Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку в 7 классе "Нервная система Млекопитающих"»
Урок в 7 классе
Учитель биологии высшей категории И.А.Коченкова
- Нервная система млекопитающих, как и других позвоночных животных, состоит из головного мозга, спинного мозга и отходящих от них нервов.
- Отделы головного мозга:
- - передний
- - средний
- - промежуточный
- - мозжечок
- - продолговатый
- У млекопитающих особо развит передний мозг и его кора.
- Кора образованна несколькими слоями тел нервных клеток и покрывает весь передний мозг. Она образует складки и извилины с глубокими бороздами у большинства видов млекопитающих.
- Чем больше складок и извилин, тем сложнее и разнообразнее поведение животного.
Головной мозг кролика (слева вверху) и собаки (слева внизу)
- Головной мозг собаки (слева) и органы осязания – чувствительные волоски – у кошки (справа)
- Поведение млекопитающих основано на рефлексах
Рефлексы
Условные рефлексы
Безусловные рефлексы
Кора больших полушарий
Инстинкты
Контроль за осуществлением безусловных рефлексов
Высшая нервная деятельность
- Поведение – это направленные вовне действия организма в ответ на внешние или внутренние стимулы.
- Эти действия изменяют взаимоотношения организма с окружающей средой и способствуют, в конечном итоге, сохранению вида. Изучает поведение этология.
Основные сложные безусловные рефлексы животных:
- пищевой рефлекс , направленный на обеспечение организма пищей
- половой рефлекс , направленный на воспроизведение потомства
- родительский (или материнский) рефлекс , направленный на сохранение потомства
- оборонительные рефлексы , связанные с защитой организма
Ряд простых безусловных рефлексов , связанных с дыханием, мочевыделением, калоизвержением и другими функциональными отправлениями организма.
- Ориентировочный безусловный рефлекс
Пассивно-оборонительная реакция собаки
Активно-оборонительная реакция собаки
- Инстинкт — сложная врожденная реакция поведения цепного характера, обеспечивающая важные биологические функции организма.
Животным присущи четыре основных инстинкта:
- пищевой,
- половой,
- родительский,
- оборонительный.
Родительский инстинкт
Драка между жеребцами за табун самок (вверху) и ритуализированный поединок между вооруженных рогами копытных (внизу)
- Бобры самые искусные строители среди млекопитающих, они живут и строят всей семьёй
- Безусловные рефлексы — постоянные врожденные ответные реакции организма на определенные действия раздражителей, осуществляемые с помощью нервной системы.
Только что родившийся щенок адаптируется к среде с помощью безусловных рефлексов:
- дыхания,
- сосания,
- глотания,
- ползания,
- мочеотделения и др.
По мере роста и развития проявляется ряд других, более сложных безусловных рефлексов : движения, ориентирования, поиска, игры, подражания, полового влечения и целого ряда защитно-оборонительных реакций.
- Условный рефлекс является ответным действием животного на определенный раздражитель, приобретаемым в процессе индивидуальной жизни.
- Условные рефлексы образуются благодаря деятельности коры полушарий головного мозга.
- Воспитание в общем у животных — процесс передачи навыков потомству через условный рефлекс подражания с целью формирования стереотипов поведения.
- Важнейшим элементом воспитания является совместная игра детей и родителей.
- У большинства животных возможно поведение, связанное с научением. Оно не передаётся по наследству.
Научение – это адаптивное изменение индивидуального поведения в результате предшествующего опыта. Оно осуществляется у разных видов и в разных обстоятельствах по-разному.
- Научение у животных — готовность к переносу индивидуального опыта из одних, уже бывших ситуаций в новые, за счет чего достигается индивидуальное приспособление живых организмов к среде обитания.
- В условиях общения животных научение иногда происходит в форме подражания одних особей действиям других.
- Безусловный рефлекс – это непроизвольная стереотипная реакция организма на внешний стимул, передающаяся по наследству. Это, например, отдергивание конечности от причиняющего боль раздражителя или реакция, направленная на поддержание равновесия.
- Инстинкт – это стереотипная форма поведения, возникающая в ответ на определённые изменения окружающей среды. Инстинкты специфичны для каждого вида.
- Защита занимаемой территории от других особей вида.
- Павлин привлекает внимание самочки
- Ритуальное поведение, связанное с ухаживанием или спариванием.
- Сразу после рождения в первые часы и дни жизни животные способны запоминать подвижные предметы, которые находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции, связанные прежде всего с ориентировкой на родителей.
- Импринтинг (запечатление) – запоминание животным в отдельные периоды своей жизни (как правило, в детстве) поведения других индивидуумов (чаще – родителей) с последующим выполнением этих действий самостоятельно
- К поздним формам запечатления относится импринтинг матери на детеныша , например у коз. Мать должна научиться узнавать козлёнка сразу после рождения, иначе она может отказаться вскармливать его. Коза руководствуется главным образом запахом детёныша. Критический период в этом случае очень ограничен во времени - достаточно отлучить мать от козленка на два часа, и она может не признать его и отказаться кормить.
- Инсайт (постижение) – высшая форма научения, основанная не на методе проб и ошибок, а на информации, полученной ранее. Возможна лишь при высоком уровне развития умственных способностей. Примером среди животных может служить использование обезьянами предметов для доставания еды
рефлекторных актов, приспособляющих его наилучшим образом к конкретным условиям жизни. Это и есть условные рефлексы.
- условный рефлекс (классическое обуславливание) – выработка реакции не только на безусловный раздражитель, но и на появляющийся в сочетании с ним условный;
- - научение путём проб и ошибок – научение животных, когда после какого-то определённого действия им предлагается награда либо наказание; сочетание такого действия с «оценкой» увеличивает или уменьшает его вероятность в дальнейшем;
- -;
- инсайт (постижение) – высшая форма научения, основанная не на методе проб и ошибок, а на информации, полученной ранее. Возможна лишь при высоком уровне развития умственных способностей. Примером среди животных может служить использование обезьянами предметов для доставания еды (обычно этому предшествует некоторый период «размышления»).
- Поведение млекопитающих основано на рефлексах