СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к выступлению на РМО по теме "Технология проблемного обучения при формировании учебной самостоятельности учащихся в условиях реализации ФГОС НОО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к выступлению на РМО по теме "Технология проблемного обучения при формировании учебной самостоятельности учащихся в условиях реализации ФГОС НОО"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к выступлению на РМО по теме "Технология проблемного обучения при формировании учебной самостоятельности учащихся в условиях реализации ФГОС НОО"»

   МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г.ТАЙШЕТА      « Технология проблемного обучения при формировании учебной самостоятельности учащихся в условиях реализации ФГОС НОО»   Учитель: Байкова Алена Юрьевна, первая квалификационная категория Август, 2021

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г.ТАЙШЕТА « Технология проблемного обучения при формировании учебной самостоятельности учащихся в условиях реализации ФГОС НОО»

Учитель: Байкова Алена Юрьевна, первая квалификационная категория

Август, 2021

Портрет выпускника начальной школы Готовый самостоятельно Любознательный, действовать и отвечать активно познающий окружающий мир за свои поступки Владеющий основами умения учиться Любящий свой край  и свою Родину Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать своё мнение

Портрет выпускника начальной школы

Готовый самостоятельно

Любознательный,

действовать и отвечать

активно познающий

окружающий мир

за свои поступки

Владеющий основами

умения учиться

Любящий свой край

и свою Родину

Уважающий и принимающий

ценности семьи и общества

Выполняющий правила

здорового и безопасного

образа жизни

Доброжелательный, умеющий слышать и слушать

собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать

своё мнение

Актуальность Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

Актуальность

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

 Из исследований психологов известно, что обучающиеся удерживают в памяти:    - 10% от того, что они читают;  - 20% от того, что они слышат;  - 30% от того, что они видят;  - 40% от того, что они видят и слышат;  - 60% от того, что они обсуждают с другими;  - 80% от того, что обнаруживают самостоятельно и формулируют проблему;  - 90 % от того, что они самостоятельно обнаруживают и преодолевают трудности

Из исследований психологов известно, что обучающиеся удерживают в памяти:

- 10% от того, что они читают; - 20% от того, что они слышат; - 30% от того, что они видят; - 40% от того, что они видят и слышат; - 60% от того, что они обсуждают с другими; - 80% от того, что обнаруживают самостоятельно и формулируют проблему; - 90 % от того, что они самостоятельно обнаруживают и преодолевают трудности

Теоретические основы  проблемного обучения (по Мельниковой Е. Л.) Проблемное обучение обеспечивает  творческое усвоение  знаний.  Технология проблемного диалога  - это ключ к успеху в педагогической профессии. Технология отвечает на вопрос как учить? и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком

Теоретические основы

проблемного обучения (по Мельниковой Е. Л.)

Проблемное обучение обеспечивает  творческое усвоение  знаний. 

Технология проблемного диалога  -

это ключ к успеху в педагогической профессии. Технология отвечает на вопрос как учить? и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком "открытия" знаний.

Проблемно - диалогический урок - это урок постановки и решения проблемы учениками в организованном диалоге с учителем

Технология проблемного диалога результативна. Она обеспечивает качественное усвоение материала. 

Проблемная ситуация и учебная проблема Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т. д.  -Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.  -Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? и т. д.  -Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.

Проблемная ситуация и учебная проблема

Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т. д.

-Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.

-Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? и т. д.

-Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.

Основные методы 1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог – это отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика.   2.Подводящий к теме диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли.   3.Сообщение темы с мотивирующим приёмом.  

Основные методы

1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог – это отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика. 

2.Подводящий к теме диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли. 

3.Сообщение темы с мотивирующим приёмом.  

Побуждающий от проблемной ситуации диалог   Побуждающий диалог  представляет собой отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученикам работать по-настоящему творчески и помогают развивать творческие способности школьников.   Урок окружающего мира в 1-ом классе по теме: «На что похожа наша планета?»  - Внимательно рассмотрите в учебнике рисунки 1 и 2 на стр. 48. (Рассматривают изображение Земли плоское и шарообразное). - Что вас удивило? Что интересного заметили? ( На первом рисунке Земля похожа на тарелку, имеет плоскую форму. На втором рисунке Земля похожа на шар). - Какой возникает вопрос? ( На что же похожа наша планета? )

Побуждающий

от проблемной ситуации диалог

 

Побуждающий диалог  представляет собой отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученикам работать по-настоящему творчески и помогают развивать творческие способности школьников.  

Урок окружающего мира в 1-ом классе по теме: «На что похожа наша планета?»

- Внимательно рассмотрите в учебнике рисунки 1 и 2 на стр. 48. (Рассматривают изображение Земли плоское и шарообразное).

- Что вас удивило? Что интересного заметили? ( На первом рисунке Земля похожа на тарелку, имеет плоскую форму. На втором рисунке Земля похожа на шар).

- Какой возникает вопрос? ( На что же похожа наша планета? )

Подводящий к теме диалог Подводящий диалог  представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий. Подводящий диалог задействует и, соответственно, развивает логическое мышление школьников. Урок математики по теме: : «Литр».   У нас на пути камень на распутье 3-х дорог со словами: весы,  длина,  сантиметр,   линейка, масса,  килограмм, объём - Разбейте слова на группы по смыслу и мы узнаем куда нам держать путь за новыми открытиями: влево, вправо или прямо. Влево положите слова, связанные между собой одной группы, вправо – слова, связанные между собой другой группы. Работаем в парах. Проверка: 1. Весы, масса, килограмм.2. Длина, сантиметр, линейка.

Подводящий к теме диалог

Подводящий диалог  представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий. Подводящий диалог задействует и, соответственно, развивает логическое мышление школьников.

Урок математики по теме: : «Литр».

У нас на пути камень на распутье 3-х дорог со словами: весы,  длина,  сантиметр,   линейка, масса,  килограмм, объём

- Разбейте слова на группы по смыслу и мы узнаем куда нам держать путь за новыми открытиями: влево, вправо или прямо. Влево положите слова, связанные между собой одной группы, вправо – слова, связанные между собой другой группы. Работаем в парах.

Проверка: 1. Весы, масса, килограмм.2. Длина, сантиметр, линейка.

Сообщение темы с мотивирующими приёмами Приём «яркого пятна» (сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, загадки и т.д.)   • Приём «актуальность» (обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для учащихся).

Сообщение темы

с мотивирующими приёмами

Приём «яркого пятна» (сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, загадки и т.д.)  • Приём «актуальность» (обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для учащихся).

Из опыта работы Приём 1. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог  «Умножение на двузначное число» (4 класс). Работа в группах. На доске записаны примеры 46* 5=, 4* 38=, 37*29= Со всеми ли примерами вы справились? Почему третий пример вы не смогли решить? Какие есть гипотезы? С чего надо начать? Воспользуйтесь распределительным свойством умножения (каждая группа выдвигает свои гипотезы и фиксирует на листе) Прокомментируйте свой способ решения. Появляются две гипотезы 30*20+7*9=663- ошибочная 37*20+37*9= 1.073– решающая Как проверить , какой из двух способов верный? Значит, как надо умножать на двузначное число? (Формулируют правило, сравнивают вывод с учебником)

Из опыта работы Приём 1.

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

«Умножение на двузначное число» (4 класс).

Работа в группах. На доске записаны примеры 46* 5=, 4* 38=, 37*29=

Со всеми ли примерами вы справились? Почему третий пример вы не смогли решить?

Какие есть гипотезы? С чего надо начать? Воспользуйтесь распределительным свойством умножения (каждая группа выдвигает свои гипотезы и фиксирует на листе)

Прокомментируйте свой способ решения. Появляются две гипотезы

30*20+7*9=663- ошибочная

37*20+37*9= 1.073– решающая

Как проверить , какой из двух способов верный?

Значит, как надо умножать на двузначное число? (Формулируют правило, сравнивают вывод с учебником)

Из опыта работы Приём 2. Одновременное предъявление двух противоречивых фактов (3 класс)   Учащиеся выполняют задания двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам. Что записано на доске? (Верно, это математическое выражение.) Найдите его значение. 18: 2 +4 - 3 = Что вы замечаете? Почему получились разные ответы?(0 , 6, 10,) Какие гипотезы вы можете предложить? Рассмотрим ваши предложения на истинность. Какое действие выполняли первым? А вторым? Какие контраргументы вы можете назвать? Определите тему урока – «Порядок действий в выражениях».

Из опыта работы Приём 2.

Одновременное предъявление двух противоречивых фактов (3 класс)

Учащиеся выполняют задания двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.

Что записано на доске? (Верно, это математическое выражение.) Найдите его значение.

18: 2 +4 - 3 =

Что вы замечаете? Почему получились разные ответы?(0 , 6, 10,) Какие гипотезы вы можете предложить? Рассмотрим ваши предложения на истинность.

Какое действие выполняли первым? А вторым? Какие контраргументы вы можете назвать?

Определите тему урока – «Порядок действий в выражениях».

Из опыта работы Приём 3.  Подводящий к теме диалог. Предлагается материал для сравнения (два столбика слов) лисья разъезд воробьи объявление семья съезд досье въехал  Что вы заметили? ( 1 столбик слова с Ь, второй столбик с Ъ) Перед какими буквами пишется Ь и Ъ знаки? Разберите эти слова по составу. В какой части слова пишутся Ь и Ъ? Вывод учащихся: Ь пишется в корне слова, Ъ – между приставкой и корнем.

Из опыта работы Приём 3.

Подводящий к теме диалог.

Предлагается материал для сравнения (два столбика слов)

лисья разъезд

воробьи объявление

семья съезд

досье въехал

Что вы заметили? ( 1 столбик слова с Ь, второй столбик с Ъ)

Перед какими буквами пишется Ь и Ъ знаки?

Разберите эти слова по составу. В какой части слова пишутся Ь и Ъ?

Вывод учащихся: Ь пишется в корне слова, Ъ – между приставкой и корнем.

Из опыта работы Приём 4. Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно» Окружающий мир 4 класс. Мы путешествуем по России. Догадайтесь, о каком природном объекте пойдёт речь? Один на земле он такой,  Дар божий в ладонях зарницы.  С чистой кристальной водой.  Раскинулся светлый (Байкал!) Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? (Оказывается такое озеро единственное на нашей планете) Какой возникает вопрос? (Почему в этом озере кристально чистая вода?) Какой уникальный природный объект нас ждёт сегодня? (Это Байкал)

Из опыта работы Приём 4.

Сообщение темы с мотивирующим приёмом «Яркое пятно»

Окружающий мир 4 класс.

Мы путешествуем по России. Догадайтесь, о каком природном объекте пойдёт речь?

Один на земле он такой, Дар божий в ладонях зарницы. С чистой кристальной водой. Раскинулся светлый (Байкал!)

Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? (Оказывается такое озеро единственное на нашей планете)

Какой возникает вопрос? (Почему в этом озере кристально чистая вода?)

Какой уникальный природный объект нас ждёт сегодня?

(Это Байкал)

 Проблемная ситуация «с затруднением»  1.Учитель предлагает задание, невыполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.   2 класс. Ученикам предлагается задание, решение которого сводится к вычислению одинаковых слагаемых. Например: сколько ног у 5 кошек. 4+4+4+4+4=20 А сейчас решите эту задачу «На одно платье идёт 2 м ткани. Сколько ткани надо, чтобы сшить 240 платьев?» - практическое задание, невыполнимое второклассниками. Из опыта работы Приём 5.

Проблемная ситуация «с затруднением»

1.Учитель предлагает задание, невыполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.

  2 класс.

Ученикам предлагается задание, решение которого сводится к вычислению одинаковых слагаемых. Например: сколько ног у 5 кошек.

4+4+4+4+4=20

А сейчас решите эту задачу «На одно платье идёт 2 м ткани. Сколько ткани надо, чтобы сшить 240 платьев?» - практическое задание, невыполнимое второклассниками.

Из опыта работы Приём 5.

Основа противоречия: характер усвоения новых знаний на уроке Традиционный урок Проблемно-диалогический урок 1. Обозначение проблемы детьми: «С одной стороны…, но с другой…», «Что вас удивило?», «В чём затруднение?», «Что вы хотели бы узнать?» Обозначение темы урока «Сегодня мы будем изучать…» 2.Объяснение учителем нового материала: «Итак, слушаем меня внимательно…» 2. Выдвижение гипотез детьми и их Проверка на истинность… «Определите сами…», «Какие у вас есть аргументы? А какие контраргументы?» 3.Закрепление Изученного материала: «Заучи правило… Перескажи текст.. Повтори…» 3.Создание продуктов учебной деятельности «Придумай продолжение…» «Составь викторину…»

Основа противоречия:

характер усвоения новых знаний на уроке

Традиционный урок

Проблемно-диалогический урок

1. Обозначение проблемы детьми:

«С одной стороны…, но с другой…»,

«Что вас удивило?»,

«В чём затруднение?»,

«Что вы хотели бы узнать?»

  • Обозначение темы урока

«Сегодня мы будем изучать…»

2.Объяснение учителем

нового материала:

«Итак, слушаем меня внимательно…»

2. Выдвижение гипотез детьми и их

Проверка на истинность…

«Определите сами…»,

«Какие у вас есть аргументы?

А какие контраргументы?»

3.Закрепление

Изученного материала:

«Заучи правило… Перескажи текст..

Повтори…»

3.Создание продуктов учебной

деятельности

«Придумай продолжение…»

«Составь викторину…»

Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает Самостоятельный поиск новой информации. Самостоятельная работа с учебником. Овладение навыком решения задачи. Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству. Развитие личностных качеств. Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала. Решение проблемы психологического комфорта на уроках.

Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает

  • Самостоятельный поиск новой информации.
  • Самостоятельная работа с учебником.
  • Овладение навыком решения задачи.
  • Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.
  • Развитие личностных качеств.
  • Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.
  • Решение проблемы психологического комфорта на уроках.