Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Краснодарский педагогический колледж»
АДАПТАЦИЯ И АДАПТАЦИОННЫЕ НАРУШЕНИЯ
- 1. Проявление признаков адаптационных нарушений.
- 2. Педагогическая диагностика признаков адаптационных нарушений.
- 3. Основные виды помощи обучающимся.
Разработчик: Латкина О.С.
Краснодар, 2020
Адаптация - это естественное состояние индивида, которое проявляется в привыкании (приспособлении) к новой деятельности, к изменившимся условиям жизни, к появившимся социальным контактам и изменившимся социальным ролям.
Младший школьный возраст характеризуется:
- очень высоким темпом развития, в том числе, социального, совершенствованием всех систем организма;
- неразрывной связью между физическим, нервно-психическим и социальным развитием ребенка при опережающем развитии первого;
- ведущей ролью взрослого как важного фактора оптимизации адаптивного процесса.
Предпосылки адаптационных нарушений
- отклонения в психосоматическом развитии и здоровье ребенка;
- недостаточный уровень его социальной и психолого-педагогической готовности к школе;
- недостаточная сформированность психо-физиологических и психологических предпосылок учебной деятельности.
Наличие предпосылок адаптационных нарушений на этапе поступления в школу проявляет себя недоразвитием одной, или, как правило, нескольких основных сторон психического развития и здоровья детей.
Несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности.
Решение задач начального этапа школьного обучения предполагает определенный уровень развития у детей ряда психологических и психофизиологических функций, наиболее тесно связанных с учебной деятельностью.
Показатели недоразвитие психофизиологических и психологических школьнозначимых функций:
- Несформированность интеллектуальных умений.
- Несформированность интеллектуальных умений.
- Недоразвитие произвольного внимания, слабая произвольность деятельности.
- Недоразвитие произвольного внимания, слабая произвольность деятельности.
- недостаточный уровень развития мелкой моторики руки.
- недостаточный уровень развития мелкой моторики руки.
- Несформированность пространственной ориентации, координации типа "рука-глаз".
- Несформированность пространственной ориентации, координации типа "рука-глаз".
- Низкий уровень развития фонематического слуха.
- Низкий уровень развития фонематического слуха.
Основные проявления школьной дезадаптации в начальной школе:
1. Неуспешность в обучении, отставание от школьной программы.
2. Общая тревожность в школе.
3. Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
4. Нарушения во взаимоотношениях с учителями.
5. Личностные нарушения.
6. Неадекватная самооценка.
7. Интеллектуальная пассивность
«Академическая неуспеваемость - это не явление, которое возникает в школе. Неуспеваемость представляет собой следствие проблем, накопившихся в развитии ребенка на этапе его дошкольного детства».
Па́вел Петро́вич Бло́нский— русский и советский философ, педагог и психолог, основоположников советской педологии.
"Интеллектуальная пассивность".
«Они не привыкли и не умеют думать, для них характерно наличие отрицательного отношения к умственной работе и связанное с этим отрицательным отношением стремление избежать активной мыслительной деятельности. Поэтому в учебной деятельности, при необходимости решать интеллектуальные задачи, у них появляется стремление использовать различные обходные пути (заучивание без понимания, угадывание, стремление действовать по образцу, использование подсказки и т.п.»
психолог Л.С. Славина
«Интеллектуальная пассивность" - отсутствие желания и привычки думать, решать задачи, прямо не связанные с игровой или житейской ситуацией.
Вопрос 1:
Вопрос 2:
"Сколько будет
"Сколько будет у тебя конфет, если папа дал 3 и мама еще 2 ?"
к 3-м прибавить 2 ?"
3 + 2 = ?
2. Педагогическая диагностика признаков адаптационных нарушений.
- Процесс педагогической диагностики
Диагностика — это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление результатов формирования личности обучающегося, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.
Т
Е
Р
М
И
Н
В качестве предмета педагогической диагностики
адаптационных нарушений выступают три области:
результаты обучения в виде оценки знаний
(академические достижения учащихся);
результаты обучения и воспитания в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся;
результаты педагогического процесса
в виде психологических качеств и новообразований личности.
