СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку в 7 классе "Нервная система Млекопитающих"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к урокку в 7 классе "Нервная система Млекопитающих"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку в 7 классе "Нервная система Млекопитающих"»

Урок в 7 классе Учитель биологии высшей категории И.А.Коченкова

Урок в 7 классе

Учитель биологии высшей категории И.А.Коченкова

Нервная система млекопитающих, как и других позвоночных животных, состоит из головного мозга, спинного мозга и отходящих от них нервов.
  • Нервная система млекопитающих, как и других позвоночных животных, состоит из головного мозга, спинного мозга и отходящих от них нервов.
Отделы головного мозга:  - передний  - средний  - промежуточный  - мозжечок  - продолговатый
  • Отделы головного мозга:
  • - передний
  • - средний
  • - промежуточный
  • - мозжечок
  • - продолговатый
У млекопитающих особо развит передний мозг и его кора.  Кора образованна несколькими слоями тел нервных клеток и покрывает весь передний мозг. Она образует складки и извилины с глубокими бороздами у большинства видов млекопитающих. Чем больше складок и извилин, тем сложнее и разнообразнее поведение животного.   Головной мозг кролика (слева вверху) и собаки (слева внизу)
  • У млекопитающих особо развит передний мозг и его кора.
  • Кора образованна несколькими слоями тел нервных клеток и покрывает весь передний мозг. Она образует складки и извилины с глубокими бороздами у большинства видов млекопитающих.
  • Чем больше складок и извилин, тем сложнее и разнообразнее поведение животного.

Головной мозг кролика (слева вверху) и собаки (слева внизу)

Головной мозг собаки (слева) и органы осязания – чувствительные волоски – у кошки (справа)
  • Головной мозг собаки (слева) и органы осязания – чувствительные волоски – у кошки (справа)
Поведение млекопитающих основано на рефлексах  Рефлексы Условные рефлексы Безусловные рефлексы Кора больших полушарий Инстинкты Контроль за осуществлением безусловных рефлексов Высшая нервная деятельность
  • Поведение млекопитающих основано на рефлексах

Рефлексы

Условные рефлексы

Безусловные рефлексы

Кора больших полушарий

Инстинкты

Контроль за осуществлением безусловных рефлексов

Высшая нервная деятельность

Поведение – это направленные вовне действия организма в ответ на внешние или внутренние стимулы.  Эти действия изменяют взаимоотношения организма с окружающей средой и способствуют, в конечном итоге, сохранению вида. Изучает поведение этология.
  • Поведение – это направленные вовне действия организма в ответ на внешние или внутренние стимулы.
  • Эти действия изменяют взаимоотношения организма с окружающей средой и способствуют, в конечном итоге, сохранению вида. Изучает поведение этология.
 Основные сложные безусловные рефлексы животных: пищевой рефлекс , направленный на обеспечение организма пищей половой рефлекс , направленный на воспроизведение потомства родительский (или материнский) рефлекс , направленный на сохранение потомства оборонительные рефлексы , связанные с защитой организма  Ряд простых безусловных рефлексов , связанных с дыханием, мочевыделением, калоизвержением и другими функциональными отправлениями организма.

Основные сложные безусловные рефлексы животных:

  • пищевой рефлекс , направленный на обеспечение организма пищей
  • половой рефлекс , направленный на воспроизведение потомства
  • родительский (или материнский) рефлекс , направленный на сохранение потомства
  • оборонительные рефлексы , связанные с защитой организма

Ряд простых безусловных рефлексов , связанных с дыханием, мочевыделением, калоизвержением и другими функциональными отправлениями организма.

Пищевой рефлекс
  • Пищевой рефлекс
Ориентировочный безусловный рефлекс
  • Ориентировочный безусловный рефлекс
Оборонительный рефлекс
  • Оборонительный рефлекс
Пассивно-оборонительная реакция собаки   Активно-оборонительная реакция собаки

Пассивно-оборонительная реакция собаки

Активно-оборонительная реакция собаки

Инстинкт  — сложная врожденная реакция поведения цепного характера, обеспечивающая важные биологические функции организма.  Животным присущи четыре основных инстинкта: пищевой, половой, родительский, оборонительный.
  • Инстинкт — сложная врожденная реакция поведения цепного характера, обеспечивающая важные биологические функции организма.

