Причины и последствия техногенных аварий и катастроф
Презентацию выполнила студентка 2 курса:
Комарова Татьяна
Руководитель проекта:
Россиков Владимир Петрович
Стадии ЧС
- Зарождения —накопление отклонений от нормального состояния, длиться сутки, месяцы, иногда — годы и десятилетия.
- Инициирования — начала события, лежащего в основе ЧС.
- Кульминации - высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.
- Затухания (охватывает годы от периода перекрытия источника опасности до полной ликвидации ЧС).
- Затухания (охватывает годы от периода перекрытия источника опасности до полной ликвидации ЧС).
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Транспортные аварии
Аварии с выбросом химически опасных веществ
Аварии с выбросом биологически опасных веществ
Аварии с выбросом радиоактивных веществ
Аварии на очистных сооружениях
Аварии на энергетических системах
Пожары и взрывы
Внезапное обрушение зданий и сооружений
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения
Гидродинамические аварии
Ликвидация ЧС
Управленческий метод снижения риска: Создание системы законов и постановлений, обеспечивающих правовую основу безопасности в ЧС, и организационной структуры способной наладить работу по предупреждению и ликвидации ЧС
- Ликвидацию ЧС местного масштаба обеспечивает руководитель ГО населенного пункта
- ЧС локального и объектового масштаба руководитель предприятия
- ЧС регионального – руководитель региона
Аварии с выбросом химически, биологически опасных веществ
Химическая авария – ЧП на химически опасном объекте, сопровождающаяся выбросом АХОВ,
Аварийно химически опасное вещество (АХОВ) – опасное химическое вещество, применяемое в промышленности или сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражение живых организмов
Классификация АХОВ:
1. По степени воздействия на организм АХОВ:
1 класс – чрезвычайно опасные:
водород фтористый, свинец, ртуть, цианистая группа и др.
2 класс – высокоопасные : синильная кислота, дифосген , хлор, мышьяк, фтор, сероуглерод
3 класс – умеренно опасные: соляная кислота, хлористый водород, сероводород
4 класс – малоопасные : аммиак, дихлорметан, метилакрилат и др .
По способности к горению АХОВ
негорючие вещества - не горят в условиях нагревания до 900 0 С и концентрации кислорода до 21% (диоксин, фосген и др.);
- негорючие пожароопасные вещества - не горят в условиях нагревания до 900 0 С и концентрации кислорода до 21%, но разлагаются с выделением горючих паров ( хлор, азотная кислота , окись углерода, сернистый ангидрид, хлорпикрин и др.); трудно горючие вещества - способны возгораться только при действии источника огня ( сжиженный аммиак , водород цианистый и др.); горючие вещества - способны к самовозгоранию и горению даже после удаления источника огня ( амил, цианистый водород , гептил, дихлорэтан, сероуглерод, окислы азота и др.).
- негорючие пожароопасные вещества - не горят в условиях нагревания до 900 0 С и концентрации кислорода до 21%, но разлагаются с выделением горючих паров ( хлор, азотная кислота , окись углерода, сернистый ангидрид, хлорпикрин и др.);
- трудно горючие вещества - способны возгораться только при действии источника огня ( сжиженный аммиак , водород цианистый и др.);
- горючие вещества - способны к самовозгоранию и горению даже после удаления источника огня ( амил, цианистый водород , гептил, дихлорэтан, сероуглерод, окислы азота и др.).
Классификация АХОВ действию
- Удушающего ( Хлор, Фосген, Хлорпикрин )
- Общеядовитого ( Водород цианистый , окись углерода –угарный газ )
- Удушающего и общеядовитого ( Амрил, Азотная кислота, Оксиды азота, Сероводород)
- Нейротропного ( Оксид этилена, ФОС: хлорофос, карбофос, тиофос, метафос)
- Удушающего и нейротропного ( Аммиак, Гептил )
- Метаболического ( Оксид этилена Дихлорэтан Диоксин )
Аварии с выбросом радиоактивных веществ
Альфа-излучение — ионизирующее излучение, состоящее из альфа-частиц (ядер гелия) полностью поглощаются листом бумаги.
