«Индивидуальный подход к обучающимся с ОВЗ на уроках в условиях инклюзивного образования»
Карпова Любовь Викторовна – учитель начальных классов
С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП).
Установка:
«К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения».
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
В школьном коллективе должна сформироваться установка:
«К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения».
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное образование рассчитано на детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития). Этому свидетельствует понятие об инклюзивном образовании. Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку. Одна из опасностей, которые подстерегают, когда мы включаем в класс ученика с проблемами в развитии — возникновение атмосферы снисходительности к нему. Обучение ребенка с особыми потребностями в обычном классе — это не благотворительный акт. Он учится в нем, потому что там учатся остальные дети, потому что это лучший подход к обучению и потому что именно там дети встречаются друг с другом чаще всего.
Первыми и самыми важными условиями для успешной организации инклюзивного обучения являются
- установка положительного психологического климата в классе.
- установление тесного сотрудничества между педагогом, ребенком, родителями, специалистами сопровождения.
Первыми и самыми важными условиями для успешной организации инклюзивного обучения являются
установка положительного психологического климата в классе.
установление тесного сотрудничества между педагогом, ребенком, родителями, специалистами сопровождения.
- Все ученики равны в школьном сообществе.
- Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения.
- У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
- Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.
Одной из трудностей, которая появится у педагога постараться перестроить своё сознание и научиться строить свои отношения с ребёнком по правилам:
Все ученики равны в школьном сообществе.
Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения.
У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.
ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми ОВЗ:
- воздействие на все органы чувств;
- разнообразные виды деятельности;
- обращение к опыту ребенка;
- комфортные условия на уроке;
- ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;
- содружество учителя;
- задания малыми дозами;
- игра;
ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми ОВЗ:
воздействие на все органы чувств;
разнообразные виды деятельности;
обращение к опыту ребенка;
комфортные условия на уроке;
ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;
содружество учителя;
задания малыми дозами;
игра;
В средней общеобразовательной школе, где я преподаю, обучаются дети с овз (работаю 13 год в этой школе, общий пед стаж 19 лет). В прошлом учебном году я выпустила 4 класс, в нем было два ребенка с диагнозом F83 (вариант 7.1). Когда родители понимают и принимают проблему ребенка, взаимодействуют с педагогами и специалистами, адекватно реагируют на замечания и просьбы, то и результат, безусловно, положительный). Двоих детей после периода адаптации в первом классе направили на пмпк, где им было рекомендовано обучение по адаптированным программам и занятия с логопедом и психологом. Один ребенок на период поступления в школу произносил несколько звуков, практически не говорил. Читать он учился в совокупности с обучением устной речи, спустя три месяца ребенок мог сказать короткую фразу, читал по слогам. На уроках ему давались задания меньшего объема с учетом его психолого-физиологических особенностей. Техника чтения на конец первого класса составляла 18 слов, на конец 4 класса 68 слов.
Второй ребенок – один из двойни (фетафетальная беременность) на момент поступления в школу устной речью владел, состояние произношения звуков было неудовлетворительное. Имел проблемы с вниманием, памятью, было нарушено восприятие звуковых и зрительных образов. Грубо нарушено мышление. После обследования у логопеда было рекомендовано лечение у невролога. Рекомендации мать соблюдала, с логопедом занимались. Посетили пмпк, где также был поставлен диагноз ОВЗ вариант 7.1.
Читать научился только во втором полугодии 1 класса. Специально для него совместно с логопедом разработали комплексы упражнений, некоторые из них давали на дом вместо домашнего задания для класса. Ко 2 классу мог работать в темпе класса, освоил письменную речь, проходил логопедическую коррекцию. Стал справляться с контрольными работами. Техника чтения за начальную школу с 0 слов выросла до 60. Все происходило постепенно. На диаграмме достаточно четко можно проследить динамику данного ребенка.
Со всеми переводными контрольными работами справились оба. Успешно переведены в 5 класс, где продолжают показывать неплохие знания, по итогам четвертей нет неудовлетворительных оценок и задолжностей по предметам.
В этом учебном году (1класс) на ПМПК отправлены два ребенка. Оба имеют трудности в обучении, не справляются с программой, от назначений невролога по лечению ребенка отказываются. Ждем результатов и рекомендаций.
Изо всего вышесказанного, можно сделать вывод: м ной использовались методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику
1.Индивидуальный подход на всех этапах обучения(при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности);
2. Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт;
3.Смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления (конторка Базарного, динамические паузы);
4. Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам;
5. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;
6. К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать
7.Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь;
8. Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать (лучший стимул-похвала);
9. Снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам;
10. Учить работать с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы;
11. Создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем;
12.обучение через игру, Назначала консультантов, которые в продленке обучали своих сверстников, своеобразное тьютерство.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда и дефектолога в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.
Наиболее подходящей, считаю, в инклюзивном образовании является технология «портфолио». Она позволяет качественно и тактично реализовать дифференцированный подход, осуществлять индивидуализацию учебного процесса с учётом умственных, физических данных учеников, не акцентируя на этом их внимание, не выделяя их «ограниченные возможности». Это облегчит работу педагогов, когда дети перейдут на след ступень обучения. К сожалению, портфолио передала новому классному руководителю. А с новыми детьми наполняемость его еще слишком маленькая.
Спасибо за внимание!