Животным присущи четыре основных инстинкта:

  • пищевой,
  • половой,
  • родительский,
  • оборонительный.
Родительский инстинкт

Родительский инстинкт

 Драка между жеребцами за табун самок (вверху) и ритуализированный поединок между вооруженных рогами копытных (внизу)

Драка между жеребцами за табун самок (вверху) и ритуализированный поединок между вооруженных рогами копытных (внизу)

Бобры самые искусные строители среди млекопитающих, они живут и строят всей семьёй
  • Бобры самые искусные строители среди млекопитающих, они живут и строят всей семьёй
Безусловные рефлексы  — постоянные врожденные ответные реакции организма на определенные действия раздражителей, осуществляемые с помощью нервной системы.     Только что родившийся щенок адаптируется к среде с помощью безусловных рефлексов:  дыхания, сосания, глотания, ползания, мочеотделения и др.  По мере роста и развития проявляется ряд других, более сложных безусловных рефлексов : движения, ориентирования, поиска, игры, подражания, полового влечения и целого ряда защитно-оборонительных реакций.
  • Безусловные рефлексы — постоянные врожденные ответные реакции организма на определенные действия раздражителей, осуществляемые с помощью нервной системы.

Только что родившийся щенок адаптируется к среде с помощью безусловных рефлексов:

  • дыхания,
  • сосания,
  • глотания,
  • ползания,
  • мочеотделения и др.

По мере роста и развития проявляется ряд других, более сложных безусловных рефлексов : движения, ориентирования, поиска, игры, подражания, полового влечения и целого ряда защитно-оборонительных реакций.

Условный рефлекс является ответным действием животного на определенный раздражитель, приобретаемым в процессе индивидуальной жизни. Условные рефлексы образуются благодаря деятельности коры полушарий головного мозга.
  • Условный рефлекс является ответным действием животного на определенный раздражитель, приобретаемым в процессе индивидуальной жизни.
  • Условные рефлексы образуются благодаря деятельности коры полушарий головного мозга.
Воспитание в общем у животных — процесс передачи навыков потомству через условный рефлекс подражания с целью формирования стереотипов поведения.
  • Воспитание в общем у животных — процесс передачи навыков потомству через условный рефлекс подражания с целью формирования стереотипов поведения.
Важнейшим элементом воспитания является совместная игра детей и родителей.
  • Важнейшим элементом воспитания является совместная игра детей и родителей.
У большинства животных возможно поведение, связанное с научением. Оно не передаётся по наследству.    Научение – это адаптивное изменение индивидуального поведения в результате предшествующего опыта. Оно осуществляется у разных видов и в разных обстоятельствах по-разному.
  • У большинства животных возможно поведение, связанное с научением. Оно не передаётся по наследству.

Научение – это адаптивное изменение индивидуального поведения в результате предшествующего опыта. Оно осуществляется у разных видов и в разных обстоятельствах по-разному.

Научение у животных — готовность к переносу индивидуального опыта из одних, уже бывших ситуаций в новые, за счет чего достигается индивидуальное приспособление живых организмов к среде обитания. В условиях общения животных научение иногда происходит в форме подражания одних особей действиям других.
  • Научение у животных — готовность к переносу индивидуального опыта из одних, уже бывших ситуаций в новые, за счет чего достигается индивидуальное приспособление живых организмов к среде обитания.
  • В условиях общения животных научение иногда происходит в форме подражания одних особей действиям других.
Безусловный рефлекс – это непроизвольная стереотипная реакция организма на внешний стимул, передающаяся по наследству. Это, например, отдергивание конечности от причиняющего боль раздражителя или реакция, направленная на поддержание равновесия. Инстинкт – это стереотипная форма поведения, возникающая в ответ на определённые изменения окружающей среды. Инстинкты специфичны для каждого вида. Защита занимаемой территории от других особей вида. Павлин привлекает внимание самочки Ритуальное поведение, связанное с ухаживанием или спариванием.
  • Безусловный рефлекс – это непроизвольная стереотипная реакция организма на внешний стимул, передающаяся по наследству. Это, например, отдергивание конечности от причиняющего боль раздражителя или реакция, направленная на поддержание равновесия.
  • Инстинкт – это стереотипная форма поведения, возникающая в ответ на определённые изменения окружающей среды. Инстинкты специфичны для каждого вида.
  • Защита занимаемой территории от других особей вида.
  • Павлин привлекает внимание самочки
  • Ритуальное поведение, связанное с ухаживанием или спариванием.
           Сразу после рождения в первые часы и дни жизни животные способны запоминать подвижные предметы, которые находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции, связанные прежде всего с ориентировкой на родителей.