Бета-излучение – электронное ионизирующее излучение, испускаемое при ядерных превращения глубина до 15 мм, полностью поглощаются оконными стеклами, металлом
Гамма-излучение - фотонное (электромагнитное) ионизирующее излучение, испускаемое при ядерных превращениях со скоростью света проникает глубоко
Нейтронное излучение - поток электронейтральных частиц ядра с высокой проникающей способностью, сильным ионизирующим воздействием и представляет для человека наибольшую опасность.
Классы происшествий на АЭС*
7 - глобальная (разрушение активной зоны, значительный выброс радиоактивных веществ, угроза населению более чем 1-ой страны ) 6 тяжелая выброс значительного количества радиоактивных продуктов из активной зоны 5 - авария с риском для окружающей среды (выброс радиоактивных веществ) 4 - авария в пределах АЭС (нарушение активной зоны и облучение персонала, вызывающее ОЛБ) 3 – серьезное происшествие (выход из строя оборудования, сопровождающийся высоким уровнем радиации; переоблучение персонала) 2 - происшествие средней тяжести (выход из строя оборудования, создающий угрозу гибели населения 1 незначительные неполадки в системе без угрозы
* Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ)
Причины аварий на АЭС
- нарушение технологической дисциплины, недостатки профессиональной подготовки персонала, «человеческий фактор»;
- разгерметизация первого контура реактора или его механические повреждения.
- разгерметизация первого контура реактора или его механические повреждения.
Зоны радиоактивного загрязнения
- зона отчуждения (от 10 до 40 км, доза более 50мЗв,);
- зона отселения (от 20мЗв до 50мЗв);
- зона ограниченного проживания от 5мЗв до 20мЗв
- радиационного контроля от 1 до 5 мЗв/год
Действия при угрозе аварии на АЭС
- Выслушать речевое сообщение (информацию) о возникшей опасности и рекомендации по действиям населения.
- Защитить органы дыхания имеющимися средствами индивидуальной защиты.
- Провести герметизацию помещения.
- Упаковать продукты и питьевую воду в полиэтиленовые контейнеры, пакеты, бутылки, поместить их в закрытые шкафы, кладовки, холодильник.
Последствия чернобыльской аварии
Гидродинамические аварии
Гидротехнические сооружения
- это инженерные или естественные сооружения для использования водных ресурсов и для борьбы с разрушительным действием воды.
Назначения гидротехнических сооружений
- водоподпорные сооружения для направленного отклонения потока воды ( дамбы, плотины, запруды);
плотина им. К. Зубрика
Водохранилище –гидротехническое сооружение, образованное в долине реки водоподпорными сооружениями для накопления воды в целях ее использования в народном хозяйстве, называется
- водопроводящие сооружения (каналы, трубопроводы, тоннели);
- водозаборные сооружения –
предназначены для забора воды из реки или озера для использования ее на нужды водоснабжения или орошения полей.
Метелевский водозабор, насосная,
г. Тюмень
- водосбросовые сооружения –
предназначены для сброса паводковой воды из водохранилища, а также пропуска воды в нижний бьеф плотины.
Водосброс
Волжской ГЭС им. XII съезда КПСС
- специальные сооружения (шлюзы, судоподъемники и др.) –
предназначены для подъема или опускания судов с одного уровня воды на другой.
Гидродинамическая авария
- это чрезвычайная ситуация, связанная с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий.
Саяно-Шушенская ГЭС
Август 2009 г.
Недавние катастрофы:
1993 г. - Прорыв плотины Киселевского водохранилища (Свердловская обл.) на р. Каква (общий ущерб – 63,3 млн. руб.)
1994 г. - Разрушение плотины Тирлянского водохранилища (Башкирия) на притоке р. Белая (общий ущерб – 52,3 млн.руб.)
2002 г. - Наводнение в Краснодарском крае привело к разрушению его гидроузла, унесло жизни 114 человек (общий ущерб – 15 млрд.руб.)
2009 г. - Авария на Саяно-Шушенской ГЭС на р. Енисей унесла жизни 75 человек. На восстановление будет потрачено 21,6 млрд. руб.
Последствия ЧС
Гидродинамическое бедствие при разрушении плотины и заключающееся в стремительном затоплении нижерасположенной местности и возникновении наводнения, называется катастрофическим затоплением .
