СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Как написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Как написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему"»

       Написание  сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.    учитель русского  языка и литературы  Иовенко Е.А.

Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. учитель русского языка и литературы Иовенко Е.А.

Так как ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей: 1.  Вступление  – тезис (определение) 2.  Основная часть  – доказательства (аргументы) + примеры (не менее 2-х) 3.  Заключение  – вывод Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить вам потери баллов.

Так как ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.

Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:

  • 1.  Вступление  – тезис (определение)
  • 2.  Основная часть  – доказательства (аргументы) + примеры (не менее 2-х)
  • 3.  Заключение  – вывод

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить вам потери баллов.

Как начинать сочинение? Начинается сочинение со вступления-тезиса. Тезис  – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе вы должны коротко сформулировать  своё понимание смысла   указанного фрагмента. Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять  из 1-2-х предложений . Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части .

Как начинать сочинение?

Начинается сочинение со вступления-тезиса.

Тезис  – это мысль, которую нужно доказать.

  • В тезисе вы должны коротко сформулировать  своё понимание смысла   указанного фрагмента.
  • Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять  из 1-2-х предложений .
  • Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части .

Как писать основную часть?

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше , чем вступление и заключение.

В основной части следует избегать:

  пересказа  текста

• изложения сведений,  не имеющих прямого отношения к теме.

  • В основной части необходимо продемонстрировать умение логичноаргументировано  и  стилистически грамотно  излагать свои мысли.
  • В основной части вы должны доказать  справедливость выраженной в тезисе мысли.

Как это сделать?

  • 1.  Перечитайте  текст несколько раз.
  • 2. Определите его  тему  (о чём текст?),  идею  (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.
  • 3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею  своими словами  и запишите её на черновике.
  • 4.  Отметьте  те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.
  • 5. Сформулируйте смысл каждого из них  своими словами  и запишите на черновике. Помните, что это должен быть  не пересказ,  а рассуждение  и  анализ  текста!
  • В основной части вы должны привести  не менее двух аргументов  (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум  одним примером, взятым из текста .
О чём писать в заключении? Заключение так же, как и вступление,  не должно превышать  по объёму основную часть сочинения. Задача  ЗАКЛЮЧЕНИЯ  — подвести  итог ,  обобщить  сказанное, завершить  работу, еще раз обратив внимание на самое главное. Вывод должен быть: коротким , но  ёмким  по содержанию логически  связан  с предыдущим изложением не должен противоречить  по смыслу тезису и аргументам В начале заключения можно использовать следующие  вводные слова :  итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств  и т.д. Помните, что вводные слова всегда выделяются  запятой!

О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление,  не должно превышать  по объёму основную часть сочинения.

Задача  ЗАКЛЮЧЕНИЯ  — подвести  итогобобщить  сказанное, завершить  работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

Вывод должен быть:

  • коротким , но  ёмким  по содержанию
  • логически  связан  с предыдущим изложением
  • не должен противоречить  по смыслу тезису и аргументам

В начале заключения можно использовать следующие  вводные словаитак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств  и т.д.

Помните, что вводные слова всегда выделяются  запятой!

Текст.

  1)Колькину маму никто по имени-отчеству не величал, все, даже ребята, называли её просто Лёлей.  (2) « Вот придёт наша Лёля с работы, мы вам покажем!» - кричали она волейболистам соседнего двора. (3) И Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки. (4) Будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным чёрным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.

(5) Отец был намного старше мамы. (6) Он не умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама. (7) И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. (8) На зато она приучила его ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать утреннюю гимнастику. (9)  А еще она научила отца судить волейбольные матчи. (10) И когда отец со свистком во рту садился сбоку возле сетки, он тоже казался Кольке, а может быть, и всем остальным совсем молодым человеком, его возраст куда-то пропадал… (11) И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени. (12) Хотя никто его всё же так не называл. (13) Зато вслед за мамой все уважительно именовали его: « О справедливейший из справедливых!» (14) И папин свисток был для спортсменов законом.

(15) А дома судьёй была мама. (16) Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы. (17) Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании приближающегося поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти. (18) Мамино возвращение с работы неожиданно преображало всё: зажигался всюду свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой… (19) Словом, мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке.             ( По А. Алексину)

Что такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ?   

              Справедливость – это понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния. Я считаю, что это очень тонкое понятие, которое опирается на истину. 

      В тексте А. Алексина используется слово «судья» - олицетворение справедливости. Это говорит о том, что Лёля для семьи была тем человеком, который был способен должно «воздавать»  за «содеянное». Мама оказалась для семьи человеком, которому можно доверять  (предложение 16). 

            А в моей семье традиционно «судьёй» является папа. Все споры и семейные «неувязицы» улаживает он. Для меня отец – образец справедливости и трудолюбия. В общем, он тот человек, которому я могу доверять целиком и полностью. Я уверена, что все члены нашей семьи считают так же. Хотя эти примеры – «базовый» уровень справедливости, с которым мы сталкиваемся ежедневно. Настоящая Справедливость гораздо шире и возвышеннее. Она опирается на Истину и способна верно разделить зло и добро, труд и вознаграждение…

              Таким образом, я считаю, что справедливость оказывается необходимой составляющей мира, и без неё всё могло бы рухнуть и погрузиться в хаос.      

  (158 слов)

    Что такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ?   

        Каждый человек задаётся вопросом: «Что такое справедливость»? Для меня смысл понятия «справедливость» заключается в том, что  всё в мире должно быть оценено объективно и в соответствии с нравственным законом. 

        А. Алексин в тексте  рассматривает это понятие на примере семьи Кольки. Мама сделала жизнь своих родных ярче и интереснее, этим она заслужила право быть главой семьи. Колька и его отец «подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы». 

           Проблема справедливости актуальна и в наше время. Взять, к примеру, гражданскую войну в Украине. Мирные жители страдают от жестокости государственной власти. Они не хотят конфликтов, а их убивают, сжигают их дома и обстреливают. Я считаю, что такое отношение несправедливо по отношению к простым гражданам, так  как они не заслужили  его  со стороны власти. 

            Таким образом, мы видим, что справедливость – важное понятие, но не всегда она достижима в жизни. 

 

                                                                                                               (134 слова)      

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!