СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация классного часа в разделе «Развитие музыкальной культуры школьника» на тему «Ж.Бизе. Опера «Кармен»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет школьнику развить свои творческие способности и узнать больше о чудесной опере Ж.Бизе "Кармен"

Просмотр содержимого документа
«Презентация классного часа в разделе «Развитие музыкальной культуры школьника» на тему «Ж.Бизе. Опера «Кармен»»

Презентация  классного часа в разделе «Развитие музыкальной культуры школьника»  на тему  «Ж.Бизе. Опера «Кармен» Выполнила учитель нач. классов ГОУ ЛНР «УВК «Восхождение» Троицкая Ольга Борисовна  2020

Презентация

классного часа в разделе «Развитие музыкальной культуры школьника»

на тему

«Ж.Бизе. Опера «Кармен»

Выполнила

учитель нач. классов ГОУ ЛНР «УВК «Восхождение»

Троицкая Ольга Борисовна

2020

«Кармен» – кульминация творчества французского композитора Жоржа Бизе (1838-1875) и одна из вершин всей оперной музыки. Эта опера стала последним произведением Бизе: ее премьера состоялась 3 марта 1875 года Ровно через три месяца композитора не стало. Его преждевременная смерть была ускорена тем грандиозным скандалом, который разыгрался вокруг «Кармен»: почтенная публика нашла сюжет оперы неприличным, а музыку слишком ученой, подражательной. Первая исполнительница партии Кармен- Галли Марье

«Кармен» – кульминация творчества французского композитора Жоржа Бизе (1838-1875) и одна из вершин всей оперной музыки. Эта опера стала последним произведением Бизе: ее премьера состоялась 3 марта 1875 года

Ровно через три месяца композитора не стало. Его преждевременная смерть была ускорена тем грандиозным скандалом, который разыгрался вокруг «Кармен»: почтенная публика нашла сюжет оперы неприличным, а музыку слишком ученой, подражательной.

Первая исполнительница партии Кармен-

Галли Марье

Действующие лица:  КАРМЕН , цыганка (сопрано, меццо-сопрано или контральто)  ДОН ХОЗЕ , капрал (тенор)  ЭСКАМИЛЬО, тореадор (баритон)  МИКАЭЛА , крестьянка (сопрано)  ЭЛЬ ДАНКАЙРО , контрабандист (баритон)  ЭЛЬ РЕМЕНДАДО , контрабандист (тенор)  ЦУНИГА , капитан Хозе (бас)  МОРАЛЕС , офицер (бас или баритон)  ФРАСКИТА , цыганка (сопрано)  МЕРСЕДЕС , цыганка (сопрано)    Время действия : около 1820 года.  Место действия : Севилья и ее окрестности.  Первое исполнение : Париж, Опера комик, 3 марта 1875 года. А.Ш.Мелик-Пашев, И.К.Архипова, Марио Дель Монако, П.Г.Лисициан, И.И.Масленникова,А.С.Мишутин 1959

Действующие лица: КАРМЕН , цыганка (сопрано, меццо-сопрано или контральто) ДОН ХОЗЕ , капрал (тенор) ЭСКАМИЛЬО, тореадор (баритон) МИКАЭЛА , крестьянка (сопрано) ЭЛЬ ДАНКАЙРО , контрабандист (баритон) ЭЛЬ РЕМЕНДАДО , контрабандист (тенор) ЦУНИГА , капитан Хозе (бас) МОРАЛЕС , офицер (бас или баритон) ФРАСКИТА , цыганка (сопрано) МЕРСЕДЕС , цыганка (сопрано)

Время действия : около 1820 года. Место действия : Севилья и ее окрестности. Первое исполнение : Париж, Опера комик,

3 марта 1875 года.

