СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку в 9-ом классе "Изобразительно-выразительные средства лексики"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку в 9-ом классе "Изобразительно-выразительные средства лексики"»

  Добро пожаловать на урок русского языка!

Добро пожаловать на урок русского языка!

 Василий Александрович  Сухомлинский:  «Школа становится  подлинным очагом культуры  лишь тогда, когда в ней  царят четыре культа:  культ ?  ,  культ ?  ,  культ ?   и культ ?  »

Василий Александрович Сухомлинский:

«Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ ? , культ ? , культ ? и культ ? »

 Лексикология – раздел языкознания, изучающий лексику, т.е. словарный состав языка.  Лексика – словарный состав языка.  Слово – основная единица языка.  Лексическое значение – смыловое содержание слова.

  • Лексикология – раздел языкознания, изучающий лексику, т.е. словарный состав языка.

  • Лексика – словарный состав языка.

  • Слово – основная единица языка.

  • Лексическое значение – смыловое содержание слова.

СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ МНОГООБРАЗНЫ    Лексические (тропы) Синтаксические (стилистические фигуры) Фонетические (звукопись)

СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ МНОГООБРАЗНЫ

Лексические (тропы)

Синтаксические (стилистические фигуры)

Фонетические (звукопись)

  Изобразительно- выразительные средства лексики

Изобразительно- выразительные средства лексики

   Средства выразительности лексики Синонимы, антонимы архаизмы, историзмы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы, просторечные слова Тропы:

Средства выразительности лексики

Синонимы, антонимы архаизмы, историзмы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы, просторечные слова

Тропы:

ЭПИТЕТ Например: МЕТАФОРА Красочное, образное определение в переносном значении. Например: СРАВНЕНИЕ Э Э Например: Тропы

ЭПИТЕТ

Например:

МЕТАФОРА

Красочное, образное определение в переносном значении.

Например:

СРАВНЕНИЕ

Э

Э

Например:

Тропы

ГИПЕРБОЛА Это значительное преувеличение чего-либо ради предания большей значимости какому-либо предмету или действию.  ЛИТОТА Например: Троп, средство художественного изображения, основанное на преуменьшении размеров или свойств предмета, человека, явления. олицетворение Например: О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев) Например: Троп, обозначающий наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами одушевленного предмета.

ГИПЕРБОЛА

Это значительное преувеличение чего-либо ради предания большей значимости какому-либо предмету или действию. 

ЛИТОТА

Например:

Троп, средство художественного изображения, основанное на преуменьшении размеров или свойств предмета, человека, явления.

олицетворение

Например:

О чем ты воешь, ветр ночной,

О чем так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев)

Например:

Троп, обозначающий наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами одушевленного предмета.

  https://resh.edu.ru/subject/lesson/6942/train/325478/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6942/train/325478/

     Проблемные вопросы по распознаванию тропов в речи: 1. Эпитет. Н е следует смешивать эпитет и обыкновенное определение . Определение указывает на признак предмета, а при помощи эпитета автор передает свое отношение к увиденному, подчеркивает определенный признак предмета/явления, воздействует на читателя. Сравните: каменная стена / говорил с каменным лицом  2. Метфора и олицетворение. Понятие  олицетворения  возникает тогда, когда нечто неодушевлённое наделяется качествами и свойствами человека. Метафора  - по своей сути сравнение одного предмета или явления с другим, но не содержит сравнительных союзов. Метафору легко можно переделать в сранение. Она гораздо «шире» олицетворения. Например: Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов. (Блок)  Выткался на озере алый цвет зари. ..

Проблемные вопросы по распознаванию тропов в речи:

1. Эпитет. Н е следует смешивать эпитет и обыкновенное определение . Определение указывает на признак предмета, а при помощи эпитета автор передает свое отношение к увиденному, подчеркивает определенный признак предмета/явления, воздействует на читателя.

