СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к выступлению на МО учителей русского языка по теме "Развитие диалогической речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация готовилась к выступлению на МО учителей русского языка, где обсуждались методы подготовки девятиклассников к устному экзамену.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к выступлению на МО учителей русского языка по теме "Развитие диалогической речи"»

Развитие диалогической речи Подготовила Капитановская М.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Сакская гимназия №1»

Развитие диалогической речи

Подготовила

Капитановская М.А.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Сакская гимназия №1»

Современные программы основой обучения считают развитие речи. Этой проблеме всегда уделялось большое внимание, но некоторые вопросы и сегодня продолжают оставаться не до конца решенными. Так, актуальным является изучение спонтанного речевого развития детей и влияние целенаправленного обучения на совершенствование речи школьников.  Вопросы же развития диалогической речи остаются практически не разработанными. И в школе в первую очередь обучают монологу, не учитывая тот факт, что диалог - первичная форма речи, и именно на основе диалога формируется монолог - высшая форма речи, исторически позднее развившаяся, чем диалог.
  • Современные программы основой обучения считают развитие речи. Этой проблеме всегда уделялось большое внимание, но некоторые вопросы и сегодня продолжают оставаться не до конца решенными. Так, актуальным является изучение спонтанного речевого развития детей и влияние целенаправленного обучения на совершенствование речи школьников. Вопросы же развития диалогической речи остаются практически не разработанными. И в школе в первую очередь обучают монологу, не учитывая тот факт, что диалог - первичная форма речи, и именно на основе диалога формируется монолог - высшая форма речи, исторически позднее развившаяся, чем диалог.
 У ученика в школе потребность в общении существует, ему есть что сказать, и он хотел бы поделиться своими мыслями с соседом по парте непосредственно на уроке, в процессе выполнения того или иного упражнения, но обычно такое общение детей на уроках даже в учебных целях не принято, этого нет в практике учителей. Ученики на уроке при выполнении учебных заданий не взаимодействуют непосредственно, не обращаются друг к другу за советом, и все их замечания, адресованные одноклассникам, носят косвенный характер, так как предназначены не адресату, а посреднику, в качестве которого в школе выступает учитель. (Поэтому и трудно им позднее вступить в учебный спор, участвовать в дискуссии, в ходе диалога на уроке обсудить тему .
  • У ученика в школе потребность в общении существует, ему есть что сказать, и он хотел бы поделиться своими мыслями с соседом по парте непосредственно на уроке, в процессе выполнения того или иного упражнения, но обычно такое общение детей на уроках даже в учебных целях не принято, этого нет в практике учителей. Ученики на уроке при выполнении учебных заданий не взаимодействуют непосредственно, не обращаются друг к другу за советом, и все их замечания, адресованные одноклассникам, носят косвенный характер, так как предназначены не адресату, а посреднику, в качестве которого в школе выступает учитель. (Поэтому и трудно им позднее вступить в учебный спор, участвовать в дискуссии, в ходе диалога на уроке обсудить тему .
Становится очевидным, что необходима целенаправленная, ежеурочная работа по развитию диалогической речи, опирающаяся на комплексную подачу материала и специально разработанный дидактический материал, который позволит выработать у учащихся умения диалогического общения на уроке при решении учебных заданий, что будет способствовать не только развитию речи, но и мышления детей .
  • Становится очевидным, что необходима целенаправленная, ежеурочная работа по развитию диалогической речи, опирающаяся на комплексную подачу материала и специально разработанный дидактический материал, который позволит выработать у учащихся умения диалогического общения на уроке при решении учебных заданий, что будет способствовать не только развитию речи, но и мышления детей .
  Для формирования коммуникативной способности управления диалогическим общением существует система подготовительных упражнений, которые делятся на два типа: речевые , которые непосредственно развивают умения и навыки самостоятельного высказывания;   тренировочные , типа структурных упражнений, которые помогают учащимся усвоить тот или иной аспект языка (произношение, лексику, грамматику).

Для формирования коммуникативной способности управления диалогическим общением существует система подготовительных упражнений, которые делятся на два типа:

  • речевые , которые непосредственно развивают умения и навыки самостоятельного высказывания;
  •   тренировочные , типа структурных упражнений, которые помогают учащимся усвоить тот или иной аспект языка (произношение, лексику, грамматику).
эвристическая беседа   (вопросно-ответная форма обучения, когда учитель вместо сообщения ученикам готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам; ролевые игры (урок-суд, диалог автора и героя, спор героев-антагонистов и т.д.); вопросно-ответные упражнения , которые готовят к активному диалогу (здесь важно, чтобы вопросы начинались со слов «Почему», «Как вы считаете» и т.д.); групповой диалог , который можно считать одной из основных характеристик «конечного поведения», на достижение которого должно быть направлено обучение диалогической речи.
  • эвристическая беседа   (вопросно-ответная форма обучения, когда учитель вместо сообщения ученикам готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам;
  • ролевые игры (урок-суд, диалог автора и героя, спор героев-антагонистов и т.д.);
  • вопросно-ответные упражнения , которые готовят к активному диалогу (здесь важно, чтобы вопросы начинались со слов «Почему», «Как вы считаете» и т.д.);
  • групповой диалог , который можно считать одной из основных характеристик «конечного поведения», на достижение которого должно быть направлено обучение диалогической речи.
  Но мы помним, что, участвуя в диалоге, ученик должен следить за: орфоэпической, грамматической, лексической

Но мы помним, что, участвуя в диалоге, ученик должен следить за:

  • орфоэпической,
  • грамматической,
  • лексической
Для этого на каждом уроке необходимо: работать над правильным произношением слов, проводя орфоэпические разминки; уделять внимание обогащению словарного запаса; вводить упражнения, нацеленные на усвоение грамматических норм; учить видеть и исправлять речевые ошибки. !!! Важную роль играет анализ творческих работ, поэтому желательно, чтобы ребята их читали вслух, а одноклассники давали бы собственную оценку и содержанию, и грамотности.

