьян, казалось бы, должны были наслаждаться беззаботным детством, а вместо этого они обязаны работать не меньше взрослых. Мальчики ночами пасут лошадей и следят, как бы на табун ни напали волки. Но, несмотря на такие тяготы жизни, ребята радуются каждому дню и не унывают. И даже на работе они всегда находят, как развлечься, и часто рассказывают друг другу невероятные истории.
Так Иван Сергеевич хотел выделить основную идею произведения — человек обязан ценить жизнь во всех ее проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь.
Еще одна затронутая в произведении проблема — это хрупкая детская душа, психология и мировосприятие ребенка . Тургенев хотел пробудить в читателях желание относиться к крестьянским детям с нежностью и пониманием, думать о них и их судьбе. На примере пятерых мальчишек Иван Сергеевич показал, как богат внутренний мир деревенских детей и как тонко они порой чувствуют природу.
Обобщаем
Домашнее задание
- Прочитать полностью рассказ «Бежин луг».
- Составить характеристику героя (в группе):
- 1 группа – Федя
- 2 группа – Илюша
- 3 группа – Павел
- 4 группа - Костя
Внешность
Одежда
Впечатления автора
Основные черты
Где и в чём проявились (действия и поступки)