А.Ш.Мелик-Пашев, И.К.Архипова,

Марио Дель Монако, П.Г.Лисициан, И.И.Масленникова,А.С.Мишутин

1959

Анри Мельяк Людовик Галеви Сюжет заимствован из одноименной новеллы Проспера Мериме , точнее, из ее заключительной главы, содержащей рассказ Хозе о его жизненной драме. Либретто написали опытные драматурги А. Мельяк и Л. Галеви , существенно переосмыслив первоисточник:

Анри Мельяк

Людовик Галеви

Сюжет заимствован из одноименной новеллы Проспера Мериме , точнее, из ее заключительной главы, содержащей рассказ Хозе о его жизненной драме.

Либретто написали опытные драматурги А. Мельяк и Л. Галеви , существенно переосмыслив первоисточник:

Изменены образы главных героев.     Хозе – не мрачный и суровый разбойник, на совести которого немало преступлений, а обычный прямой и честный человек, несколько слабовольный и вспыльчивый. Он горячо любит свою мать, мечтает о спокойном семейном счастье. Кармен облагорожена, исключена ее хитрость, вороватость, активнее подчеркнуто ее вольнолюбие, независимость;
  • Изменены образы главных героев.

  • Хозе – не мрачный и суровый разбойник, на совести которого немало преступлений, а обычный прямой и честный человек, несколько слабовольный и вспыльчивый.

Он горячо любит свою мать, мечтает о спокойном семейном счастье.

Кармен облагорожена, исключена ее хитрость, вороватость, активнее подчеркнуто ее вольнолюбие, независимость;

Для усиления контраста либреттисты расширили роль побочных персонажей, которые были едва намечены у Мериме. Лирическим контрастом пылкой и темпераментной Кармен стала нежная и тихая Микаэла. Противоположностью Хозе – жизнерадостный и самоуверенный тореадор Эскамильо ; ПАВЕЛ ЛИСИЦИАН образ Эскамильо   ЖАННА ГАЙЛА образ Микаэлы Париж 1. 11. 1922 ЛАНДА МАРГАРИТА ИОСИФОВНА  образ Микаэлы
  • Для усиления контраста либреттисты расширили роль побочных персонажей, которые были едва намечены у Мериме. Лирическим контрастом пылкой и темпераментной Кармен стала нежная и тихая Микаэла.

Противоположностью Хозе – жизнерадостный и самоуверенный тореадор Эскамильо ;

ПАВЕЛ ЛИСИЦИАН

образ Эскамильо

ЖАННА ГАЙЛА

образ Микаэлы

Париж 1. 11. 1922

ЛАНДА

МАРГАРИТА ИОСИФОВНА

образ Микаэлы

Другим стал сам колорит Испании. Действие происходит не в диких горных ущельях и мрачных городских трущобах, а на залитых солнцем улицах и площадях Севильи, горных просторах. Испания Мериме окутана ночным мраком, Испания у Бизе полна бурного и радостного кипения жизни; Первое действие оригинальной оперы 1875 года, литография Усилено значение народных сцен, которые раздвинули рамки повествования. Вокруг главных героев закипела жизнь, их окружили живые народные массы – табачницы, драгуны, цыганки, контрабандисты и т.д. Улицы Севильи, эскиз декораций Александра Головина (1908)
  • Другим стал сам колорит Испании. Действие происходит не в диких горных ущельях и мрачных городских трущобах, а на залитых солнцем улицах и площадях Севильи, горных просторах. Испания Мериме окутана ночным мраком, Испания у Бизе полна бурного и радостного кипения жизни;

Первое действие оригинальной оперы 1875 года, литография

  • Усилено значение народных сцен, которые раздвинули рамки повествования. Вокруг главных героев закипела жизнь, их окружили живые народные массы – табачницы, драгуны, цыганки, контрабандисты и т.д.

