Развитие диалогической речи
Подготовила
Капитановская М.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Сакская гимназия №1»
- Современные программы основой обучения считают развитие речи. Этой проблеме всегда уделялось большое внимание, но некоторые вопросы и сегодня продолжают оставаться не до конца решенными. Так, актуальным является изучение спонтанного речевого развития детей и влияние целенаправленного обучения на совершенствование речи школьников. Вопросы же развития диалогической речи остаются практически не разработанными. И в школе в первую очередь обучают монологу, не учитывая тот факт, что диалог - первичная форма речи, и именно на основе диалога формируется монолог - высшая форма речи, исторически позднее развившаяся, чем диалог.
- У ученика в школе потребность в общении существует, ему есть что сказать, и он хотел бы поделиться своими мыслями с соседом по парте непосредственно на уроке, в процессе выполнения того или иного упражнения, но обычно такое общение детей на уроках даже в учебных целях не принято, этого нет в практике учителей. Ученики на уроке при выполнении учебных заданий не взаимодействуют непосредственно, не обращаются друг к другу за советом, и все их замечания, адресованные одноклассникам, носят косвенный характер, так как предназначены не адресату, а посреднику, в качестве которого в школе выступает учитель. (Поэтому и трудно им позднее вступить в учебный спор, участвовать в дискуссии, в ходе диалога на уроке обсудить тему .
- Становится очевидным, что необходима целенаправленная, ежеурочная работа по развитию диалогической речи, опирающаяся на комплексную подачу материала и специально разработанный дидактический материал, который позволит выработать у учащихся умения диалогического общения на уроке при решении учебных заданий, что будет способствовать не только развитию речи, но и мышления детей .
Для формирования коммуникативной способности управления диалогическим общением существует система подготовительных упражнений, которые делятся на два типа:
- речевые , которые непосредственно развивают умения и навыки самостоятельного высказывания;
- тренировочные , типа структурных упражнений, которые помогают учащимся усвоить тот или иной аспект языка (произношение, лексику, грамматику).
- эвристическая беседа (вопросно-ответная форма обучения, когда учитель вместо сообщения ученикам готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам;
- ролевые игры (урок-суд, диалог автора и героя, спор героев-антагонистов и т.д.);
- вопросно-ответные упражнения , которые готовят к активному диалогу (здесь важно, чтобы вопросы начинались со слов «Почему», «Как вы считаете» и т.д.);
- групповой диалог , который можно считать одной из основных характеристик «конечного поведения», на достижение которого должно быть направлено обучение диалогической речи.
Но мы помним, что, участвуя в диалоге, ученик должен следить за:
- орфоэпической,
- грамматической,
- лексической
Для этого на каждом уроке необходимо:
- работать над правильным произношением слов, проводя орфоэпические разминки;
- уделять внимание обогащению словарного запаса;
- вводить упражнения, нацеленные на усвоение грамматических норм;
- учить видеть и исправлять речевые ошибки.
!!! Важную роль играет анализ творческих работ, поэтому желательно, чтобы ребята их читали вслух, а одноклассники давали бы собственную оценку и содержанию, и грамотности.
Но самое главное, что надо учитывать при организации диалогического общения, – это создание положительного эмоционального настроя к выполняемой учащимися деятельности.
Подготовка к заданию 4 устного экзамена по русскому языку (диалог).
Представим возможный вариант выполнения задания №4. Диалог продолжает описательный монолог.
1) Читаем задание. (На тренингах именно так! На экзамене будем слушать и слышать!)
- Какие качества характера необходимы, чтобы победить?
- Что значит уметь проигрывать?
- Каким видом спорта Вы занимаетесь? (Какой вид спорта у Вас любимый и почему?)
2) Работаем по единому алгоритму действий ученика при ответе на каждый вопрос.
Покажем работу с первым вопросом : Какие качества характера необходимы, чтобы победить?
Шаг 1. Внимательно слушаем и слышим .
Прочитали/выслушали и постарались понять, о чём в вопросе идет речь. Нашли тему.
Шаг 2. Быстро выделяем и запоминаем основные тематические слова (2 или 3 существительных). Настраиваемся на составление их определения.
Основные тематические слова: «человек» и «победа».
Шаг 3. Поскольку ответ на любой вопрос должен быть рассуждением-объяснением, то сначала надо сформулировать основную мысль. Для этого повторяем заданный вопрос без вопросительной интонации и без вопросительных слов. Получаем основную мысль нашего рассуждения-объяснения.
Чтобы победить, нужны многие качества характера.
Шаг 4. Формулируем аргументы, объясняющие полученную ОМ. Откуда их можно взять? Ученик делает короткие толкования каждого из тематических слов, делая их аргументами к основной мысли.
Победа – это результат длительных, целенаправленных усилий человека, а также это потребность улучшить достигнутый результат.
Необходимые для победы качества характера: упорство в достижении намеченного результата. Умение так организовать своё время, чтобы все эти усилия были разумными, а не чрезмерными.
Отвечая на вопрос, ученик соединяет два определения связкой поэтому - получается связный ответ объемом 3 фразы.
Работа с другими вопросами идет аналогично. В результате весь объем реплик в диалоге составит примерно десять фраз.
Единственная известная мне роскошь –
это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент Экзюпери