Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников
Педагогические чтения «Воспитание гражданственности»
Кухаренкова И.Н.
МБОУ «Шумячская СШ им.В.Ф.Алешина»
России не станет тогда,
когда не станет последнего патриота
Н.М. Карамзин
В стране
В школе?
80 % старшеклассников стремятся уехать из страны
Выпускники школы не возвращаются работать в родной город
Безразличие к судьбе Родины
Безразличие к школе, одноклассникам, учителям, родителям
Забываются традиции и обычаи своего народа
Утрата семейных традиций, равнодушие к школьным традициям
Не соблюдаются нормы и правила поведения в обществе
Не соблюдаются правила поведения в школе
Падение культуры школьников
Не читают газеты, книги, не посещают выставки и музеи. Сквернословие, курение, мусор по школе, порча стендов
Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию
- Конституция Российской Федерации.
- - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.
- - Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»,
- - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
- - Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.
- - Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.
- - Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 г.
- - Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Уровни патриотизма
- Биологический .Формируется на генно-клеточном уровне под воздействием космических излучений на данную территориально-географическую площадь.
- Психологический. Формируется в процессе национального воспитания в младшем и среднем детском возрасте.
- Социальный . Это писаные и неписаные нормы поведения, социальная этика, внутреннее, психологическое отношение к указанным нормам и ролям как к «своим».
- Духовный . Связан с традиционными верованиями, сформированным неформальным мировоззрением.
- это когда тебя воспитывают и говорят, что нужно быть патриотом;
- это когда у ребенка с самого детства воспитывают любовь к Родине;
- это когда родители воспитывают нас любить свою страну, уважать ее и вставать на защиту страны при любой нужде;
- это когда человека приучают любить свою страну;
- прививание любви и гордости к родному краю, к своей стране;
- это когда родители учат своего ребенка любить все, что его окружает;
- это обучение патриотическим знаниям;
- когда родители приучают тебя говорить о политике.
1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;
26ч
2. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
31ч
3. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения;
33ч
4. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;
33ч
5. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций, и народов в интересах своей Родины
5ч
6. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;
2ч.,
7. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка;
1ч.,
8. Непримиримость к представителям других наций и народов;
9. Другое
0ч.
3
1. Школа;
29
2. Родители;
27
3. Окружающие люди, друзья;
16
4. СМИ;
9
5. Органы власти
3
6. Другое
9
Вопросы
1. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут
считаться настоящими патриотами.
да
нет
33%
2. Я многим обязан своей стране.
65%
3. Я готов защищать свою Родину в случае серьёзной опасности.
Не знаю
29 %
4. День Победы (9 мая) – праздник только для ветеранов
2%
8 %
88 %
5. Человеку обязательно надо знать свою родословную.
4 %
30 %
63 %
6. Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда
слышу песни о своей Родине.
8 %
65%
60 %
57 %
7. Меня волнуют трагедии, происходящие в стране
(катастрофы, гибель самолётов, кораблей).
8%
35%
8. Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы
меня не воспринимали как россиянина
32%
83%
8 %
8%
70%
9. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я
предпочитаю в своей.
19%
9%
25%
11%
64%
11%
Вопросы
Да
1. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.
Нет
22%,
2. Я многим обязан своей стране.
Не знаю
64%,
64%
3. Я готов защищать свою Родину в случае серьёзной опасности.
4. День Победы (9 мая) – праздник только для ветеранов
25%
14%
80%
17%
5. Человеку обязательно надо знать свою родословную.
6%
22%
6. Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.
14%
75%
61%
7. Меня волнуют трагедии, происходящие в стране (катастрофы, гибель самолётов, кораблей).
60%
8
9%
8. Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина
26%
72%
30%
9. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей.
9%
11%
14%
68%
65%
19%
13%
21%
22%
- В школе существует система патриотического воспитания;
формы и методы данного направления достаточно разнообразны
- Патриотическое воспитание не носит формального характера;
методы соответствуют требованиям времени и вызывают
активный отклик у учащихся
- Подавляющее большинство обследованного контингента
школьников имеет достаточно зрелое представление
о таких базовых понятиях, как Родина, патриотизм,
готовность защищать землю
- Для большинства респондентов школа и семья являются
главными факторами патриотического воспитания
- Существует необходимость привлечения к активной работе
учащихся среднего звена