Улицы Севильи, эскиз декораций

Александра Головина (1908)

Идея оперы   заключается в утверждении права человека на свободу чувств. В « Кармен » сталкиваются два разных жизненных уклада, два мировоззрения, две психологии, « несовместимость » которых закономерно приводит к трагическому исходу (у Хозе –  « патриархальная » , у Кармен – свободная, не скованная нормами общепринятой морали). ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА образ Кармен

Идея оперы   заключается в утверждении права человека на свободу чувств. В « Кармен » сталкиваются два разных жизненных уклада, два мировоззрения, две психологии, « несовместимость » которых закономерно приводит к трагическому исходу (у Хозе – « патриархальная » , у Кармен – свободная, не скованная нормами общепринятой морали).

ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА

образ Кармен

Жанр  оперы Жанр «Кармен» отличается большим своеобразием. Бизе дал ей подзаголовок «комическая опера», хотя ее содержание отличается подлинной трагедийностью. Объясняется это давней традицией французского театра причислять к комедии любое произведение, сюжетно связанное с повседневной жизнью простых людей. Бизе избрал для своей оперы традиционный структурный принцип французской комической оперы – чередование законченных музыкальных номеров и разговорных прозаических эпизодов. После смерти Бизе его друг, композитор Эрнст Гиро заменил разговорную речь речитативами. Это способствовало непрерывности музыкального развития, однако связь с жанром комической оперы и вовсе нарушилась. Оставаясь формально в рамках комической оперы, Бизе открыл совершенно новый для французского оперного театра жанр –  реалистическую музыкальную драму ,  которая синтезировала лучшие черты других оперных жанров

Жанр оперы

Жанр «Кармен» отличается большим своеобразием. Бизе дал ей подзаголовок «комическая опера», хотя ее содержание отличается подлинной трагедийностью. Объясняется это давней традицией французского театра причислять к комедии любое произведение, сюжетно связанное с повседневной жизнью простых людей. Бизе избрал для своей оперы традиционный структурный принцип французской комической оперы – чередование законченных музыкальных номеров и разговорных прозаических эпизодов.

После смерти Бизе его друг, композитор Эрнст Гиро заменил разговорную речь речитативами. Это способствовало непрерывности музыкального развития, однако связь с жанром комической оперы и вовсе нарушилась. Оставаясь формально в рамках комической оперы, Бизе открыл совершенно новый для французского оперного театра жанр –  реалистическую музыкальную драму ,  которая синтезировала лучшие черты других оперных жанров

Опера состоит из отдельных завершенных номеров, но отличается цельностью . Это достигается с помощью  наличия лейтмотивов: тема роковой страсти Кармен, тема любви Хозе, тема Эскамильо Здесь же, в увертюре дается и тема Эскамильо . Она помещена в среднюю часть и звучит в характере марша, торжественно, с героическим оттенком. Это образ Эскамильо-тореадора. Эта тема будет звучать впоследствии во 2 действии (Куплеты тореадора), затем тема встречается в 3 и 4 действиях, создавая драматическую напряженность. Тема Кармен впервые показана во второй части увертюры. Она включает в себя характерный ход на ув.2 и последующими ударами аккордов, обрывается на Ум7, отличается скорбно-патетическим характером . Тема Хозе появляется в 5 номере оперы (в сцене, когда Кармен бросает Хозе цветок, выделяя его из толпы). Проникновенная мелодия звучит у скрипок

Опера состоит из отдельных завершенных номеров, но отличается цельностью . Это достигается с помощью наличия лейтмотивов: тема роковой страсти Кармен, тема любви Хозе, тема Эскамильо

Здесь же, в увертюре дается и тема Эскамильо . Она помещена в среднюю часть и звучит в характере марша, торжественно, с героическим оттенком. Это образ Эскамильо-тореадора. Эта тема будет звучать впоследствии во 2 действии (Куплеты тореадора), затем тема встречается в 3 и 4 действиях, создавая драматическую напряженность.

Тема Кармен впервые показана во второй части увертюры. Она включает в себя характерный ход на ув.2 и последующими ударами аккордов, обрывается на Ум7, отличается скорбно-патетическим характером .

