СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русской литературы " И.С.Тургенев "Бежин луг". Тема и идея рассказа"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит необходимый материал для проведения урока литературы в 6 классе по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг".

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русской литературы " И.С.Тургенев "Бежин луг". Тема и идея рассказа"»

Тема урока: И.С.Тургенев «Бежин луг». Тема и идея рассказа.

Тема урока: И.С.Тургенев «Бежин луг». Тема и идея рассказа.

 Цели урока:  Иметь общее представление о рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг», о его теме и идее.  Составить план рассказа.  Дать развёрнутый ответ на вопрос о рассказе.

Цели урока:

  • Иметь общее представление о рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг», о его теме и идее.
  • Составить план рассказа.
  • Дать развёрнутый ответ на вопрос о рассказе.
История создания

История создания

История создания Рассказ Тургенева «Бежин луг», написанный в 1851 году , стал частью сборника под названием «Записки охотника». Он был примечателен тем, что впервые в русской литературе главными персонажами стали обычные крестьяне, описанные автором с большой любовью и теплотой. Большое влияние на Ивана Сергеевича оказал известный литературный критик В. Г. Белинский, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». Писатель все свободное время проводил на охоте, общался с крестьянами и их детьми, благодаря чему его произведения отличались большой натуралистичностью. Первая запись о замысле создания рассказа была сделана в августе 1850 года: «Бежин луг, описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь». В 1851 году это произведение было напечатано в журнале

История создания

Рассказ Тургенева «Бежин луг», написанный в 1851 году , стал частью сборника под названием «Записки охотника». Он был примечателен тем, что впервые в русской литературе главными персонажами стали обычные крестьяне, описанные автором с большой любовью и теплотой. Большое влияние на Ивана Сергеевича оказал известный литературный критик В. Г. Белинский, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». Писатель все свободное время проводил на охоте, общался с крестьянами и их детьми, благодаря чему его произведения отличались большой натуралистичностью.

Первая запись о замысле создания рассказа была сделана в августе 1850 года: «Бежин луг, описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь». В 1851 году это произведение было напечатано в журнале "Современник".

СЮЖЕТ СЮЖЕТ – последовательность событий, описанных в произведении.  Заблудившийся охотник в ночи набредает на крестьянских ребятишек, которые сидят у костра, стерегут лошадей и рассказывают друг другу страшные истории о леших, русалках, домовых и прочей нечисти.  Действие происходит в Российской империи, в Чернском уезде Тульской губернии.

СЮЖЕТ

СЮЖЕТ – последовательность событий, описанных в произведении.

Заблудившийся охотник в ночи набредает на крестьянских ребятишек, которые сидят у костра, стерегут лошадей и рассказывают друг другу страшные истории о леших, русалках, домовых и прочей нечисти.

Действие происходит в Российской империи, в Чернском уезде Тульской губернии.

Изобразительно-выразительные средства  Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившаяся река», «могучее светило»… Сравнения: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»… Метафоры: «утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»…. Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

Изобразительно-выразительные средства

Эпитеты: «Солнце – не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившаяся река», «могучее светило»…

Сравнения: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…

Метафоры: «утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце – мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….

Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами»….

План рассказа «Бежин луг» I.Прекрасный июльский день. II. Скитания охотника. III. У костра в ночном: А) костер в ночи; Б) пять деревенских мальчиков; В) рассказ Ильюши о случае на кустарной бумажной фабрике; Г) рассказ Кости о том, как русалка Гаврилу «испортила»; Д) рассказы о псаре Ермиле и оборотне; Е) неожиданная тревога; Ж) рассказ Ильюши о покойном барине и бабке Ульяне; З) рассказ Павлуши о «предвидении»; И) рассказы Ильюши и Павлуши о Тришке (антихристе); К) разговоры о стонах в бучиле, о лешем, о водяном; Л) рассказ Кости об утонувшем Васе; М) возвращение Павлуши («Я Васин голос слышал»). IV. Наступившее утро. Эпилог: смерть Павлуши

План рассказа «Бежин луг»

I.Прекрасный июльский день.

II. Скитания охотника.

III. У костра в ночном:

А) костер в ночи;

Б) пять деревенских мальчиков;

В) рассказ Ильюши о случае на кустарной бумажной фабрике;

Г) рассказ Кости о том, как русалка Гаврилу «испортила»;

Д) рассказы о псаре Ермиле и оборотне;

Е) неожиданная тревога;

Ж) рассказ Ильюши о покойном барине и бабке Ульяне;

З) рассказ Павлуши о «предвидении»;

И) рассказы Ильюши и Павлуши о Тришке (антихристе);

К) разговоры о стонах в бучиле, о лешем, о водяном;

Л) рассказ Кости об утонувшем Васе;

М) возвращение Павлуши («Я Васин голос слышал»).

IV. Наступившее утро.

Эпилог: смерть Павлуши

Тема рассказа

Тема рассказа

Идея рассказа  В рассказе писателем была поднята проблема жизни простого люда . Ведь дети крестьян, казалось бы, должны были наслаждаться беззаботным детством, а вместо этого они обязаны работать не меньше взрослых. Мальчики ночами пасут лошадей и следят, как бы на табун ни напали волки. Но, несмотря на такие тяготы жизни, ребята радуются каждому дню и не унывают. И даже на работе они всегда находят, как развлечься, и часто рассказывают друг другу невероятные истории.  Так Иван Сергеевич хотел выделить основную идею произведения — человек обязан ценить жизнь во всех ее проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь.  Еще одна затронутая в произведении проблема — это хрупкая детская душа, психология и мировосприятие ребенка . Тургенев хотел пробудить в читателях желание относиться к крестьянским детям с нежностью и пониманием, думать о них и их судьбе. На примере пятерых мальчишек Иван Сергеевич показал, как богат внутренний мир деревенских детей и как тонко они порой чувствуют природу.

Идея рассказа

В рассказе писателем была поднята проблема жизни простого люда . Ведь дети крестьян, казалось бы, должны были наслаждаться беззаботным детством, а вместо этого они обязаны работать не меньше взрослых. Мальчики ночами пасут лошадей и следят, как бы на табун ни напали волки. Но, несмотря на такие тяготы жизни, ребята радуются каждому дню и не унывают. И даже на работе они всегда находят, как развлечься, и часто рассказывают друг другу невероятные истории.

Так Иван Сергеевич хотел выделить основную идею произведения — человек обязан ценить жизнь во всех ее проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь.

Еще одна затронутая в произведении проблема — это хрупкая детская душа, психология и мировосприятие ребенка . Тургенев хотел пробудить в читателях желание относиться к крестьянским детям с нежностью и пониманием, думать о них и их судьбе. На примере пятерых мальчишек Иван Сергеевич показал, как богат внутренний мир деревенских детей и как тонко они порой чувствуют природу.

Обобщаем

Обобщаем

Домашнее задание Прочитать полностью рассказ «Бежин луг». Составить характеристику героя (в группе): 1 группа – Федя 2 группа – Илюша 3 группа – Павел 4 группа - Костя Внешность   Одежда Впечатления автора   Основные черты   Где и в чём проявились (действия и поступки)    

Домашнее задание

  • Прочитать полностью рассказ «Бежин луг».
  • Составить характеристику героя (в группе):
  • 1 группа – Федя
  • 2 группа – Илюша
  • 3 группа – Павел
  • 4 группа - Костя

Внешность

 

Одежда

Впечатления автора

 

Основные черты

 

Где и в чём проявились (действия и поступки)