Просмотр содержимого документа
«Презентация к выступлению на ШМО " Формирование функциональной грамотности младших школьников"»
Формирование функциональной грамотности младших школьников.
Учитель начальных классов
Косырева И. В.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи» И.Г.Песталоцци
Функциональная грамотность — это не просто умение читать и писать. Это способность использовать знания на практике, решать проблемы, критически мыслить и применять информацию в жизни. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
"Текст с секретом" Практическая задача "Письмо от потерявшегося котенка" Как это развивает функциональную грамотность? Внимание к деталям : Дети должны быть внимательными и искать в тексте подсказки. Навыки анализа: Им предстоит понять, какие объекты важны, и установить их порядок. Логическое мышление: Дети учатся связывать элементы текста и "прокладывать маршрут".
«Планируем пикник с классом» Условия задачи: Класс из 20 человек собирается на пикник. На каждого ребенка планируется: 2 бутерброда, 1 фрукт (яблоко или банан), 1 пакетик сока. Нужно помочь рассчитать, сколько всего продуктов нужно взять на пикник, чтобы всем детям хватило угощений. Дополнительный вопрос для продвинутых учеников: Если у нас есть 50 рублей на каждый бутерброд, 20 рублей на каждый фрукт и 30 рублей на каждый пакетик сока, то какую общую сумму нужно потратить на пикник?
Как это развивает функциональную грамотность? Математические вычисления : Дети считают и умножают, применяя базовые арифметические операции. Практическое планирование : Дети понимают, как связать математику с реальной жизнью, планируя необходимое количество еды. Анализ затрат: Это учит их оценивать стоимость и распределять бюджет.
Мини-проекты и исследовательские задачи . "Водопроводчик на практике" Задание: 1. Узнайте, откуда берется вода в вашем доме. Поговорите с родителями или, если знаете, расскажите сами. 2. Нарисуйте, как вода проходит путь от водозабора или очистного сооружения до крана на кухне или в ванной. Не обязательно рисовать точно — можно просто указать, что идет "от реки" или "через подземные трубы". 3. Если знаете, расскажите, какие этапы проходят вода, чтобы стать чистой. Например, фильтрация, очистка от загрязнений и так далее. Дополнительные вопросы для обсуждения на уроке: Знаете ли вы, почему важно экономить воду? Какие бывают источники воды и откуда они поступают (реки, озера, скважины)? Как бы вы предложили сэкономить воду в вашем доме?
Как это развивает функциональную грамотность? Исследовательские навыки : Дети учатся самостоятельно собирать информацию, опрашивая взрослых или изучая учебные материалы. Понимание реальных процессов : Они узнают, как вода поступает в их дома, и понимают важность этого ресурса. Анализ и планирование : В процессе они тренируются выстраивать логические связи и анализировать информацию.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»
Спасибо за внимание!