Сравните: каменная стена / говорил с каменным лицом

  • 2. Метфора и олицетворение. Понятие  олицетворения  возникает тогда, когда нечто неодушевлённое наделяется качествами и свойствами человека. Метафора  - по своей сути сравнение одного предмета или явления с другим, но не содержит сравнительных союзов. Метафору легко можно переделать в сранение. Она гораздо «шире» олицетворения. Например:
  • Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов. (Блок)
  • Выткался на озере алый цвет зари. .." (С. Есенин)
  • " Буря воет  в саду,  буря ломится  в дом..." (Н. Некрасов)
  • Ночевала тучка  золотая…” (М. Лермонтов)

(1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.  (2) Однажды отец взял меня в город. (3)Помню, мы искали обувь и зашли по дороге в книжный магазин. (4)Там я увидел книгу. (5)Я взял её в руки, на каждой странице книги были большие картинки. (6)Я очень хотел, чтобы отец купил мне эту книгу, но он посмотрел на цену и сказал: «В другой раз купим». (7)Дома я целый вечер говорил только о книге. (8)И вот через две недели отец дал мне деньги. 

(9)Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? (10)Нет, книга лежала на месте. 

(11)Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. (12)Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки.  (13)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (14)И вдруг – о ужас! (15)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (16) Я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (17)Через минуту уже весь вагон помогал нам.  (18)А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция. (19)Я плакал, не желая выходить из вагона, тогда лётчик обнял меня и сказал:  – (20)Мы обязательно достанем книгу и пришлём тебе. (21)Скажи мне, где ты живёшь?  (22)Я плакал и не мог говорить. (23)Отец дал лётчику адрес. (24)На другой день, когда отец вернулся с работы, он принёс книгу.  – (25)Достал?  – (26)Достал, – засмеялся отец.  (27)Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.  (28)А через несколько дней пришёл почтальон и принёс нам большой пакет. (29)В пакете была книга и записка от лётчика: «Я же говорил, что мы достанем её».  (30)А ещё через день опять пришёл почтальон и опять принёс пакет, а потом ещё два пакета, и ещё три: семь одинаковых книжек.  (31)С того времени прошло почти 30 лет. (32)Книжки в войну потерялись. (33)Но осталось самое главное – хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. (34)Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего. 

(По В.М. Пескову*)

Работа с текстом. Задания 10,11,12 ОГЭ

  Работа с текстом. Задания 10,11,12 ОГЭ     Задание 10.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Деньги на книгу с картинками нашлись только через две недели после того, как мальчик увидел её в магазине. Лётчик не сдержал обещание прислать мальчику книгу. Рассказчик сожалел о том, что во время войны книги потерялись. Незнакомые люди, проявившие сочувствие и бескорыстие, надолго остались в памяти рассказчика. В течение нескольких дней почтальон доставил мальчику семь одинаковых книг.

Работа с текстом. Задания 10,11,12 ОГЭ

Задание 10.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  • Деньги на книгу с картинками нашлись только через две недели после того, как мальчик увидел её в магазине.
  • Лётчик не сдержал обещание прислать мальчику книгу.
  • Рассказчик сожалел о том, что во время войны книги потерялись.
  • Незнакомые люди, проявившие сочувствие и бескорыстие, надолго остались в памяти рассказчика.
  • В течение нескольких дней почтальон доставил мальчику семь одинаковых книг.

 Задание 11.  Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение. Запишите номера ответов.  А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. Книга исчезла между двойными окнами вагона. Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.  Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. Задание 12.  В предложениях   31–34 найдите  антонимы  (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.

Задание 11.  Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение. Запишите номера ответов.

  • А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция
  • Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.
  • Книга исчезла между двойными окнами вагона.
  • Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.
  • Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном.

Задание 12.  В предложениях   31–34 найдите  антонимы  (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.

