Художник и ученый.
Лучизм.
Искусство. 9 класс
Мауриц Эшер. День и ночь
Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих
открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке.
Для того чтобы открыть как для науки так и для искусства законы пропорции золотого сечения, древнегреческие ученые должны были в душе быть художниками. И это действительно так.
Мауриц Эшер. Солнце и Луна
Мауриц Эшер
голландский художник
и геометр
Мауриц Эшер (1898—1972) на основе антисимметрии строил свои декоративные работы. Он, так же, как Бах в музыке, был очень сильным математиком
в графике. Изображение города в гравюре
«День и ночь» зеркально симметрично, но в левой его части день, в правой — ночь. Образы белых птиц, улетающих в ночь,
формируют силуэты черных птиц, устремившихся в день. Особенно интересно наблюдать, как из неправильных асимметричных форм фона постепенно проявляются фигуры.
Лучизм
Лучизм изобрел Михаил Ларионов. И это направление создало фундамент для появления абстрактной живописи в России, можно сказать — стало первым абстрактным лучом в царстве предметности. Раз наше зрение устроено так, что мы воспринимаем не сами предметы, а отраженные ими лучи, то на лучах и сосредоточимся! Так решил Михаил Ларионов и убедил в этом художников своего круга, благодаря чему мы можем любоваться яркими, сияющими, во всех смыслах энергетическими картинами лучистов.
«Мы не объявляем никакой борьбы, так как где же найти равного противника?! Будущее за нами», — пояснил, как обстоят дела на живописной арене, основатель лучизма Михаил Ларионов. Создатели четвертого измерения живописи — лучисто-энергетического — от скромности не страдали. И правильно, у них других достоинств хватало.
«Мишень» – первая выставка лучистов
Изобретатель лучизма Михаил Ларионов
Стекло
Михаил Федорович Ларионов
1912, 104.1×97 см
Впервые «луч лучизма» мелькнул в 1909 году — на выставке в Московском Обществе свободной эстетики была представлена картина Михаила Ларионова «Стекло».
Лучизм еще отталкивается от предметов — но именно что отталкивается. Окружающая действительность — только повод для скрещения лучей, которые и интересуют художника-лучиста. Не только предметы, но и наши чувства, впечатления, ощущения и мы сами — всё отображается в виде лучей, заявил Ларионов. Он мечтал, что когда-нибудь даже будет создан прибор, который позволит оценить, насколько сильно любящие друг друга любят…
В отдельный раздел выделен так называемый «реалистический лучизм», в котором предмет служит точкой опоры.
Лучизм — это изображение ощущаемых художником лучей. И тут мы еще дальше отходим от так называемой «объективной реальности», потому что это не просто лучи вместо предмета, здесь нет претензии даже на «лучистую объективность» — это лучи, увиденные художником, то есть впечатления художника. Что и позволило Маяковскому определить лучизм как кубистическую версию импрессионизма. Иными словами, лучизм — впечатление художника от действительности, выраженное с помощью изображаемых им лучей.
Лучистые линии
Михаил Федорович Ларионов
1911, 52.5×78.5 см
Петух.
Лучистый этюд
Михаил Федорович Ларионов
1912, 68.8×65 см
Лучистые картины цепляют за живое именно этой особенностью — сочетанием структуры, присущей кубизму, и водоворота ощущений, впечатлений, который родом из импрессионизма.
Основными ценностями лучисты провозгласили цветовые комбинации,насыщенность, сочность цвета, соотношение цветовых масс, напряженность восприятия, следование энергетическим векторам. Лучистые картины обладают особой пространственной структурой. Это, безусловно, не объем. Но это и не плоскость, как в неопримитивизме, и не наложение плоскостей, как в орфизме. Лучи словно пронизывают холст во всех направлениях сразу, и на выходе создается объемное пересечение плоскостей.
Ткач
Наталья Сергеевна Гончарова
1913
«Это почти то же самое, что мираж, возникающий в раскаленном воздухе пустыни, рисующий в небе отдаленные города, озера, оазисы — лучизм стирает те границы, которые существуют между картинной плоскостью и натурой», — такое определение дал сам Ларионов.
При этом отметим, что лучистые работы Натальи Гончаровой, жены и единомышленницы Ларионова, более многообразны в смысле формы, ее лучи — не непременно именно лучи, они могут создать округлые дуги, изгибаться, вносить глубину и объем в холст.
Лучистый пейзаж
Наталья Сергеевна Гончарова
ХХ век
Лучисты перестали бороться со старым искусством. Они не противопоставили старому новое, а создали вообще другую сферу. Как сказали бы современные бизнес-коучи — покинули алый океан конкуренции и ушли в голубой океан возможностей, где конкурентов попросту нет. Ушли — чтобы наполнить картины сиянием своих лучей. Кстати, примерно в это же время фовист Морис Вламинк во Франции скажет: «Я хотел сжечь моим кобальтом и киноварью Школу Изящных Искусств; я хотел выразить мои чувства кистью, не думая о том, что было уже написано…».
Зафиксированные лучистами постулаты сразу же были обозначены как непрерывно изменяющиеся и текучие. Ларионов в частности и теория лучизма в общем отрицали такое явление как объективно существующие идеалы. Картины скользят, лучи отражаются, всё ежеминутно меняется. Такое отношение у лучистов было не только к собственным творениям, но и к искусству в целом. Ларионов утверждал: «Нет вечной красоты. Если вы покажете „Мадонну“ Рафаэля какому-нибудь африканскому туземцу, он из нее сошьет сапоги, потому что она хорошо промаслена».
Голова быка
Михаил Федорович Ларионов
1912, 70×64
Формальный век лучизма недолог. После промелькнувшей в 1909 году картины Ларионова лишь на организованной обществом «Ослиный хвост» * выставке «Мишень» в 1913 году были представлены в том числе и лучистые картины. На выставке показали свои работы (созданные в разных стилях) Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Михаил Ле-Дантю и Каземир Малевич, Марк Шагал и Александр Шевченко.
Затем последовала выставка 1914 года, под говорящим названием «Номер четыре: футуристы, лучисты, примитив». Собственно, это было последнее официальное мероприятие лучистов.
Впрочем, в том же году в парижской галерее Поля Гийома Гончарова и Ларионов выставляли среди прочих и свои «лучистые» работы. На этом официально лучизм и завершился. А фактически?
Творческое задание
1 вариант: выполните работу, используя антисимметрию как принцип получения изображения (по типу гравюр М. Эшера)
2 вариант: выполните работу, используя теорию лучизма (Ларионов М. Ф.)
Домашнее задание
Подготовить информацию (реферат, презентация, доклад) на тему:
1 вариант: основатель абстрактного цветового ритма - французский художник Робер Делоне;
2 вариант: художник Павел Николаевич Филонов.