словесные, наглядные, частично–поисковые, индивидуальная и групповая .
Этап | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | Создать благоприятный психологический настрой на работу. | Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Я рада приветствовать вас на нашем занятии « Развивающая математика» слайд 1 | Включаются в деловой ритм занятия. |
Мотивация | Прививать интерес к предмету, значимость математики в практической жизни. | С древних времен известно, что математические задачи, примеры и игры учат нас правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать, тренируют мозг, волю, воспитывают настойчивость и упорство в достижении цели". А эти качества нужны всем без исключения людям и пригодятся в жизни и будущей профессии. | Слушают, узнают новую информацию, анализируют. |
Актуализация знаний и целеполагание. | Организовать подводящий диалог, направленный на совместную деятельность. | Отгадав загадку, вы сможете определить тему нашего занятия: Я фигура – хоть куда, Очень ровная всегда, Все углы во мне равны И четыре стороны. Кубик – мой любимый брат, Потому что я…. (квадрат). Слайд 2 Тема нашего занятия: «Магические квадраты» Среди занимательных задач интересными считаются те, которые связаны с магическими (волшебными) квадратами. Магический квадрат – древнекитайского происхождения. Согласно легенде, во времена правления императора Ю (около 2200 до н.э.) из вод Хуанхэ (Желтой реки) всплыла священная черепаха, на панцире которой были начертаны таинственные иероглифы, и эти знаки известны под названием Ло-шу. В XI веке о магических квадратах узнали в Индии, а затем в Японии. Бытовало поверье, что выгравированный на серебре магический квадрат защищает от чумы. В работах XVII века магические квадраты выступили в роли математических развлечений. Слайд 3,4,5,6 | Участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения. Слушают и отвечают на вопросы |
| | | |
Исследование. Работа в малых группах. | Организовать исследовательскую деятельность. Учить приёмам совместной деятельности в группе. | Работа по группам. 1. Исследовать свойства квадрата а) рассмотреть квадрат. Линии горизонтальные. Вертикальные, диагональные. Б) посчитать сколько раз может повторяться число центрального квадрата. В) посчитать сколько раз может повторяться число угловых квадратов. 2. Рассмотреть алгоритм заполнения квадрата. Слайд 7 1. Найти сумму чисел по диагонали. 6+5+4=15 2. Считаем второй элемент первой строки. Из полученной суммы вычтем сумму известных чисел: 15- (2+6)= 15-8=7 3. Считаем второй элемент третьей строки 15-(7+5)=3 4. Считаем третий элемент третьей строки 15- (4+3)=8 5. Считаем первый элемент второй строки 15- (2+4)=9 6. Считаем третий элемент второй строки: 15-(9+5)=1 Пользуясь этим алгоритмом заполнить квадрат Слайд 8,9,10,11,12 | Работают в группах самостоятельно по заданному плану. Представитель от каждой группы выступает с отчетом о выполнении задания. |
Физминутка | Снятие напряжения и усталости. | Вы ребята все устали, Много думали, считали, А сейчас мы отдохнем Физкультминутку проведем. Вот стоит большая елка (посмотреть вверх - вниз) Вот такой высоты (руки вверх) У нее большие ветки (глаза вправо - влево) Вот такой ширины (руки вправо - влево) Есть на елке даже шишка (посмотреть вверх) А внизу - берлога мишки (посмотреть вниз) Зиму спит в ней косолапый (закрыть глаза) И сосет в берлоге лапу (поморгать) Слайд 13 | Выполняют физминутку |
Первичное закрепление | Зафиксировать содержание занятия. | 1. Восстановить магические квадраты. Из чисел от 3 до 9 составить магический квадрат Объяснить как решали задачу. | Работают в группах, с последующим объяснением выполнения задания. |
Самостоятельная работа | Усилить самообучение. | Работа с калькулятором | Контроль изученного с помощью калькулятора. |
Подведение итогов | Зафиксировать содержание занятия. | Какой квадрат называется магическим? Как его заполнить? | Предоставляют ответы на поставленные вопросы, делают выводы |
Задание на дом | Усилить самообучение. | Какие еще существуют магические квадраты? Где находят практическое применение магические квадраты? Слайд 14 – 22 Слайд 24 – 28 (2 занятие) | Получают задание для исследований. |
Рефлексия | Формировать у школьников самооценку. Оценить собственную деятельность и деятельность класса в целом. | Закончить предложение: -Я почувствовал себя исследователем, так как… -Сегодня мне было интересно… -Мне было трудно… -Когда мы работали в группе, то мои товарищи… У вас на столах красные и зеленые квадраты. Если занятие доставило вам удовольствие. То поднимите зеленый, если вы остались равнодушны – красный. Вы были эмоциональны, быстры и сообразительны. Надеюсь, что каждому из вас удалось в полной мере проявить свои способности. Спасибо за занятие, до свидания Слайд 23, 29(2 занятие) | Участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения |