МБОУ «Подолешенская СОШ»
Презентация по литературе на тему:
«Когда вы будете в Спасском…»
(виртуальная экскурсия)
учитель литературы
Беленко Н. В.
Есть в России места, где хочется побывать хотя бы раз в жизни, чтобы почувствовать, какими глубокими корнями мы связаны со своей родиной, прикоснуться к великому духовному наследию народа.
«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись… Вне народности ни художества, ни истины, ни жизни, ничего нет».
Значимость этих слов И. С. Тургенева по-особому открывается в родном гнезде писателя Спасском-Лутовинове. Здесь прошло его детство, сюда он неизменно возвращался из многочисленных странствий по России и Европе.
Самое значительное и самое прекрасное из всего написанного им создавалось здесь, в сельской тиши, в глубине России. Люди, события, природа Спасского-Лутовинова и его окрестностей нашли отражение на страницах «Записки охотника», романов, повестей и рассказов. Это была творческая лаборатория писателя.
Через все его сочинения проходит чистая и нежная память о пологих холмах, берёзовых рощах, светлых родниках и широком небе родной стороны.
Седая старина
… На сельском выгоне перед входом в усадьбу и сейчас ещё виден сглаженный временем земляной вал – неправильный четырёхугольник, внутри которого угадываются заросшие травой земляные холмики. Это старинное сельское кладбище, которое существовало уже тогда, когда только начали обживать эту землю на границе с татарами и «литвой» русские люди.
С незапамятных времён стояла в середине кладбища деревянная церковь Спаса Преображения, по которой и само село стали звать Спасским. В конце XVI века царь Иван Грозный «пожаловал» сельцо Ивану Лутовинову. С тех пор на протяжении многих поколений Спасское служило центральной усадьбой многочисленных лутовиновских поместий. В былые времена село находилось примерно в километре к северо-востоку от того места, на котором оно расположено в наши дни.
Устроителем спасской усадьбы, связанной в нашем сознании с памятью об Иване Сергеевиче Тургеневе, стал его двоюродный дед Иван Иванович Лутовинов.
Даже в наше время, почти два столетия спустя, можно различить следы чёткой, строго продуманной планировки усадьбы.
Центром стал двухэтажный деревянный, обложенный кирпичом дом, с портиком, украшенным колоннами, пятиаршинными светлыми окнами, залом в «два света» и широко распахнутыми каменными галереями по обеим сторонами. Перед фасадом дома были разбиты пышные цветники с фигурными клумбами, засаженными пионами, лилиями, левкоями и маргаритками. От дома к пруду тянулись многочисленные «службы». Даже в сухом перечне строений, оставшихся после смерти И. И. Лутовинова, можно почувствовать своеобразие быта обширной барской усадьбы XVIII века, того быта, который ещё застал в детстве писатель.
Вот сокращённые сведения этой описи:
«Господский деревянный двухэтажный дом. В первом этаже двенадцать, во втором девять покоев. Комнаты расписаны разными красками. Деревянное строение, примыкающее к правой стороне господского дома, в нём контора, при ней шесть комнат, музыкантская, в ней пять комнат. Галерея каменная, с левой стороны примыкающая. В ней для растений и деревьев 13-ть алебастровых ваз. Далее кухня. Подле ней курная баня. К одному строению каменная погребица и под оной погреб. Близ оной два ледника. Близ дому господского оранжерея, в ней деревья – всего около 200-т. Садов плодовых – 4, в оных садах павлинья горница и т. д.»
Одно из самых трудоёмких работ было устройство парка. Бывший крепостной матери Тургенева Фёдор Бизюкин рассказывал:
«Старики помнят, как Иван Иванович из ивановского парка пересаживал эти породы деревьев (ели, сосны, пихты, и лиственницы) на вновь устроенную в берёзовой роще спасскую усадьбу, и как при этом были устроены перевозочные снасти, чтобы выкопанные деревья со стулом пудов полтораста земли были перевозимы не иначе как в вертикальном положении всего саженца. – Много, много было хлопот и трудов! – говорили они».
В доме находилась роскошная павловская мебель карельской берёзы, зал для представлений крепостного театра и хор для музыкантов.
Почётное место в доме занимала библиотечная…
Во многих произведениях Тургенева при характеристике прошедших эпох отчётливо проступают следы лутовиновской старины. Портреты, находившиеся в спасском доме, и семейные предания, связанные с ними, легли в основу одного из ранних рассказов «Три портрета».
СЕМЬЯ ТУРГЕНЕВЫХ
И ЛУТОВИНОВЫХ
Варвара Петровна Лутовинова
(мама писателя, племянница
И. И. Лутовинова )
Иван Иванович
Лутовинов
(двоюродный дед писателя)
Сергей Николаевич
Тургенев
(отец писателя,
муж В. П. Лутовиновой)
Николай Сергеевич
Тургенев
(старший брат писателя)
Иван Сергеевич
Тургенев
(знаменитый писатель)
После смерти Ивана Ивановича все его земли и спасская усадьба перешли в руки его племянницы Варвары Петровны Лутовиновой, матери И. С. Тургенева.
В метрической книге церкви Спаса Преображения сохранилась запись о том, что в ней 14-го января 1816-го года произошло бракосочетание девицы Варвары Петровны Лутовиновой с поручиком Сергеем Николаевичем Тургеневым.