Повышение на участке территории уровня подземных вод, приводящее к нарушению хозяйственной деятельности, изменению условий произрастания растений и обитания животных, называется подтоплением .
- природные явления или стихийные бедствия;
- техногенные факторы;
- ЧС военного времени и террористические акты.
Аварии на коммунальных системах
Коммунальная авария это ЧС при которых наблюдаются разрешения технических систем, сооружений, транспортных средств без человеческих жертв ( порыв труб холодного , горячего водоснабжения, отопления, канализации)
Катастрофа это авария при которой наблюдаются гибель людей
Аварии подразделяются на:
- Технологический отказ (происшествия, мелкие аварии, вызвавшие перерыв в подаче тепла при t воздуха не ниже +12ºС и t до 16 часов );
- Авария (неисправность насосов, подогревателей, вызвавшая остановку подачи тепла более чем на 50% продолжительностью свыше 16 часов)
- Крупная авария (с большим ущербом);
- Катастрофа (крупная авария, повлекшая многочисленные человеческие жертвы и значительный материальный ущерб).
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения
- На канализационных системах с массовым выбросом загрязняющих веществ;
- В системах снабжения населения питьевой водой;
- На коммунальных газопроводах;
- На тепловых сетях (системах горячего водоснабжения) в холодное время года.
Коммунальные сети :
- Водоснабжéние — подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объекта
- Водопрово́д — система непрерывного водоснабжения потребителей, предназначенная для проведения воды для питья и технических целе
- Водоотведение комплекс инженерных сооружений и оборудования с целью удаления сточных, ливневых и талых вод
ЧС на транспорте
Транспорт
автомобильный
железнодорожный
авиационный
водный
28
ЧС на транспорте
Катастрофа –
происшествие, повлекшее за собой
- гибель хотя бы одного члена экипажа или пассажира,
- полное или частичное разрушение транспорта (судно, авто, самолет, поезд).
Причины : отказ техники; «человеческий фактор» (ошибки в управлении); боевые действия и терроризм; неблагоприятные погодные условия; ошибка военных ПВО
Виды травм
1. Изолированная травма — повреждение органа или травма в пределах одного сегмента опорно-двигательного аппарата (разрыв печени, перелом плеча, перелом бедра).
2. Множественная травма — ряд однотипных повреждений конечностей, туловища, головы (переломы двух и более сегментов позвоночника, множественные раны).
3. Сочетанная травма — повреждения опорно-двигательного аппарата и внутренних органов, либо органов в разных полостях ( селезенка+мочевой пузырь ).
4. Комбинированная травма — повреждения, возникающие от воздействия механических и одного или более немеханических факторов — термических, химических, радиационных ( перелом костей в сочетании с ожогами ).
Аварии на дорожном транспорте
- Аварии на дорожном транспорте
28
ЧС на транспорте
Аварийная световая сигнализация включается при:
ДТП;
вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;
ослеплении водителя светом фар;
буксировке;
посадке и высадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей»
Водитель должен включать аварийную световую сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.
«Опасные для здоровья водителя факторы» :
нарушение правил дорожного движения, в том числе:
- алкогольное опьянение ; превышение допустимой скорости движения; разговоры по мобильному телефону ; неиспользование ремней безопасности; использование неисправного транспортного средства ; усталость водителя ( водитель при сильной усталости может уснуть за рулём ).
- алкогольное опьянение ;
- превышение допустимой скорости движения;
- разговоры по мобильному телефону ;
- неиспользование ремней безопасности;
- использование неисправного транспортного средства ;
- усталость водителя ( водитель при сильной усталости может уснуть за рулём ).
- разговор с пассажирами;
- курение за рулём ;
- еда за рулем ;
- управление электронными устройствами (например радио, CD ) во время движения;
- прослушивание музыки.
28
ЧС на транспорте
- Пешеходами являются лица, находящееся вне транспортного средства на дороге:
юноша, ведущий мопед ; мужчина, везущий инвалидную коляску
люди входящие и выходящие с автобуса
Лица управляющие т/с, а так же погонщик, ведущий по дороге вьючных животных