СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к выступлению «Индивидуальный подход к обучающимся с ОВЗ на уроках в условиях инклюзивного образования»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к выступлению «Индивидуальный подход к обучающимся с ОВЗ на уроках в условиях инклюзивного образования»»

«Индивидуальный подход к обучающимся с ОВЗ на уроках в условиях инклюзивного образования»   Карпова Любовь Викторовна – учитель начальных классов С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП).

«Индивидуальный подход к обучающимся с ОВЗ на уроках в условиях инклюзивного образования»

Карпова Любовь Викторовна – учитель начальных классов

С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП).

Установка: «К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения». При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. В школьном коллективе должна сформироваться установка: «К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения».

Установка:

«К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения».

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

В школьном коллективе должна сформироваться установка:

«К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения».

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку. 

Инклюзивное образование рассчитано на детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития). Этому свидетельствует понятие об инклюзивном образовании. Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку. Одна из опасностей, которые подстерегают, когда мы включаем в класс ученика с проблемами в развитии — возникновение атмосферы снисходительности к нему. Обучение ребенка с особыми потребностями в обычном классе — это не благотворительный акт. Он учится в нем, потому что там учатся остальные дети, потому что это лучший подход к обучению и потому что именно там дети встречаются друг с другом чаще всего.

Первыми и самыми важными условиями для успешной организации инклюзивного обучения являются   установка положительного психологического климата в классе. установление тесного сотрудничества между педагогом, ребенком, родителями, специалистами сопровождения. Первыми и самыми важными условиями для успешной организации инклюзивного обучения являются установка положительного психологического климата в классе. установление тесного сотрудничества между педагогом, ребенком, родителями, специалистами сопровождения.

Первыми и самыми важными условиями для успешной организации инклюзивного обучения являются

  • установка положительного психологического климата в классе.
  • установление тесного сотрудничества между педагогом, ребенком, родителями, специалистами сопровождения.

Первыми и самыми важными условиями для успешной организации инклюзивного обучения являются

установка положительного психологического климата в классе.

установление тесного сотрудничества между педагогом, ребенком, родителями, специалистами сопровождения.

Все ученики равны в школьном сообществе. Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения. У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей. Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности. Одной из трудностей, которая появится у педагога постараться перестроить своё сознание и научиться строить свои отношения с ребёнком по правилам: Все ученики равны в школьном сообществе. Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения. У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей. Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.
  • Все ученики равны в школьном сообществе.
  • Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения.
  • У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
  • Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.

Одной из трудностей, которая появится у педагога постараться перестроить своё сознание и научиться строить свои отношения с ребёнком по правилам:

Все ученики равны в школьном сообществе.

Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения.

У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.

Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.

ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми ОВЗ:   воздействие на все органы чувств; разнообразные виды деятельности; обращение к опыту ребенка; комфортные условия на уроке; ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей; содружество учителя; задания малыми дозами; игра; ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми ОВЗ: воздействие на все органы чувств; разнообразные виды деятельности; обращение к опыту ребенка; комфортные условия на уроке; ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей; содружество учителя; задания малыми дозами; игра;

ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми ОВЗ:

  • воздействие на все органы чувств;
  • разнообразные виды деятельности;
  • обращение к опыту ребенка;
  • комфортные условия на уроке;
  • ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;
  • содружество учителя;
  • задания малыми дозами;
  • игра;

ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми ОВЗ:

воздействие на все органы чувств;

разнообразные виды деятельности;

обращение к опыту ребенка;

комфортные условия на уроке;

ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;

содружество учителя;

задания малыми дозами;

игра;

В средней общеобразовательной школе, где я преподаю, обучаются дети с овз (работаю 13 год в этой школе, общий пед стаж 19 лет). В прошлом учебном году я выпустила 4 класс, в нем было два ребенка с диагнозом F83 (вариант 7.1). Когда родители понимают и принимают проблему ребенка, взаимодействуют с педагогами и специалистами, адекватно реагируют на замечания и просьбы, то и результат, безусловно, положительный). Двоих детей после периода адаптации в первом классе направили на пмпк, где им было рекомендовано обучение по адаптированным программам и занятия с логопедом и психологом. Один ребенок на период поступления в школу произносил несколько звуков, практически не говорил. Читать он учился в совокупности с обучением устной речи, спустя три месяца ребенок мог сказать короткую фразу, читал по слогам. На уроках ему давались задания меньшего объема с учетом его психолого-физиологических особенностей. Техника чтения на конец первого класса составляла 18 слов, на конец 4 класса 68 слов.