Для этого на каждом уроке необходимо:

  • работать над правильным произношением слов, проводя орфоэпические разминки;
  • уделять внимание обогащению словарного запаса;
  • вводить упражнения, нацеленные на усвоение грамматических норм;
  • учить видеть и исправлять речевые ошибки.

!!! Важную роль играет анализ творческих работ, поэтому желательно, чтобы ребята их читали вслух, а одноклассники давали бы собственную оценку и содержанию, и грамотности.

        Но самое главное, что  надо учитывать при организации диалогического общения, – это создание положительного эмоционального настроя к выполняемой учащимися деятельности.

Но самое главное, что  надо учитывать при организации диалогического общения, – это создание положительного эмоционального настроя к выполняемой учащимися деятельности.

 Подготовка к заданию 4 устного экзамена по русскому языку (диалог).

Подготовка к заданию 4 устного экзамена по русскому языку (диалог).

Представим возможный вариант выполнения задания №4.  Диалог продолжает описательный монолог. 1)  Читаем задание.  (На тренингах именно так! На экзамене будем слушать и слышать!) - Какие качества характера необходимы, чтобы победить? - Что значит уметь проигрывать? - Каким видом спорта Вы занимаетесь? (Какой вид спорта у Вас любимый и почему?)   2)  Работаем по единому алгоритму действий ученика при ответе на каждый вопрос. Покажем работу с первым вопросом : Какие качества характера необходимы, чтобы победить? Шаг 1.  Внимательно  слушаем и слышим . Прочитали/выслушали и постарались понять,  о чём  в вопросе идет речь. Нашли тему. Шаг 2.  Быстро  выделяем и запоминаем  основные тематические слова (2 или 3 существительных). Настраиваемся на составление их определения. Основные тематические слова: «человек»  и  «победа».

Представим возможный вариант выполнения задания №4.  Диалог продолжает описательный монолог.

1)  Читаем задание.  (На тренингах именно так! На экзамене будем слушать и слышать!)

- Какие качества характера необходимы, чтобы победить?

- Что значит уметь проигрывать?

- Каким видом спорта Вы занимаетесь? (Какой вид спорта у Вас любимый и почему?)

  2)  Работаем по единому алгоритму действий ученика при ответе на каждый вопрос.

Покажем работу с первым вопросом : Какие качества характера необходимы, чтобы победить?

Шаг 1.  Внимательно  слушаем и слышим .

Прочитали/выслушали и постарались понять,  о чём  в вопросе идет речь. Нашли тему.

Шаг 2.  Быстро  выделяем и запоминаем  основные тематические слова (2 или 3 существительных). Настраиваемся на составление их определения.

Основные тематические слова: «человек»  и  «победа».

Шаг 3.  Поскольку ответ на любой вопрос должен быть рассуждением-объяснением, то сначала надо сформулировать основную мысль. Для этого  повторяем  заданный вопрос без вопросительной интонации и без вопросительных слов.  Получаем  основную мысль нашего рассуждения-объяснения.   Чтобы победить, нужны многие качества характера. Шаг 4.   Формулируем  аргументы, объясняющие полученную ОМ. Откуда их можно взять? Ученик  делает короткие толкования  каждого из тематических слов, делая их аргументами к основной мысли. Победа – это результат длительных, целенаправленных усилий человека, а также это потребность улучшить достигнутый результат. Необходимые для победы качества характера: упорство в достижении намеченного результата. Умение так организовать своё время, чтобы все эти усилия были разумными, а не чрезмерными. Отвечая на вопрос, ученик соединяет два определения связкой  поэтому  - получается связный ответ объемом 3 фразы. Работа с другими вопросами идет аналогично. В результате весь объем реплик в диалоге составит примерно десять фраз.

Шаг 3.  Поскольку ответ на любой вопрос должен быть рассуждением-объяснением, то сначала надо сформулировать основную мысль. Для этого  повторяем  заданный вопрос без вопросительной интонации и без вопросительных слов.  Получаем  основную мысль нашего рассуждения-объяснения.

  Чтобы победить, нужны многие качества характера.

Шаг 4.   Формулируем  аргументы, объясняющие полученную ОМ. Откуда их можно взять? Ученик  делает короткие толкования  каждого из тематических слов, делая их аргументами к основной мысли.

Победа – это результат длительных, целенаправленных усилий человека, а также это потребность улучшить достигнутый результат.

Необходимые для победы качества характера: упорство в достижении намеченного результата. Умение так организовать своё время, чтобы все эти усилия были разумными, а не чрезмерными.

Отвечая на вопрос, ученик соединяет два определения связкой  поэтому  - получается связный ответ объемом 3 фразы.

Работа с другими вопросами идет аналогично. В результате весь объем реплик в диалоге составит примерно десять фраз.

Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения.  Антуан де Сент Экзюпери

Единственная известная мне роскошь –

это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент Экзюпери