1
2
3
ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ДВА ЭТАПА:
1 этап фронтального диагностирования школьно-значимых психофизиологических функций у всех детей, поступающих или уже поступивших в школу;
2 этап — более глубокое и разностороннее изучение детей, которые по результатам фронтального диагностирования показали результаты ниже среднего и низкие.
1
2
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Метод педагогического тестирования— это пакет педагогических тестов школьной зрелости, комплекс специальных диагностических заданий (семь заданий). Задания дети выполняют самостоятельно.
- Беседа служит средством установления контакта с ребенком. Позволяет судить о личностных качествах и поведении ребенка, помогает вскрыть причины некоторых отклонений в развитии.
- Педагогическое наблюдение.
Дайте характеристику трудностей в адаптации у обучающегося
Кейс-задание 1
В школу Алеша пришел с интересом. На вопрос: "Тебе хочется учиться?" ответил утвердительно.
Вскоре однако стало ясно, что в школе Алешу привлекают только чисто формальные атрибуты учебы. Мальчику явно нравится новый ранец, пенал, другие учебные принадлежности, очень часто он любовно поглаживает их. Ему нравится, когда урок заканчивается и звенит звонок. Громко выкрикивая: "Перемена", он первым бросается к дверям.
К занятиям же интереса не проявляет. Не может сосредоточиться даже на короткое время. Постоянно отвлекается: то сосед его задел, то карандаш упал, то на подоконник села птичка и т.д. Во время урока может достать из кармана или портфеля какие-то резиночки, самолетики, солдатики, расставить их на парте и играть. Часто задает неуместные вопросы. Болтлив, во все вмешивается, по всякому поводу делает замечания другим детям, не обращая внимание на присутствие учителя. О поручениях моментально забывает.
Однажды на экскурсии ему было поручено сложить в альбом листочки, которые собрали дети. Он начал складывать, но работу не закончил. Все оставил и убежал. На вопрос: "Почему же ты не закончил дело?", ответил: "А мне уже надоело, я устал. А разве ты (обращаясь к учительнице) не убрала потом?
Дайте характеристику трудностей в адаптации у обучающегося
Кейс-задание 2
К школьной жизни особого интереса Витя не проявлял.
Равнодушно принял новую для него школьную обстановку. Складывалось впечатление, что ему все давно уже знакомо. Держится очень тихо, незаметно и именно этим обращает на себя внимание. В нем как будто нет столь характерной для других детей любознательности, живости реакций.
На уроках также сидит тихо. Чаще проявляется его полная отключенность от того, что происходит в классе. На вопросы по содержанию урока отвечает невпопад.
Учебные задания воспринимает с трудом или быстро отключается от них. Например, на уроке все дети по образцу пишут элементы букв. Витя написал кое-как три элемента, а дальше по всей странице рисует кораблики.
Очень неловок. Карандаш, ручку за два месяца так и не научился держать в руке правильно. Шалости его неуклюжи. Во время игры чаще других спотыкается, падает. Контакт с детьми устанавливает трудно.
В домашней обстановке, во дворе, как удалось установить из беседы с матерью, играет преимущественно с детьми младшего...
Дайте характеристику трудностей в адаптации у обучающегося
Кейс-задание 3
Андрей охотно принимается за всякую работу, причем принимается сразу "с ходу". Часто, даже не дослушав объяснения, начинает что-то активно делать: переставляет, потрогает одно, другое.
Действия хаотичны, нецеленаправлены. Пройдет совсем немного времени и, когда другие ребята только вошли в работу, мальчик уже начинает отвлекаться от нее. Интерес переключается на то, сколько успела сделать соседка, чем занят учитель, что происходит за окном и т.д.
Поведение становится все более беспокойным. Начинает "плясать" карандаш в руках, покачивается голова, приходят в движение ноги. Работа из интересной превращается в невыносимую. Результатом ее может явиться все, что угодно, но только не то, что требовалось"
3. Основные виды помощи обучающимся.