Тема Хозе появляется в 5 номере оперы (в сцене, когда Кармен бросает Хозе цветок, выделяя его из толпы). Проникновенная мелодия звучит у скрипок

Драматургия   оперы  Драматургия   оперы основана на контрастном сопоставлении полной драматизма и роковой обреченности любовной драмы и ярких, праздничных сцен народной жизни. Это противопоставление развивается на протяжении всего произведения, начиная с увертюры   и вплоть до кульминационной заключительной сцены. МАРИНА ШУТОВА В РОЛИ КАРМЕН

Драматургия   оперы

Драматургия   оперы основана на контрастном сопоставлении полной драматизма и роковой обреченности любовной драмы и ярких, праздничных сцен народной жизни. Это противопоставление развивается на протяжении всего произведения, начиная с увертюры   и вплоть до кульминационной заключительной сцены.

МАРИНА ШУТОВА

В РОЛИ КАРМЕН

1 действие 1   действие   начинается массовой хоровой сценой, показывающей фон, на котором будет разворачиваться драма и предваряющей появление главной героини, Кармен. Здесь дана экспозиция почти всех главных персонажей (кроме Эскамильо) и происходит завязка драмы – в сцене с цветком. Кульминационная вершина этого действия – сегидилья: Хозе, охваченный страстью, уже не в силах сопротивляться чарам Кармен, он нарушает приказ, способствуя ее побегу. Эскизы костюмов

1 действие

1   действие   начинается массовой хоровой сценой, показывающей фон, на котором будет разворачиваться драма и предваряющей появление главной героини, Кармен. Здесь дана экспозиция почти всех главных персонажей (кроме Эскамильо) и происходит завязка драмы – в сцене с цветком. Кульминационная вершина этого действия – сегидилья: Хозе, охваченный страстью, уже не в силах сопротивляться чарам Кармен, он нарушает приказ, способствуя ее побегу.

Эскизы костюмов

2 действие 2 действие   также открывается шумной, оживленной народной сценой в кабачке Лилас-Пастья (место тайных встреч контрабандистов). Здесь получает свою портретную характеристику Эскамильо. В этом же действии возникает первый конфликт в отношениях Кармен и Хозе: ссора омрачает первое же любовное свидание. Неожиданный приход Цуниги решает судьбу Хозе, который вынужден остаться с контрабандистами. Эскизы костюмов

2 действие

2 действие   также открывается шумной, оживленной народной сценой в кабачке Лилас-Пастья (место тайных встреч контрабандистов). Здесь получает свою портретную характеристику Эскамильо. В этом же действии возникает первый конфликт в отношениях Кармен и Хозе: ссора омрачает первое же любовное свидание. Неожиданный приход Цуниги решает судьбу Хозе, который вынужден остаться с контрабандистами.

Эскизы костюмов

3 действие В   3 действии   конфликт обостряется и намечается трагическая развязка: Хозе страдает от измены долгу, тоски по родному дому, от ревности и все более страстной любви к Кармен, но она уже охладела к нему. Центром З акта является сцена гадания, где предсказывается судьба Кармен, а кульминацией – сцена поединка Хозе и Эскамильо и разрыв с ним Кармен. Однако развязка оттягивается: в финале этого действия Хозе уходит с Михаэлей к больной матери. В целом, 3 действие, переломное в драматургии оперы, отличается сумрачным колоритом (события происходит ночью в горах), пронизано ощущением тревожного ожидания. Большую роль в эмоциональной окраске действия играют марш и секстет контрабандистов с их беспокойным, настороженным характером.

3 действие

В   3 действии   конфликт обостряется и намечается трагическая развязка: Хозе страдает от измены долгу, тоски по родному дому, от ревности и все более страстной любви к Кармен, но она уже охладела к нему. Центром З акта является сцена гадания, где предсказывается судьба Кармен, а кульминацией – сцена поединка Хозе и Эскамильо и разрыв с ним Кармен. Однако развязка оттягивается: в финале этого действия Хозе уходит с Михаэлей к больной матери. В целом, 3 действие, переломное в драматургии оперы, отличается сумрачным колоритом (события происходит ночью в горах), пронизано ощущением тревожного ожидания. Большую роль в эмоциональной окраске действия играют марш и секстет контрабандистов с их беспокойным, настороженным характером.

