«Игровые приёмы как средство активации учебной деятельности на уроках географии»
Составил:Анисимова Н.П., учитель географии
МОУ «Керебелякская ООШ
им.И.Осмина» Звениговского
района РМЭ
.
- «Игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». Януш Корчак, польский педагог, общественный деятель.
- «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности ». Василий Александрович Сухомлинский, советский педагог-новатор, детский писатель.
Цель выступления:
Показать роль и возможности игровой деятельности и их актуальность в процессе обучения на уроках географии
Педагогическая игра выполняет следующие функции:
Дидактическую. Развивающую.
Воспитательную
Классификация игр:
-По области деятельности
-По характеру педагогического процесса
-По игровой методике
-По предметной области
Игры в географии
В моей практике используются такие игры, как шарады, кроссворды, ребусы, игры творческого содержания , причем их формы становятся более разнообразными (игры-соревнования «Своя игра», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Звёздный час», «Морской бой», «Географический КВН», урок-путешествие, урок-зачет, урок-инсценировка, игра «Дуэль с указками» (у карты) и т. д.)
Урок – зачет (индивидуальный).
Учащимся заранее сообщаются вопросы, по которым будет проводиться зачет. Причем вопросы разного уровня, предусматривают различные формы работы. Каждый учащийся делает себе маршрутную карточку(или готовит учитель), где фиксируются все его оценки, по результатам выставляется общая оценка за урок.
№ Название станции Оценка Подпись
В качестве консультантов, принимающих зачет, могут выступать учитель, сильные ученики. Но могут и слабые. Конечно, во втором случае требуется более серьезная подготовка со стороны учителя, но очень часто этот вариант оказывается более эффективным.
Ребусы
Игра «5 шагов»
Назвать на каждый шаг:
- 5 островов
- 5 городов
- 5 названий рек
- 5 морей
Игра «Диктант в ладоши»
Например диктуются названия животных степей и тайги.
Ребята должны хлопнуть в ладоши 1 раз только, тогда учитель называет обитателей тайги, а если обитатели степей топать ногами.
Игра «Пантомима»
Ничего не говоря своими действиями, эмоциями изобразить понятия: вулкан, землетрясение, гроза, ветер, красная книга и т.д
А дети должны угадать что пытается ему изобразить одноклассник.
Игра «Раз! Два! Три!
Участники игры берутся за руки и образуют круг. Двигаясь по часовой стрелке произносят: “ Раз! Два! Три! Море назови!” При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять названия морей. Если кто-нибудь промолчит , то он выбывает из игры. Игра со словами: “Раз! Два! Три! Остров ( горы, реки, город) назови продолжается, пока не останется минимальное количество участников.
Что дают игровые технологии?
Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования.
«Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет»
А.С. Макаренко
Спасибо за внимание!