ФРАЗЕОЛОГИЗМ

ФРАЗЕОЛОГИЗМ

 Признаки фразеологизмов:  неделимая по смыслу конструкция  является одним членом предложения  можно заменить одним синонимичным по значению словом

Признаки фразеологизмов:

  • неделимая по смыслу конструкция
  • является одним членом предложения
  • можно заменить одним синонимичным по значению словом

  Найдите смысловое соответствие между русскими и осетинскими фразеологизмами:   За тридевять земель – хъæлæсы дзаг  Яблоку негде упасть - зæххы бын ныххауд  Во весь голос – йæ сæр ыл уæз нæ кæны  Провалиться сквозь землю – къах рывæрæн дзы нæй  Без царя в голове – авд хохы сæрты

Найдите смысловое соответствие между русскими и осетинскими фразеологизмами:

 

За тридевять земель – хъæлæсы дзаг

Яблоку негде упасть - зæххы бын ныххауд

Во весь голос – йæ сæр ыл уæз нæ кæны

Провалиться сквозь землю – къах рывæрæн дзы нæй

Без царя в голове – авд хохы сæрты

  Найдите смысловое соответствие между русскими и осетинскими фразеологизмами:   За тридевять земель – авд хохы сæрты  Яблоку негде упасть - къах рывæрæн дзы нæй  Во весь голос – хъæлæсы дзаг  Провалиться сквозь землю – зæххы бын ныххауд  Без царя в голове – йæ сæр ыл уæз нæ кæны

Найдите смысловое соответствие между русскими и осетинскими фразеологизмами:

 

За тридевять земель – авд хохы сæрты

Яблоку негде упасть - къах рывæрæн дзы нæй

Во весь голос – хъæлæсы дзаг

Провалиться сквозь землю – зæххы бын ныххауд

Без царя в голове – йæ сæр ыл уæз нæ кæны

    Задание 13.3 ОГЭ   Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли изучать родной язык?»  Дайте определение выражению  РОДНОЙ ЯЗЫК   и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении  два  примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:  один  пример-аргумент приведите из видеоролика, а  другой  – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70слов.

Задание 13.3 ОГЭ

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли изучать родной язык?»

Дайте определение выражению  РОДНОЙ ЯЗЫК   и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении  два  примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:  один  пример-аргумент приведите из видеоролика, а  другой  – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70слов.

«Песня о России» (В. Локтев –

О. Высотская)

Исполняет: ансамбль им. Локтева, солистка Лена Зайцева, 1968 год

Посмотри, как все красиво, посмотри, простор какой! Точно мать, склонилась ива над заснувшею рекой. Ветерок метнулся разом, облаков прорвав кольцо, И ромашка желтым глазом смотрит солнышку в лицо. Над Россией солнце светит, и дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете нет страны ее родней, Нет страны ее родней, нет страны ее родней! Посмотри, леса какие и сады шумят кругом! Наша Родина Россия хорошеет с каждым днем. Видишь, яблони и сливы вдоль дороги стали в ряд? О житье-бытье счастливом в русских селах говорят.

Над Россией солнце светит, и дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете нет страны ее родней, Нет страны ее родней, нет страны ее родней! И березку молодую, и кустарник, и траву, Беззаветно все люблю я, все я Родиной зову. Хорошо костер походный на поляне разжигать, Хорошо в стране свободной мне с друзьями подрастать. Над Россией солнце светит, и дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете нет страны ее родней, Нет страны ее родней, нет страны ее родней!

Согоян Вера Семеновна (1925 - 1986) «Молодая семья», 1973г.

Согоян Вера Семеновна (1925 - 1986) «Молодая семья», 1973г.

 Василий Александрович  Сухомлинский:  «Школа становится  подлинным очагом культуры  лишь тогда, когда в ней  царят четыре культа:  культ Родины,  культ человека,  культ книги  и культ родного языка »

Василий Александрович Сухомлинский:

«Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного языка »

    Домашнее задание:

Домашнее задание:

    До новых встреч!!!

До новых встреч!!!