4 действие В   4 действии   развитие конфликта вступает в свою последнюю стадию и достигает кульминации. Развязка драмы просходит в заключительной сцене Кармен и Хозе. Ее подготавливает праздничная народная сцена ожидания боя быков. Ликующие крики народной толпы из цирка составляют второй план и в самом дуэте. Т.о. народные сцены постоянно сопровождают эпизоды, раскрывающие личную драму. Ирина Архипова (Кармен)  и Владислав Пьявко (Хозе) в Большом театре (1972) Магдалена Кожена (Кармен) и Йонас Кауфман (Хозе)  в Зальцбурге (2012) Джеральдина Фаррар, Энрико Карузо, Паскуале Амато в Нью-Йорке (1915)

4 действие

В   4 действии   развитие конфликта вступает в свою последнюю стадию и достигает кульминации. Развязка драмы просходит в заключительной сцене Кармен и Хозе. Ее подготавливает праздничная народная сцена ожидания боя быков. Ликующие крики народной толпы из цирка составляют второй план и в самом дуэте. Т.о. народные сцены постоянно сопровождают эпизоды, раскрывающие личную драму.

Ирина Архипова (Кармен)

и Владислав Пьявко (Хозе)

в Большом театре (1972)

Магдалена Кожена (Кармен)

и Йонас Кауфман (Хозе)

в Зальцбурге (2012)

Джеральдина Фаррар,

Энрико Карузо,

Паскуале Амато

в Нью-Йорке (1915)

Образ Кармен Кармен Жоржа Бизе – одна из самых ярких оперных героинь. Это – олицетворение страстного темперамента, женской неотразимости, независимости. « Оперная » Кармен мало напоминает свой литературный прототип. Композитор и либреттисты устранили ее хитрость, вороватость, всё мелкое, обыденное, что « снижало » этот персонаж Мериме. Кроме того, в трактовке Бизе Кармен приобрела черты трагического величия: свое право на свободу любви она доказывает ценой собственной жизни. В роли Кармен - знаменитая Rosario Guerrero, в роли Хосе - M. Volbert.

Образ Кармен

Кармен Жоржа Бизе – одна из самых ярких оперных героинь. Это – олицетворение страстного темперамента, женской неотразимости, независимости. « Оперная » Кармен мало напоминает свой литературный прототип. Композитор и либреттисты устранили ее хитрость, вороватость, всё мелкое, обыденное, что « снижало » этот персонаж Мериме. Кроме того, в трактовке Бизе Кармен приобрела черты трагического величия: свое право на свободу любви она доказывает ценой собственной жизни.

В роли Кармен - знаменитая Rosario Guerrero, в роли Хосе - M. Volbert.

Первая характеристика Кармен дана уже в увертюре , где возникает основной лейтмотив оперы – тема «роковой страсти». Резко контрастируя всей предшествующей музыке ,эта тема воспринимается как символ роковой предопределенности любви Кармен и Хозе. Она отличается остротой увеличенных секунд, ладотональной неустойчивостью, напряженным секвентным развитием, отсутствием каденционного завершения. Лейтмотив «роковой страсти» впоследствии появляется в наиболее важных моментах драмы: в сцене с цветком (завязка), в дуэте Кармен и Хозе во II действии (первая кульминация), перед «ариозо гадания» (драматургический перелом) и особенно широко – в финале оперы (развязка). Эта же тема сопровождает первое появление Кармен в опере, приобретая, однако, совсем иной оттенок: оживленный темп, элементы танцевальности придают ей характер темпераментный, зажигательный, эффектный, связанный с внешним обликом героини.

