ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ, ПОЗВОЛЯЮЩИМ РАЗВИВАТЬ ИНИЦИАТИВНУЮ, САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ И ТВОРЧЕСКИ
МЫСЛЯЩУЮ ЛИЧНОСТЬ
Лазаренко О.В.,
учитель биологии
ГУО «Средняя школа №1
г. Новополоцка»
1.7.2013
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания
для решения широкого диапазона жизненных задач
в различных сферах человеческой деятельности,
общения и социальных отношений»
Алексей Алексеевич Леонтьев
2
Основные составляющие функциональной грамотности:
- читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление компьютерная грамотность.
- читательская грамотность,
- математическая грамотность,
- естественнонаучная грамотность,
- финансовая грамотность,
- глобальные компетенции,
- креативное мышление
- компьютерная грамотность.
‹ #›
1.7.2013
Инструктивно-методическое письмо министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2024/2025 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и
проведении факультативных занятий при реализации
образовательных программ общего среднего образования»
Приложении 11 « Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Биология».
Формирование у учащихся функциональной грамотности средствами учебного предмета «Биология» предполагает развитие способностей использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.
Процесс формирования функциональной грамотности учащихся требует от учителя использования методов и приемов обучения, позволяющих развивать инициативную, самостоятельную и творчески мыслящую личность.
3
‹ #›
1.7.2013
Формированию естественно-научной грамотности посредством изучения биологии, предполагает развитие следующих способностей учащихся:
-выявлять общие и частные закономерности в наблюдаемых или описанных явлениях;
-применять методы естественно-научного исследования (наблюдение, эксперимент, измерение, классификация и др.);
-дискутировать, обосновывать свою точку зрения, делать выводы и обобщения, используя научную аргументацию;
-структурировать предоставленные данные;
-распознавать противоречия между причиной и следствием в представленных или самостоятельно предлагаемых доказательствах;
-интерпретировать результаты исследований и использовать научные доказательства для получения выводов.
4
‹ #›
1.7.2013
Метод проектов включает в себя несколько ключевых этапов :
1. Постановка проблемы. Учащиеся совместно формулируют исследовательский вопрос, который имеет практическое значение.
2. Исследование. На этом этапе учащиеся погружаются в сбор данных, анализ информации, работу с научными источниками и проведение экспериментов. Это развивает навыки критического мышления, поиска информации и научного подхода.
3. Создание продукта. Работы могут варьироваться от создания презентаций, видео до разработки буклетов или научных статей. Важно, что учащиеся представляют полученные результаты, что способствует развитию их коммуникативных навыков.
4. Рефлексия. Завершение проекта подразумевает анализ выполненной работы, что помогает учащимся осознать свое развитие и сформировать умение самооценки.
5
‹ #›
1.7.2013
Преимущества метода проектов в формировании
функциональной грамотности:
- Стимулирование интереса к обучению, что является основой долгосрочной мотивации.
- Развитие самостоятельности, ответственности и навыков сотрудничества.
- Практическое применение знаний, что способствует лучшему усвоению материала и подготовке к реальным жизненным ситуациям.
6
‹ #›
1.7.2013
Проекты различают:
1. По временным рамкам:
- краткосрочный,
- средней продолжительности,
- долгосрочный
2. По количеству участников проекта:
- индивидуальный,
- работа в парах,
- групповой (2-3 человек)
3. По методу:
- творческий,
- исследовательский,
- информационный.
7
‹ #›
1.7.2013
19
‹ #›
1.7.2013
Проект "Доброе сердце"
8
‹ #›
1.7.2013
Проект "Здоровое питание"
9
‹ #›
Мини-проект «Безопасность продуктов питания»
1.7.2013
Проектно-исследовательское обучение
Исследовательская робота «Учет численности популяций крота обыкновенного в различных биотопах»
11
‹ #›
Проектно-исследовательское обучение
Исследовательская работа «Изучение биологического потенциала топинамбура для снижения уровня глюкозы в крови у больных сахарным диабетом»
1.7.2013
Проектно-исследовательское обучение
Исследовательская работа «Экология сизого голубя (Columba livia)
на примере г. Новополоцка»
13
‹ #›
1.7.2013
Творческие мини-проекты
(рисунки, кроссворд, чайнворд, ребусы)
Мини-проект «Цветы»
14
Мини-проект
«Птицы Беларуси»
‹ #›
1.7.2013
Творческие мини-проекты
(рисунки, кроссворд, чайнворд, ребусы)
15
‹ #›
1.7.2013
Cоздание проектного продукта
(газеты, буклеты, презентации, макеты, справочники, видеофрагменты)
16
‹ #›
1.7.2013
Cоздание проектного продукта
(газеты, буклеты, презентации, макеты, справочники, видеофрагменты)
17
‹ #›
1.7.2013
Индивидуальные мини-проекты
«Заболевания сердечно-сосудистой системы»
«Сердце: мифы и реальность»
18
‹ #›
1.7.2013
Проект технопарка
19
‹ #›
1.7.2013
Использование метода проектов при изучении биологии не только способствует формированию функциональной грамотности учащихся, но и создает условия для развития критического мышления, творческих способностей, научной любознательности. Развивает инициативную самостоятельную и творчески мыслящую личность.
20
‹ #›
Спасибо за внимание!