СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к выступлению на районном методическом объединении по теме "Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством образовательных технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к выступлению на районном методическом объединении по теме "Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством образовательных технологий»

 «Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством развивающих технологий»

«Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством развивающих технологий»

 Мыслительные операции       В контексте реализации ФГОС ДО: Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий. В контексте Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (п.34.4.2) развитие математических способностей и мыслительных операций у ребенка; Являются инструментом познания окружающей действительности Показатель психологической готовности ребенка к обучению в школе Фактор становления всесторонне развитой личности

Мыслительные операции

В контексте реализации ФГОС ДО:

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.

В контексте Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (п.34.4.2)

развитие математических способностей и мыслительных операций у ребенка;

Являются инструментом познания окружающей действительности

Показатель психологической готовности ребенка к обучению в школе

Фактор становления всесторонне развитой личности

Основные мыслительные операции Анализ Сравнение Синтез Обобщение Классификация Конкретизация Абстрагирование

Основные мыслительные операции

Анализ

Сравнение

Синтез

Обобщение

Классификация

Конкретизация

Абстрагирование

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования На современном этапе в условиях введения ФГОС ДО весьма актуальной и социально значимой является проблема развития мыслительной деятельности. Теоретико-методологические основы развития мыслительной деятельности у дошкольников определены в работах М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, Н.А. Никашиной, К.С. Лебединской, У.В. Ульенковой, И.Ф. Марковской, С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер.

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования

  • На современном этапе в условиях введения ФГОС ДО весьма актуальной и социально значимой является проблема развития мыслительной деятельности. Теоретико-методологические основы развития мыслительной деятельности у дошкольников определены в работах М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, Н.А. Никашиной, К.С. Лебединской, У.В. Ульенковой, И.Ф. Марковской, С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер.

Научно исследовательские условия

Изучение работ, научных исследований педагогов, поиск философских обоснований

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (ФГОС ДО)

  • Выготский Л. С. Избранные психологические исследования : Мышление и речь.
  • Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий
  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии
  • Венгер Л. А. Развитие мышления дошкольника
  • Подьяков Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников

Методические условия

Изучение авторских программ, методических разработок

  • Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии
  • Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка - в ваших руках
  • Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.
  • Белоусова Л. Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста
  • Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников
  • Забродина Н.А. Формирование мыслительных операций старших дошкольников в математической деятельности.

Организационно-педагогические условия

  • Участие в работе методических объединений на районном уровне
  • Участие в профессиональных педагогических сообществах
Развитие мыслительных операций у детей с ЗПР Характеризуется замедленностью, косностью, инертностью, шаблонностью. Анализ объектов и явлений окружающей реальности не достаточно сформирован.  Сравнение проводиться по малосущественным признакам, а чаще несопоставимым. Дети затрудняются распознавать характерные признаки предмета; наблюдается трудность в установлении сходства различий в предметах, с трудом удается объединить и синтезировать свойства предметов. Характерны трудности в установлении причинно-следственных связей, освоении родовых понятий. Дети плохо владеют операцией абстракции. Недостижимость абстрактного мышления проявляется во всех сферах нейропсихической активности.

Развитие мыслительных операций у детей с ЗПР

  • Характеризуется замедленностью, косностью, инертностью, шаблонностью.
  • Анализ объектов и явлений окружающей реальности не достаточно сформирован.
  • Сравнение проводиться по малосущественным признакам, а чаще несопоставимым.
  • Дети затрудняются распознавать характерные признаки предмета; наблюдается трудность в установлении сходства различий в предметах, с трудом удается объединить и синтезировать свойства предметов.
  • Характерны трудности в установлении причинно-следственных связей, освоении родовых понятий.
  • Дети плохо владеют операцией абстракции. Недостижимость абстрактного мышления проявляется во всех сферах нейропсихической активности.
Цель и задачи педагогической деятельности   Цель: Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством развивающих технологий. Задачи: 1.Способствовать активизации мыслительных операций 2.Формировать способности к аналитико-синтетической деятельности 3.Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи и отношения между объектами и событиями 4.Развиать элементарные логические операции 5. Формировать навыки планировать действия и умения пользоваться ими. 6.Способствовать развитию устойчивости познавательного интереса к конкретному заданию в решении проблемно-поисковой ситуации. 7. Развивать познавательную активность, способствовать устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель: Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством развивающих технологий.

Задачи:

1.Способствовать активизации мыслительных операций

2.Формировать способности к аналитико-синтетической деятельности

3.Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи и отношения между объектами и событиями

4.Развиать элементарные логические операции

5. Формировать навыки планировать действия и умения пользоваться ими.

6.Способствовать развитию устойчивости познавательного интереса к конкретному заданию в решении проблемно-поисковой ситуации.

7. Развивать познавательную активность, способствовать устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

Развивающие педагогические технологии Развивающая педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса . (Б.Т.Лихачёв)

Развивающие педагогические технологии

  • Развивающая педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса . (Б.Т.Лихачёв)
 Деятельностный аспект личного вклада в развитие образование   Элементы ТРИЗ Метод проектов Игровые технологиии Наглядное моделирование Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками Создание КРППС Взаимодействие с родителями и специалистами

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образование

Элементы

ТРИЗ

Метод проектов

Игровые

технологиии

Наглядное моделирование

Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками

Создание КРППС

Взаимодействие с родителями и специалистами

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образование   Этапы работы: 1этап  -  организационный. Изучение научно-методической литературы по проблеме. 2этап - основной. Коррекционно-развивающая работа с детьми по развитию мыслительных операций посредством развивающих технологий, взаимодействие с родителями и специалистами, обогащение КРППС.  3этап - итоговый. Итоговая диагностика мыслительных операций, подведение итогов работы.