Первая характеристика Кармен дана уже в увертюре , где возникает основной лейтмотив оперы – тема «роковой страсти». Резко контрастируя всей предшествующей музыке ,эта тема воспринимается как символ роковой предопределенности любви Кармен и Хозе. Она отличается остротой увеличенных секунд, ладотональной неустойчивостью, напряженным секвентным развитием, отсутствием каденционного завершения. Лейтмотив «роковой страсти» впоследствии появляется в наиболее важных моментах драмы: в сцене с цветком (завязка), в дуэте Кармен и Хозе во II действии (первая кульминация), перед «ариозо гадания» (драматургический перелом) и особенно широко – в финале оперы (развязка).

Эта же тема сопровождает первое появление Кармен в опере, приобретая, однако, совсем иной оттенок: оживленный темп, элементы танцевальности придают ей характер темпераментный, зажигательный, эффектный, связанный с внешним обликом героини.

Первый сольный номер Кармен – знаменитая Хабанера . Хабанера – это испанский танец, предшественник современного танго. Взяв за основу подлинную кубинскую мелодию, Бизе создает образ томный, чувственный, страстный, чему способствуют нисходящее движение по хроматической гамме и свободная непринужденность ритма. Это не только портрет Кармен, но и изложение ее жизненной позиции, своеобразная « декларация » свободной любви.  Ритм сопровождения характерен для  этого танца Ритмический рисунок вокальной мелодии Пунктирный ритм  близок к ритму  шуточного испанского  танца Coblas Хабанера Кармен (оригинал рукописи Жоржа Бизе 1874 год)

Первый сольный номер Кармен – знаменитая Хабанера . Хабанера – это испанский танец, предшественник современного танго. Взяв за основу подлинную кубинскую мелодию, Бизе создает образ томный, чувственный, страстный, чему способствуют нисходящее движение по хроматической гамме и свободная непринужденность ритма. Это не только портрет Кармен, но и изложение ее жизненной позиции, своеобразная « декларация » свободной любви.

Ритм сопровождения

характерен для

этого танца

Ритмический рисунок

вокальной мелодии

Пунктирный ритм

близок к ритму шуточного испанского танца Coblas

Хабанера Кармен

(оригинал рукописи Жоржа Бизе

1874 год)

Наиболее значительная характеристика Кармен в I действии –  Сегидилья (испанский народный танец-песня). Сегидилью Кармен отличает неповторимый испанский колорит, хотя композитор не использует здесь фольклорный материал. С виртуозным мастерством он передает типичные особенности испанской народной музыки – воеобразие ладовой окраски (сопоставление мажорного и минорного тетрахордов), характерные гармонические обороты (S после D), « гитарный » аккомпанемент. Этот номер не является чисто сольным – благодаря включению реплик Хозе он перерастает в диалогическую сцену.

Наиболее значительная характеристика Кармен в I действии – Сегидилья (испанский народный танец-песня). Сегидилью Кармен отличает неповторимый испанский колорит, хотя композитор не использует здесь фольклорный материал. С виртуозным мастерством он передает типичные особенности испанской народной музыки – воеобразие ладовой окраски (сопоставление мажорного и минорного тетрахордов), характерные гармонические обороты (S после D), « гитарный » аккомпанемент. Этот номер не является чисто сольным – благодаря включению реплик Хозе он перерастает в диалогическую сцену.

Вплоть до III-го действия характеристика Кармен выдержана в том же – жанрово-танцевальном – плане. Она дается в серии песен и танцев, пронизанных интонациями и ритмами испанского и цыганского фольклора. Так, в сцене допроса Кармен Цунигой используется еще одна музыкальная цитата – известная шуточная испанская песенка . Ее мелодию Бизе связал с пушкинским текстом в переводе Мериме (песня Земфиры о грозном муже из поэмы «Цыгане»). Кармен напевает ее почти без сопровождения, дерзко и насмешливо. Форма куплетная, как и в Хабанере.   Следующее появление Кармен – в цыганской песне и танце , которым открывается II действие. Оркестровка (с бубном, тарелками, треугольником) подчеркивает народный колорит музыки. Непрерывное нарастание динамики и темпа, широкое развитие активной квартовой интонации – всё это создает образ очень темпераментный, задорный, энергичный.

