«Формы и методы работы с родителями в школе»
Самое сложное в работе с детьми- это работа с их родителями.
Из чего складывается сотрудничество с родителями :
- устанавливаю доброжелательные отношения с родителями;
- постоянно информирую родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка;
- организую педагогическое просвещение родителей, стремлюсь к повышению их педагогической культуры;
- привлекаю родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне ее;
- помощником в работе является родительский комитет.
Цель:
повысить ответственность родителей за процесс воспитания детей, заинтересовать их в продолжительном результате образовательного процесса.
Задачи:
- создать атмосферу взаимопонимания между детьми, учителем и родителями в образовательной и воспитательной среде;
- изучить семьи учащихся и условия воспитания ребёнка в семье;
- установить тесную и плодотворную связь с родителями, привлекать их к учебной деятельности детей и внеурочной, внеклассной работе;
- способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогом и родителями.
Методы работы:
- беседы
- различные тестирования и анкетирования
- наблюдения
Формы работы:
Традиционные
- Родительские собрания
- Общеклассные и общешкольные конференции
- Индивидуальные консультации педагога
- Посещения на дому
Формы работы:
Нетрадиционные
- Родительские тренинги
- Дискуссии
- Психологические разминки
- Круглые столы
- Устные журналы
- Практикумы
- Родительские вечера
- Родительские чтения
- Родительские ринги
Виды родительских собраний:
- Организационные
- Тематические
- Собрания – диспуты
- Итоговые
Анкета для родителей
- ФИО родителя
- О чем вы хотели бы поговорить на родительском собрании?
- Какие проблемы воспитания вас волнуют?
- Какие вопросы вы хотели бы решить в индивидуальном порядке?
- С какими учителями предметниками вы бы хотели встретиться?
Анкета
- Сколько минут, часов в течение дня я провожу за компьютером?
- Для учёбы я использую Интернет ….. минут, часов в день?
- В Интернете я люблю …………………………………………...
- В социальных сетях я «сижу» ….. минут, часов.
- В социальных сетях мне нравится……………………………………………………………
- Я посещаю такие детские социальные сети как ……………….. …………………………………………………….
- Мои родители контролируют меня………………(да / нет др.)
Памятка для родителей «Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?»
- 1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
- 2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
- 3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
- 4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая подробностей с ребёнком.
- 5. Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке - грустное зрелище.
- 6. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
- 7. Принимайте участие в жизни школы и класса. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
- 8. В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.
Тематика родительских собраний
5 класс
«Трудности адаптации пятиклассников к школе»
«Как помочь ребенку в выполнении домашнего задания»
« Культурные ценности семьи и их значение для ребенка»
«Как сохранить здоровье ребенка?»
Тематика родительских собраний
6 класс
«Первые проблемы подросткового возраста»
«Роль домашнего задания в самообразовании школьника»
«Компьютер в жизни школьника»
«Физическое развитие школьника»
Конференции
- Научно – практические
- Теоретические
- Обмен опытом
Темы всегда конкретны:
«Почему дети лгут?»
«Конфликтные ситуации в семье»
Практикум
- Вырабатывает у родителей педагогические умения по эффективному решению всевозможных педагогических ситуаций.
- В ходе педагогического практикума предлагается найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д.
Открытые уроки
Обычно проводятся для того, чтобы ознакомить родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием или непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
Педагогическая дискуссия -
одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.
Индивидуальные тематические консультаци
Консультации полезны и для учителя и для родителя.
Переписка с родителями
Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Через сеть Интернет.
Родительский комитет
Большую помощь в организации взаимодействия родителей в обучении и воспитании детей оказывает родительский комитет, избираемый на первом собрании.
Запрет №1
- Установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют такие ситуации, когда учитель идёт с родителями, а не выступает ведущим . Отношения педагогов с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребёнка в учебно-воспитательном процессе .
Запрет № 2
Обсуждение с родителями внутришкольных отношений.
Все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогом, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.
Запрет № 3
Оценка личности ребёнка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребёнка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т.д.