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образование

Этапы работы:

1этап - организационный. Изучение научно-методической литературы по проблеме.

2этап - основной. Коррекционно-развивающая работа с детьми по развитию мыслительных операций посредством развивающих технологий, взаимодействие с родителями и специалистами, обогащение КРППС.

3этап - итоговый. Итоговая диагностика мыслительных операций, подведение итогов работы.

Результативность профессиональной  педагогической деятельности и достигнутые эффекты   Исследование мыслительных операций Методика «Разрезные картинки» С.Д.Забрамная, Методика «Классификация предметных картинок» И.И.Мамайчук, А.Д.Виноградова Методика «Четвертый – лишний» И.И.Мамайчук А., Д.Виноградова Методика «Последовательные картинки» С.Д.Забрамная,  Критерии оценки Уровень развития способности к анализу Уровень развития способности к синтезу Уровень развития способности к сравнению  Уровень развития способности к обобщению  Уровень развития способности к классификации  Уровень способности устанавливать причинно-следственные связи

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Исследование мыслительных операций

Методика «Разрезные картинки» С.Д.Забрамная,

Методика «Классификация предметных картинок» И.И.Мамайчук, А.Д.Виноградова

Методика «Четвертый – лишний» И.И.Мамайчук А., Д.Виноградова

Методика «Последовательные картинки» С.Д.Забрамная,

Критерии оценки

  • Уровень развития способности к анализу
  • Уровень развития способности к синтезу
  • Уровень развития способности к сравнению
  • Уровень развития способности к обобщению
  • Уровень развития способности к классификации
  • Уровень способности устанавливать причинно-следственные связи

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Дидактические игры

Метод Проектов

Метод Проектов

Наглядное моделирование

Наглядное моделирование

Элементы ТРИЗ

Элементы ТРИЗ

Фрагмент Занятия с использованием элементов ТРИЗ Фрагмент занятия с элементами ТРИЗ технологии.mp4

Фрагмент Занятия с использованием элементов ТРИЗ

Фрагмент занятия с элементами ТРИЗ технологии.mp4

Создание КРППС

Создание КРППС

Взаимодействие с родителями и специалистами

Взаимодействие с родителями и специалистами

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Обогащение развивающей предметно-пространственной среды Разработка картотеки игра к проектам по развитию мыслительных операций Представление опыта работы на РМО

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

Разработка картотеки игра к проектам по развитию мыслительных операций

Представление опыта работы на РМО

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника Материал «Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством развивающих технологий» адресован специалистам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Участие  региональном этапе V Всероссийского  конкурса профессионального мастерства

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

  • Материал «Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством развивающих технологий» адресован специалистам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.
  • Участие региональном этапе V Всероссийского

конкурса профессионального мастерства

"Учитель-дефектолог России - 2022

призер II место

  • Выступление на районном методическом

объединении «Развитие мыслительных операций

у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством развивающих технологий» Выступление на РМО. pptx

  • Предлагаемый опыт работы размещен на сайте МБДОУ «Детский сад № 323 «Сказка».

Skazka323.caduk.ru

Список литературы

  • Белоусова Л. Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ Под редакцией Б. Б. Фин-
  • келынтейн.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 — 128 с.
  • Бондаренко А.К. «Дидактическая игра в детском саду». - М., 2011.
  • В енгер, Л. А. Развитие мышления дошкольника / Л. А. Венгер, В. С.Мухина. // Дошкольное воспитание. – 1974. – № 7. – С. 30-37.
  • Выготский Л. С. Избранные психологические исследования : Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Л. С. Выготский ; под ред. и со вступ. статьей А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия. – М.: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. – 519 с.
  • Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин. – Текст : непосредственный // Психология как объективная наука : избранные психологические труды / П. Я. Гальперин ; под ред. А. И. Подольский. – Москва : Институт практической психологии, 1998. – с. 272-317.
  • Демиденко Л. В. Значение дидактических игр в развитии детей / Л. В. Демиденко. // Проблемы педагогики. – 2020. – № 2. – С. 47-50.
  • Забрамная, С. Д., Боровик, О. В. Методические рекомендации к пособию: Медико-психолого-педагогическое обследование детей / С.Д.Забрамная, О. В. Боровик. – М., 2002. – 245 с.
  • Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка - в ваших руках. - М., Новая школа, 2000.
  • Забродина Н.А. Формирование мыслительных операций старших дошкольников в математической деятельности: учебное пособие. Ульяновск:УлГПУ, 2013, 76 с.
  • Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - С-Пб,. 2003
  • .Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.- 128 с.
  • Поддьяков Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников / Н. Н. Поддьяков // Хрестоматия о возрастной и педагогической психологии. — ч. 2. — М., 1981. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
  • Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
Учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 323 «Сказка»  Володина Елена Семёновна контактная информация:  тел. 8(831) 2251263, 8(831) 2257980  е-mail: d etsad323@mail.ru   www.skazka323.caduk.ru

Учитель-дефектолог

МБДОУ «Детский сад № 323 «Сказка» Володина Елена Семёновна

контактная информация: тел. 8(831) 2251263, 8(831) 2257980 е-mail: d [email protected] www.skazka323.caduk.ru

 Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !