Рекомендации учителя- логопеда
родителям по развитию
правильных речевых навыков
у детей
Подготовила:
Учитель – логопед
Москвитина О.С.
Характерные особенности речевого развития
обучающихся ГБОУ «Новобрянская СКОШИ»
- недостаточное использование речи
- недостаточное использование речи
в процессе игры и общения,
- в процессе игры и общения,
- бедность словаря, значительные нарушения артикуляции,
- бедность словаря,
- значительные нарушения артикуляции,
- имеются значительные дефекты
произношения,
- - имеются значительные дефекты произношения,
- значительные нарушения в формировании
- значительные нарушения в формировании
фонематического слуха,
Характерные особенности речевого развития
обучающихся ГБОУ «Новобрянская СКОШИ»
- затруднения в проведении звукового
- затруднения в проведении звукового
анализа слова,
- отсутствие желания понять прочитанное,
- отсутствие желания понять прочитанное,
поэтому их пересказ непоследователен,
нелогичен,
- нарушение усвоения значений слов,
- поэтому их пересказ непоследователен, нелогичен, - нарушение усвоения значений слов,
- трудности овладения грамматическим
- трудности овладения грамматическим
строем,
- стойкие нарушения чтения и письма.
- стойкие нарушения чтения и письма.
В семье для ребёнка нужно создавать
такие условия , чтобы он испытывал
удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, интересно рассказывать.
Логопедические игры – это разнообразные задания и упражнения, способствующие развитию речевых навыков.
Каждая мама, придя домой, идет на кухню готовить. А что в это время делает ребенок? Идет за мамой.
Постарайтесь использовать этот момент для общения с ребенком и его развития!
Да и различных «дидактических» материалов на кухне – более чем достаточно.
- - развитие мелкой моторики;
- - формирование правильной воздушной струи,
- на развитие артикуляции;
- - развитие звукового восприятия (фонематического слуха);
- - обогащение словарного запаса;
- развитие связной речи.
Игра «Поможем Золушке»
В глубокую посуду насыпаем 2 вида любых круп: (рис, гречневая крупа). Ребёнок должен перебрать крупу. Каждую крупу убираем в отдельную посуду. Одной рукой достаем рис, а другой гречку.
Раскрошите яичную скорлупу на кусочки, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина (или клея) – это будет фон.
А затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности
речи и интонационной
выразительности.
- Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
«По морям, по волнам»
Наберем в тазик воду, опустим туда кораблик,
мячик и т.д. Делаем вдох носом, выдыхаем
ртом не надувая щек.
«Буря в стакане»
В емкость наберем воду и опустим туда трубочку. Делаем вдох носом, выдыхаем ртом в трубочку, не надувая щек.
.
Игры и упражнения, направленные на развитие артикуляции
Если человек слышит слово, то оно воспринимается, как одно целое – название предмета, действия, признака. Слово создает определенный образ, который появляется в голове, когда мы слышим это слово.
Чтобы записать это слово, нам необходимо разложить его на составляющие – буквы. Так вот, чтобы ребенок смог разложить слово на составляющие, его фонематический слух должен быть достаточно развит.
При несформированности речевого звукоразличения человек воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
- Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.
- Насыпаем в баночки крупы (должно быть не менее двух одинаковых баночек). Затем просим ребенка с закрытыми глазами найти одинаково звучащие баночки.
«Повтори»
Ребенок сидит на стульчике, а взрослый в это время задает определенный ритм, отстукивает его по стакану (можно усложнить попросить ребенка закрыть глаза). После этого взрослый просит повторить ребенка услышанный ритм.
«Поварята»
Попросите ребенка составить меню на завтрак. В названии блюд должен быть определенный звук Например: звук [С] - салат, сырники, суп, морс).
Поэтому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.
«Меню»
Предложите поучаствовать в составлении меню на неделю. Например, в понедельник будем готовить пудинг,
во вторник — ватрушки,
в среду – сырники, спагетти, сардельки и т. д.,
в четверг – чебуреки;
в пятницу – пирожки, печень и пюре;
в субботу – суп, сосиски, сыр;
в воскресенье – вареники, или винегрет, вермишель(вь).
Решаются следующие задачи: закрепление первого звука в словах, запоминание дней недели.
Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т. д.
Покажите ребенку свои покупки.
Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р].
Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:
Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны?
«Угощение»
Ребенок называет «вкусное» слово и «кладёт» его вам на ладошку, затем вы ему, до тех пор, пока все не «съедите». (Можно поиграть в «соленые», «сладкие», «кислые», «горькие», «холодные» слова. Например, называйте только «сладкие» слова: мед, конфета, арбуз…).
«Приготовим сок» .
Предложите ребенку назвать какой сок:
из яблок – яблочный сок,
из моркови - морковный и т. п. Справились? А затем наоборот: апельсиновый сок из чего? (из апельсина)…
- «Закрой глаза - открой рот» .
Ребенок с закрытыми глазами должен рассказать, какой кусочек положила ему в рот мама (сочный, кислый, мягкий,…), а затем он называет,
что это было (лимон).
«Давай искать на кухне слова» .
Попросите ребенка подумать и сказать, какие слова можно «вынуть» из борща? (свекла, капуста…).
Из винегрета? Из холодильника?
Кухонного шкафа?
«Из двух – одно» .
Поучите ребенка составлять из двух слов одно (кофе мелет - кофемолка, мясо рубит- мясорубка, сок выжимает соковыжималка…).
«Подбери слова» .
Взрослый просит ребенка назвать те предметы, которые относятся к «посуде», к «овощам», к «мебели» (можно дать задания сложнее: назвать «только молочные продукты», «только мясные продукты» и т. п.).
Попросите ребенка ответить на вопрос:
«Зачем нужен половник (дуршлаг, терка, солонка)?» …
«Где что спряталось?» .
Попросите ребенка помочь найти «спрятавшиеся» предметы: кастрюлю, половник, табуретку… Оказывается, кастрюля «прячется» в шкафу, половник – в ящике, табуретка – под столом, вилка лежит около ложки и т. д. А что висит на стене, стоит в холодильнике, лежит под шкафом, около стула?
«Правда или нет»
Ребенку предлагается послушать фразу.
если в этой фразе есть ошибка, то ее нужно исправить.
Например:
Мясо рубит мясорубку. (Мясорубка рубит мясо).
Лук плачет из - за мамы…
Нож точит папу…
Морковь трет маму….
«Загадки – описания»
Ребенку предлагается описать какой – либо предмет. (Можно называть качества предмета, но не называть сам предмет.) Взрослый должен отгадать какой предмет описал ребенок. (Пример : «Это фрукт. Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)
Уважаемые родители!
Надеюсь, что Вы воспользуетесь «Логопедическими играми на кухне» и придумаете свои варианты игр, ведь регулярные занятия на развитие речи и мелкой моторики – это залог успешного развития ребенка!!!!!
Спасибо за внимание!