    

  •    Сразу после рождения в первые часы и дни жизни животные способны запоминать подвижные предметы, которые находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции, связанные прежде всего с ориентировкой на родителей.
Импринтинг (запечатление) – запоминание животным в отдельные периоды своей жизни (как правило, в детстве) поведения других индивидуумов (чаще – родителей) с последующим выполнением этих действий самостоятельно  К поздним формам запечатления относится импринтинг матери на детеныша , например у коз. Мать должна научиться узнавать козлёнка сразу после рождения, иначе она может отказаться вскармливать его. Коза руководствуется главным образом запахом детёныша. Критический период в этом случае очень ограничен во времени - достаточно отлучить мать от козленка на два часа, и она может не признать его и отказаться кормить.
  • Импринтинг (запечатление) – запоминание животным в отдельные периоды своей жизни (как правило, в детстве) поведения других индивидуумов (чаще – родителей) с последующим выполнением этих действий самостоятельно
  • К поздним формам запечатления относится импринтинг матери на детеныша , например у коз. Мать должна научиться узнавать козлёнка сразу после рождения, иначе она может отказаться вскармливать его. Коза руководствуется главным образом запахом детёныша. Критический период в этом случае очень ограничен во времени - достаточно отлучить мать от козленка на два часа, и она может не признать его и отказаться кормить.
Инсайт (постижение) – высшая форма научения, основанная не на методе проб и ошибок, а на информации, полученной ранее. Возможна лишь при высоком уровне развития умственных способностей. Примером среди животных может служить использование обезьянами предметов для доставания еды
  • Инсайт (постижение) – высшая форма научения, основанная не на методе проб и ошибок, а на информации, полученной ранее. Возможна лишь при высоком уровне развития умственных способностей. Примером среди животных может служить использование обезьянами предметов для доставания еды
рефлекторных актов, приспособляющих его наилучшим образом к конкретным условиям жизни. Это и есть условные рефлексы.

рефлекторных актов, приспособляющих его наилучшим образом к конкретным условиям жизни. Это и есть условные рефлексы.

условный рефлекс (классическое обуславливание) – выработка реакции не только на безусловный раздражитель, но и на появляющийся в сочетании с ним условный; - научение путём проб и ошибок – научение животных, когда после какого-то определённого действия им предлагается награда либо наказание; сочетание такого действия с «оценкой» увеличивает или уменьшает его вероятность в дальнейшем; -; инсайт (постижение) – высшая форма научения, основанная не на методе проб и ошибок, а на информации, полученной ранее. Возможна лишь при высоком уровне развития умственных способностей. Примером среди животных может служить использование обезьянами предметов для доставания еды (обычно этому предшествует некоторый период «размышления»).
  • условный рефлекс (классическое обуславливание) – выработка реакции не только на безусловный раздражитель, но и на появляющийся в сочетании с ним условный;
  • - научение путём проб и ошибок – научение животных, когда после какого-то определённого действия им предлагается награда либо наказание; сочетание такого действия с «оценкой» увеличивает или уменьшает его вероятность в дальнейшем;
  • -;
  • инсайт (постижение) – высшая форма научения, основанная не на методе проб и ошибок, а на информации, полученной ранее. Возможна лишь при высоком уровне развития умственных способностей. Примером среди животных может служить использование обезьянами предметов для доставания еды (обычно этому предшествует некоторый период «размышления»).
Поведение млекопитающих основано на рефлексах
  • Поведение млекопитающих основано на рефлексах