Вплоть до III-го действия характеристика Кармен выдержана в том же – жанрово-танцевальном – плане. Она дается в серии песен и танцев, пронизанных интонациями и ритмами испанского и цыганского фольклора. Так, в сцене допроса Кармен Цунигой используется еще одна музыкальная цитата – известная шуточная испанская песенка . Ее мелодию Бизе связал с пушкинским текстом в переводе Мериме (песня Земфиры о грозном муже из поэмы «Цыгане»). Кармен напевает ее почти без сопровождения, дерзко и насмешливо. Форма куплетная, как и в Хабанере.

Следующее появление Кармен – в цыганской песне и танце , которым открывается II действие. Оркестровка (с бубном, тарелками, треугольником) подчеркивает народный колорит музыки. Непрерывное нарастание динамики и темпа, широкое развитие активной квартовой интонации – всё это создает образ очень темпераментный, задорный, энергичный.

В центре II действия – дуэтная сцена Кармен и Хозе .  Ее предваряет солдатская песенка Хозе за сценой, на которой строится антракт этого действия. Дуэт выстроен в виде свободной сцены, включающей и речитативные диалоги, и ариозные эпизоды, и ансамблевое пение. Большое соло Кармен,сопровождаемое лаконичными репликами Хозе, построено на двух темах – «туда, туда в родные горы» и «оставя здесь долг свой суровый» .Первая более песенна, вторая – танцевальная, в характере тарантеллы Сопоставление этих двух тем образует 3х-частную репризную форму.

В центре II действия – дуэтная сцена Кармен и Хозе .

Ее предваряет солдатская песенка Хозе за сценой, на которой строится антракт этого действия. Дуэт выстроен в виде свободной сцены, включающей и речитативные диалоги, и ариозные эпизоды, и ансамблевое пение.

Большое соло Кармен,сопровождаемое лаконичными репликами Хозе, построено на двух темах – «туда, туда в родные горы» и «оставя здесь долг свой суровый» .Первая более песенна, вторая – танцевальная, в характере тарантеллы Сопоставление этих двух тем образует 3х-частную репризную форму.

В III действии углубляется конфликт, меняется характеристика Кармен. Ее партия драматизируется. Чем глубже растет ее драма, тем больше жанровые (чисто песенные и танцевальные) элементы заменяются драматическими. Переломным моментом в этом процессе является трагическое ариозо из сцены гадания . Кармен впервые задумалась о своей жизни.   Сцена гадания построена в стройной 3х-частной форме: крайние разделы – это веселый дуэт подруг (F-dur), а средняя часть – ариозо Кармен (f-moll). Выразительные средства резко отличаются от всей предыдущей характеристики Кармен. Отсутствие связи с танцевальностью, минорный лад, низкий регистр оркестровой партии и ее сумрачный колорит,остинатная ритмика – всё это создает ощущение траурной маршевости. Вокальная мелодия отличается широтой дыхания, подчинена волновому принципу развития. Скорбный характер усиливается ровностью ритмического рисунка. Елена Образцова (Кармен) Сцена гадания Постановка в Большом театре 1975 год

В III действии углубляется конфликт, меняется характеристика Кармен. Ее партия драматизируется. Чем глубже растет ее драма, тем больше жанровые (чисто песенные и танцевальные) элементы заменяются драматическими. Переломным моментом в этом процессе является трагическое ариозо из сцены гадания . Кармен впервые задумалась о своей жизни.

Сцена гадания построена в стройной 3х-частной форме: крайние разделы – это веселый дуэт подруг (F-dur), а средняя часть – ариозо Кармен (f-moll). Выразительные средства резко отличаются от всей предыдущей характеристики Кармен. Отсутствие связи с танцевальностью, минорный лад, низкий регистр оркестровой партии и ее сумрачный колорит,остинатная ритмика – всё это создает ощущение траурной маршевости. Вокальная мелодия отличается широтой дыхания, подчинена волновому принципу развития. Скорбный характер усиливается ровностью ритмического рисунка.