- Адаптивные возможности обучающихся с ОВЗ
- Основные виды помощи обучающимся
- Создание специальных условий для обучающихся с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети , состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Адаптивные возможности ребенка-инвалида ослабляются следующими обстоятельствами:
- Характером ОВЗ.
- Характером ОВЗ.
- Психофизиологическими особенностями (темперамент и др.).
- Психофизиологическими особенностями (темперамент и др.).
- Недостатком физического здоровья.
- Недостатком физического здоровья.
- Недостатком психологических возможностей для общения.
- Недостатком психологических возможностей для общения.
- Недостатком материальных средств для удовлетворения специфических потребностей детей с ОВЗ.
- Недостатком материальных средств для удовлетворения специфических потребностей детей с ОВЗ.
- Ограниченностью возможностей детей с ОВЗ участвовать в деятельности, соответствующей их возрасту.
- Ограниченностью возможностей детей с ОВЗ участвовать в деятельности, соответствующей их возрасту.
- Разнообразными психологическими нарушениями и расстройствами, ограничением мобильности и независимости, нарушением способности заниматься обычной для своего возраста деятельностью.
- Разнообразными психологическими нарушениями и расстройствами, ограничением мобильности и независимости, нарушением способности заниматься обычной для своего возраста деятельностью.
- Нахождением ребенка с ОВЗ в незнакомой среде.
- Нахождением ребенка с ОВЗ в незнакомой среде.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ
оказывается в рамках внутриклассной дифференциации (коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной успеваемости, этапных целей и требований урока, объема и уровня сложности учебных заданий).
Учебная помощь
используется в ситуациях:
Стимулирующая помощь
- когда ребенок не включается в работу после получения задания (учитель помогает сконцентрировать внимание, нацелить на решение задачи: ободряет, успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает, понял ли задание, если нет – то разъясняет его).
- когда работа выполнена неверно (учитель указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения)
применяется когда у ребенка возникают затруднения в определении средств, способов действий в течение урока (педагог косвенно или прямо обращает внимание ребенка на правильное решение, указывает на наглядную опору, аналогичный пример или помогает составить план действий, начать первый шаг решения).
Направляющая помощь
используется когда указанные виды помощи не эффективны (учитель может непосредственно показать ученику последовательность и образец выполнения задания).
Обучающая помощь
Для повышения эффективности обучения обучающихся
создаются специальные условия:
- Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
- Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
- Более частое использование наглядных пособий и индивидуальных карточек.
- Вариативные приемы обучения
- Введение физминуток через 15-20 минут урока.
- Создание ситуации успеха на занятии.
- Благоприятный психологический климат на уроке.
- Опора на эмоциональное восприятие.
- Оптимальная смена видов заданий
(познавательных, вербальных, практических).
- Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения.
- Индивидуализация темпа выполнения задания.
- Оптимальное распределение времени на проведение каждого этапа занятия
- Точность и краткость инструкция по выполнению задания.
Создайте схему. Предположите, как видоизменить приемы обучения для создания благоприятных условий обучения обучающихся с адаптационными нарушениями.
- Вариативные приемы обучения
- Поэлементная инструкция.
- Повтор инструкции.
- Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).
- Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный)
- Речевой образец.
- Демонстрация действий.
- Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности).
- Опора на рифму.
- Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные).
- Подбор по аналогии.
- Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
- Вариативные приемы обучения
- Совместные или имитационные действия.
- Начало фразы.
- Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег).
- Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.
- Сравнение (чем похожи и чем отличаются)
- Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?)
- Найди ошибку.
- Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий).
- Группировка по общности признаков.
- Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.
Проверь
себя
- Что такое адаптация?
- Перечислите предпосылки адаптационных нарушений
- Охарактеризуйте признаки адаптационных нарушений
- Педагогическая диагностика два этапа. Назовите их и дайте их характеристику.
- Какие виды помощь оказываются обучающим с адаптационными нарушениями
- Какие особенности обучающихся с ОВЗ увеличивают риск возникновения дезадаптации в период обучения в начальной школе?