В средней общеобразовательной школе, где я преподаю, обучаются дети с овз (работаю 13 год в этой школе, общий пед стаж 19 лет). В прошлом учебном году я выпустила 4 класс, в нем было два ребенка с диагнозом F83 (вариант 7.1). Когда родители понимают и принимают проблему ребенка, взаимодействуют с педагогами и специалистами, адекватно реагируют на замечания и просьбы, то и результат, безусловно, положительный). Двоих детей после периода адаптации в первом классе направили на пмпк, где им было рекомендовано обучение по адаптированным программам и занятия с логопедом и психологом. Один ребенок на период поступления в школу произносил несколько звуков, практически не говорил. Читать он учился в совокупности с обучением устной речи, спустя три месяца ребенок мог сказать короткую фразу, читал по слогам. На уроках ему давались задания меньшего объема с учетом его психолого-физиологических особенностей. Техника чтения на конец первого класса составляла 18 слов, на конец 4 класса 68 слов.

Второй ребенок – один из двойни (фетафетальная беременность) на момент поступления в школу устной речью владел, состояние произношения звуков было неудовлетворительное. Имел проблемы с вниманием, памятью, было нарушено восприятие звуковых и зрительных образов. Грубо нарушено мышление. После обследования у логопеда было рекомендовано лечение у невролога. Рекомендации мать соблюдала, с логопедом занимались. Посетили пмпк, где также был поставлен диагноз ОВЗ вариант 7.1.

Второй ребенок – один из двойни (фетафетальная беременность) на момент поступления в школу устной речью владел, состояние произношения звуков было неудовлетворительное. Имел проблемы с вниманием, памятью, было нарушено восприятие звуковых и зрительных образов. Грубо нарушено мышление. После обследования у логопеда было рекомендовано лечение у невролога. Рекомендации мать соблюдала, с логопедом занимались. Посетили пмпк, где также был поставлен диагноз ОВЗ вариант 7.1.

Читать научился только во втором полугодии 1 класса. Специально для него совместно с логопедом разработали комплексы упражнений, некоторые из них давали на дом вместо домашнего задания для класса. Ко 2 классу мог работать в темпе класса, освоил письменную речь, проходил логопедическую коррекцию. Стал справляться с контрольными работами. Техника чтения за начальную школу с 0 слов выросла до 60. Все происходило постепенно. На диаграмме достаточно четко можно проследить динамику данного ребенка.

Читать научился только во втором полугодии 1 класса. Специально для него совместно с логопедом разработали комплексы упражнений, некоторые из них давали на дом вместо домашнего задания для класса. Ко 2 классу мог работать в темпе класса, освоил письменную речь, проходил логопедическую коррекцию. Стал справляться с контрольными работами. Техника чтения за начальную школу с 0 слов выросла до 60. Все происходило постепенно. На диаграмме достаточно четко можно проследить динамику данного ребенка.

Со всеми переводными контрольными работами справились оба. Успешно переведены в 5 класс, где продолжают показывать неплохие знания, по итогам четвертей нет неудовлетворительных оценок и задолжностей по предметам.

Со всеми переводными контрольными работами справились оба. Успешно переведены в 5 класс, где продолжают показывать неплохие знания, по итогам четвертей нет неудовлетворительных оценок и задолжностей по предметам.

В этом учебном году (1класс) на ПМПК отправлены два ребенка. Оба имеют трудности в обучении, не справляются с программой, от назначений невролога по лечению ребенка отказываются. Ждем результатов и рекомендаций.

В этом учебном году (1класс) на ПМПК отправлены два ребенка. Оба имеют трудности в обучении, не справляются с программой, от назначений невролога по лечению ребенка отказываются. Ждем результатов и рекомендаций.

Изо всего вышесказанного, можно сделать вывод: м ной использовались методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику

1.Индивидуальный подход на всех этапах обучения(при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности);

2. Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт;

3.Смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления (конторка Базарного, динамические паузы);

4. Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам;

5. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;

6. К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать

7.Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь;

8. Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать (лучший стимул-похвала);

9. Снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам;

10. Учить работать с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы;

11. Создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем;

12.обучение через игру, Назначала консультантов, которые в продленке обучали своих сверстников, своеобразное тьютерство.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда и дефектолога в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда и дефектолога в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

Наиболее подходящей, считаю, в инклюзивном образовании является технология «портфолио». Она позволяет качественно и тактично реализовать дифференцированный подход, осуществлять индивидуализацию учебного процесса с учётом умственных, физических данных учеников, не акцентируя на этом их внимание, не выделяя их «ограниченные возможности». Это облегчит работу педагогов, когда дети перейдут на след ступень обучения. К сожалению, портфолио передала новому классному руководителю. А с новыми детьми наполняемость его еще слишком маленькая.

Наиболее подходящей, считаю, в инклюзивном образовании является технология «портфолио». Она позволяет качественно и тактично реализовать дифференцированный подход, осуществлять индивидуализацию учебного процесса с учётом умственных, физических данных учеников, не акцентируя на этом их внимание, не выделяя их «ограниченные возможности». Это облегчит работу педагогов, когда дети перейдут на след ступень обучения. К сожалению, портфолио передала новому классному руководителю. А с новыми детьми наполняемость его еще слишком маленькая.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!