Елена Образцова

(Кармен)

Сцена гадания

Постановка в Большом театре

1975 год

В последнем, IV действии Кармен участвует в двух дуэтах. Первый – с Эскамильо, он проникнут любовью и радостным согласием. Второй, с Хозе, – трагический поединок, кульминация всей оперы. Этот дуэт, по существу, «монологичен»: мольбы, отчаянные угрозы Хозе сметаются непреклонностью Кармен. Ее фразы сухи и лаконичны (в противовес певучим мелодиям Хозе, близким его ариозо с цветком). Огромную роль играет лейтмотив роковой страсти, который снова и снова звучит в оркестре.

В последнем, IV действии Кармен участвует в двух дуэтах. Первый – с Эскамильо, он проникнут любовью и радостным согласием.

Второй, с Хозе, – трагический поединок, кульминация всей оперы. Этот дуэт, по существу, «монологичен»: мольбы, отчаянные угрозы Хозе сметаются непреклонностью Кармен. Ее фразы сухи и лаконичны (в противовес певучим мелодиям Хозе, близким его ариозо с цветком). Огромную роль играет лейтмотив роковой страсти, который снова и снова звучит в оркестре.

Развитие идет по линии неуклонного нарастания драматизма, обостренного приемом вторжения: 4 раза в дуэт врываются приветственные крики толпы из цирка, каждый раз в более высокой тональности. Кармен погибает в тот момент, когда народ славит победителя, Эскамильо. «Роковой» лейтмотив здесь непосредственно сопоставляется с праздничным звучанием маршевой темы тореадора. Таким образом, в финале оперы поистине симфоническую разработку получают все темы увертюры – тема роковой страсти (в самый последний раз она проводится в мажоре), тема народного праздника (первая тема увертюры) и тема тореадора.

Развитие идет по линии неуклонного нарастания драматизма, обостренного приемом вторжения: 4 раза в дуэт врываются приветственные крики толпы из цирка, каждый раз в более высокой тональности. Кармен погибает в тот момент, когда народ славит победителя, Эскамильо. «Роковой» лейтмотив здесь непосредственно сопоставляется с праздничным звучанием маршевой темы тореадора. Таким образом, в финале оперы поистине симфоническую разработку получают все темы увертюры – тема роковой страсти (в самый последний раз она проводится в мажоре), тема народного праздника (первая тема увертюры) и тема тореадора.

Фраза Кармен «Свободна я, свободной и умру» звучит на фоне победных фанфар, доносящихся из цирка, и музыки ликующего марша. Кармен рвется к воротам цирка, Хозе не пускает ее. В последний момент, когда Хозе ударом ножа убивает Кармен, тема роковой страсти Кармен звучит непосредственно рядом с темой марша, создается потрясающий контраст. Восторженная толпа выбегает из цирка и видит рыдающего Хозе над телом убитой Кармен. Владислав Пьявко (Хозе) Рыдающий Хозе над телом убитой Кармен Постановка в Большом театре 1975 год Финал оперы:«Арестуйте меня! Я убил её.» Художник: Джон Байем Листон Шоу  «Кармен» (1910)

Фраза Кармен «Свободна я, свободной и умру» звучит на фоне победных фанфар, доносящихся из цирка, и музыки ликующего марша. Кармен рвется к воротам цирка, Хозе не пускает ее. В последний момент, когда Хозе ударом ножа убивает Кармен, тема роковой страсти Кармен звучит непосредственно рядом с темой марша, создается потрясающий контраст. Восторженная толпа выбегает из цирка и видит рыдающего Хозе над телом убитой Кармен.

Владислав Пьявко

(Хозе)

Рыдающий Хозе над телом убитой Кармен

Постановка

в Большом театре

1975 год

Финал оперы:«Арестуйте меня! Я убил её.»

Художник:

Джон Байем Листон Шоу

«Кармен»

(1910)

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!