Технология составления плана работы над проектом. Календарный график проекта
Проект – это твоя самостоятельный исследовательский замысел
1. Помни , что главное для тебя – развить твои исследовательские возможности и способности.
2. Выполняй проект в следующем порядке:
а) выбери с помощью родителей и учителя тему;
б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.);
в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;
г) выполни теоретическую часть проекта;
д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения исследовательского проекта;
ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы; з) защити проект.
3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев, выставок и Интернет.
4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагниоофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связывать её с выбранной профессией.
6. Учитывай тенденции и обычаи республики, города, села, в котором ты живешь.
7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляй в исследовании собственное мнение, основывайся только на научных знаниях, приобретённых на уроках.
9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к учителю.
Практическая работа
Тема исследования – важная часть научной работы обучающегося, из темы должно быть понятно, чему посвящена работа, о чем она.
Тема формулируется в виде одного назывного предложения. В теме должны быть отражены объект и предмет исследования.
Количество слов от 5 до 12.
Например:
«Моя профессия – мой профессиональный выбор»
Введение
- Во введении раскрываются методологические характеристики исследования:
- актуальность, проблема, объект и предмет исследования, тема, цель, задачи, гипотеза, методы, новизна, теоретические основания.
- Методологические характеристики исследования – это своего рода компас и карта, которые позволяют исследователю не искать истину методом проб и ошибок, а ведут его кратчайшим путем.
- По объему эта часть проекта занимает 1–2 страницы
2. Основная часть
- Здесь сосредоточено основное содержание проекта. Структура основной части может быть разной.
- Основная часть исследовательского проекта ученика составляется по задачам. В основной части проекта должны быть отражены все задачи.
- Можно пойти другим путем: разбить основную часть на теоретическую и практическую (экспериментальную).
- В теоретической части дается анализ литературы по теме (проблеме) исследования, а в практической размещается описание и результаты наблюдений, опытов, экспериментов, опросов и т.п.
- Каждая часть завершается выводом.
- Важно помнить правило : все задачи, определенные в методологических характеристиках, должны быть отражены в основной части.
- В конце основной части должны быть сформулированы выводы или вывод. Главное, чтобы выводы были сформулированы автором самостоятельно и не повторяли кратко содержание основной части.
- Для правильного написания вывода необходимо посмотреть, какова была цель проекта. Исходя из цели, и формулируются выводы.
- По объему выводы могут быть разными: от одного предложения до страницы.
3. Заключение
- В заключении подводим общие итоги всей работы.
- Примерный план содержания этой части проекта может быть в виде ответов на следующие вопросы:
1.Какой теме, проблеме было посвящено исследование?
2.Каковы были цель и задачи исследования? Выполнены ли они? Исследование тогда считается состоявшимся, когда все задачи решены и цель достигнута.
3.Какое новое знание было получено? (Что нового вы узнали? Чему научились?)
4.Каковы перспективы дальнейших исследований?
По объему «Заключение» составляет примерно 1–2 страницы.
4. Библиография
- Это обязательная часть исследования. При работе над проектом.
- Можно использовать школьные учебники, научные издания (книги, журналы, газеты), сайты научных учреждений.
- Возможно использование научных источников информации на иностранных языках.
5. Приложение
- Эта часть проекта не является обязательной. Если приложений нет, это не снижает качества исследования. Однако, лучше сделать 1–2 приложения.
- В приложении могут быть размещены следующие материалы ( их не должно быть в остальном тексте проекта! ): рисунки, фотографии, большие таблицы, графики, схемы, диаграммы, анкеты и т.д.
- Если проводился опрос, анкетирование, желательно сохранить и приложить все ответы опрашиваемых.
- Объективными считаются данные, полученные при опросе не менее 100 человек.
При реализации индивидуального проекта преследуются следующие учебные цели и учащиеся должны продемонстрировать умение:
- планировать и реализовывать исследовательский̆ проект, проявляя инициативу и проницательность;
- четко формулировать ключевой вопрос (вопрос исследования);
- собирать и интерпретировать материал (“материал” имеет разное значение в разных предметах – это могут быть собранные данные или иная информация, аргументы и свидетельства) из различных источников в соответствии с поставленным ключевым вопросом;
- структурировать обоснованную аргументацию ответов на ключевой̆ вопрос на основе собранного материала;
- представлять свое исследование в формате, принятом для исследований в выбранной области знаний, четко указывая цитируемые источники принятым в академической̆ среде способом;
- использовать терминологию и язык, соответствующие предмету исследования;
- применять навыки анализа и оценки, проявляя понимание контекста, места и роли исследования.
ПЛАН
- Для того чтобы обосновать актуальность выбранной темы, исследователю необходимо ответить на вопрос: почему данную тему надо разрабатывать именно сейчас /почему данную проблему нужно решать именно сегодня?
- Актуальность может быть отражена в теме исследования. Для обоснования актуальности предлагается ответить на следующее письменное задание, которое состоит из нескольких этапов.
1. Напишите тему вашего исследования.
2. Почему необходимо проводить исследования в данном направлении?
3. Почему вам необходимо проводить исследование по этой теме?
4. Если необходимо, внесите коррективы в формулировку темы вашего исследования.
2. Проблема
- Проблема в науке – это «белое пятно на ее карте», обозначение того, чего наука еще не знает.
- Формулируя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что конкретно надо изучить из того, что раньше не было изучено?» .
- Знание о незнании составляет сущность проблемы. Проблему можно сформулировать в виде вопроса.