Современные изменения в образовании, связанные с принятием новых стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют новые требования к деятельности специалистов Психолого-медико-педагогических комиссий. Своевременное выявление, комплексное обследование, подготовка по его результатам рекомендаций по построению образовательного маршрута ребенка входят в сферу деятельности ПМПК. Эффективность деятельности комиссии напрямую зависит от стратегии работы её специалистов с родителями. Современные изменения в образовании, связанные с принятием новых стандартов образования детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют новые требования к деятельности специалистов Психолого-медико-педагогических комиссий. Своевременное выявление, комплексное обследование, подготовка по его результатам рекомендаций по построению образовательного маршрута ребенка входят в сферу деятельности ПМПК. Эффективность деятельности комиссии напрямую зависит от стратегии работы её специалистов с родителями.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к выступлению " РАЗЪЯСНЕНИЕ РОДИТЕЛЯМ СПЕЦИФИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"»
РАЗЪЯСНЕНИЕ РОДИТЕЛЯМ СПЕЦИФИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Каретникова Светлана Михайловна,
заместитель директора МБОУ «Школа № 19
для детей с ограниченными возможностями здоровья»,
председатель ТПМПК Г.о. Коломна
В состав ПМПК входят следующие высококвалифицированные специалисты:
- руководитель-ТПМПК;
- врач-психиатр (детская психиатрия);
- педагог-психолог (клиническая или специальная психология);
- учитель-логопед;
- учитель-дефектолог;
- тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог.
2021-2022 учебный год
Дошкольники - 1803
ОВЗ
ОВЗ инвалиды
1595
Школьники - 1615
Дети-инвалиды
154
Обучающиеся на дому
ОВЗ
54
ОВЗ инвалиды
826
1-4 классы
всего
Дети-инвалиды
489
5-9 классы
137
ОВЗ
300
Дети-инвалиды по ООП
107
10-11 классы
262
Дети за исключением инвалидов (ООП)
25
165
14
итого
424
29
Дети инвалиды – дистанционное обучение
11
1
5
56
8
273
51
12
12
4
79
21
Роль психолого-медико-педагогической комиссии как ключевого элемента комплексного сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями задана законодательными положениями в сфере образования.
В реальных условиях развития образовательной практики команда специалистов ПМПК становится основным механизмом регулирования деятельности образовательных организаций по созданию специальных условий и адаптации образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Порядок организации деятельности психолого-медико-педагогической комиссии на территории Моск. обл. Утвержден распоряжением Министерства образования Московской области от 10.03.2015 №6 (в редакции распоряжения Министерства образования Московской области от 06.10.2021 №Р-632
- Пункт 29: Обследование детей, лиц старше 18 лет осуществляется в Комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей), лиц старше 18 лет или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия родителей (законных представителей). Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
- Пункт 23: При обследовании Комиссией, обсуждении его результатов и вынесении Комиссией заключения присутствие родителей (законных представителей) детей обязательно.
Под специальными условиями получения образования, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.79, п. 3) понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
- специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
- специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Конфликты, связанные с несогласием родителей с рекомендациями ТПМПК объясняется тем, что родители:
- не принимают имеющиеся у ребенка трудности;
- не всегда адекватно оценивают состояние и перспективы развития ребенка с ОВЗ;
- не в полной мере учитывают индивидуальные особенности ребенка;
- часто руководствуются своими амбициями;
- ориентируются на оценку знаний, а не на социальную адаптацию;
- часто выбирают общеобразовательные детский сад или школу, в которых не созданы условия для «особых» детей;
- недостаточно компетентны в особенностях современного общего и специального образования;
- не видят своей роли в образовании ребенка.
В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 27.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители детей с ограниченными возможностями здоровья имеют право обучать своего ребенка в любом учреждении общего образования.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Инклюзивное и коррекционное образование не противопоставлены друг другу, родитель особого ребенка может, опираясь на мнение специалистов, выбрать оптимальный для ребенка и семьи вариант. Инклюзивные и коррекционные образовательные организации Г.о. Коломна работают в тесном сотрудничестве, оказывая взаимную поддержку.
[email protected]
Инклюзивное и коррекционное образование не противопоставлены друг другу, родитель особого ребенка может, опираясь на мнение специалистов, выбрать оптимальный для ребенка и семьи вариант. Инклюзивные и коррекционные школы работают в тесном сотрудничестве. Сейчас активно поддерживается и развивается как коррекционное, так и инклюзивное образование», – заявила Адель Вильшанская.
Спасибо за внимание!
Территориальная ПМПК Г.о. Коломна
140412, Московская область, г. Коломна, ул. Малая Запрудная, д.36
Телефон: 8(496)616-56-32
[email protected]