Известно сравнительно небольшое количество материалов, по которым можно судить об облике отца писателя.
Он родился 13 декабря 1793 года и умер 18 октября 1834 года, прожив всего сорок лет. Образ Сергея Николаевича остался овеянным романтической дымкой.
Варваре Петровне было в то время уже больше 50-ти лет. Умер муж, разъехались и жили своей жизнью сыновья. Для неё начинался тот вечер, который, по определению сына, «был чернее ночи». Мир Варвары Петровны становится всё уже и теснее. Она подолгу живёт в Спасском – Лутовинове и всё реже выезжает в Москву, а поездки в Петербург и за границу остаются только в проектах. В ней по-прежнему живёт жажда деятельности, но она вырождается в беспрестанные капризы и прихоти. Разумеется, более всего приходится терпеть крепостным крестьянам. Старший её сын Николай в письме к брату дал выразительную характеристику атмосферы спасско-лутовиновского дома:
«Мука, крик, скука!»
После окончательного разрыва с сыновьями тяжело заболела и переехала в Москву. Там она и умерла
16 (28) ноября 1850 года.
После смерти матери, при разделе наследства И. С. Тургенев уступил старшему брату Николаю поместья, дом в Москве с тем, чтобы оставить за собой родное гнездо.
Для Спасско-Лутовинова началась новая эпоха.
Иван Сергеевич Тургенев родился 28-го октября (9 ноября) 1818-го года в Орле, но Орлу не суждено было стать городом его детства.
Братьев воспитывали по «спартанской системе»: заставляли обливаться холодной водой, делать гимнастику, учили плавать, ездить верхом, не бояться боли. Хотя главная тяжесть ложилась в первую очередь на старшего брата Николая, но и в жизнь Вани рано вошли обязательные занятия, расписание и наказания за провинности.
Одним из самых сильных впечатлений детства стала для Вани неожиданно завязавшаяся дружба с Леоном Серебряковым, крепостным слугой матери. Леон был грамотен, пел в церковном хоре и даже пытался сам сочинять стихи. Он приучил мальчика читать книги из домашней библиотеки.
Тургенев не раз отмечал впоследствии, что учителей через дом отца прошло великое множество, но первым, кто заинтересовался его произведением русской словесности, был простой дворовый слуга.
Мальчик был одарён.
В нём поразительно рано стали проявляться необыкновенно острая чувствительность, живая образная память, независимый и быстрый ум. Все эти качества крепли и развивались в Спасском-Лутовинове, но, может быть, самым важным было то, что здесь у него зародилось чувство родины, сознание кровной связи со своим народом, здесь он увидел красоту родной земли.
В 1828-м году семья Тургеневых переехала в Москву. Для Ивана наступили годы учения. После занятий с домашними учителями и подготовки в пансионах, неполных 15-ти лет он поступил в Московский университет, затем последовал переезд в Петербург и учёба в университете и, наконец, путешествие за границу и изучение философии в Берлинском университете.
Особое место в становление Тургенева занимали поездки на каникулы или на отдых после занятий в Спасское-Лутовиново. Его манили к себе просторы родных полей. Дом, со строгими порядками и неусыпным надзором за всеми живущими там, стал казаться ему холодным и мрачным. Не привлекало и общество степных помещиков. Как одно из важнейших событий молодости запомнил Тургенев встречу на охоте летом 1837 года с Афанасием Тимофеевичем Алифановым, крепостным крестьянином, который впоследствии стал его неизменным товарищем по охоте.
Жизнь в деревне раскрывала перед Тургеневым не только красоту родной стороны. Во время охотничьих путешествий он многократно сталкивался с картинами ужасающей нищеты и бесправия крепостного крестьянства. С неотвратимой наглядностью вставали перед ним сцены помещичьего произвола и в родном доме. На глазах Тургенева его мать приказала собрать и отправить на поселение подростка, который был виноват лишь в том, что при виде барыни не сразу снял шапку и недостаточно низко поклонился. Когда кто-то сорвал на клумбе перед домом редкий тюльпан, Варвара Петровна приказала перепороть всех садовников.
В 1835-м году Мценскими уездными властями было заведено «Дело о буйстве Тургенева». К сожалению, само дело не сохранилось и мы знаем о нём лишь по пересказу А. Дунина, опубликованному в журнале «Исторический вестник» в 1912-м году. По-видимому, суть заключалась в том, что Варвара Петровна продала крепостную девушку Лукерью соседней помещице, которая была известна во всей округе тем, что избивала и мучила горничных. Когда Тургенев приехал в Спасское-Лутовиново, то, вероятно, кто-то из родных или сама девушка попросили молодого барина заступиться за неё.
16-тилетний Тургенев в отсутствие матери чувствовал себя хозяином и распорядился не отдавать Лукерью помещице.
Но сделка была уже оформлена по закону. Девушка продана и считалась собственностью новой хозяйки. Та обратилась к властям. Когда урядник прибыл в Спасское-Лутовиново, чтобы забрать крепостную, Тургенев вышел с ружьём в руках и прогнал его прочь. Этим поступком были затронуты не только интересы помещицы, но и властей предержащих. На Тургенева было заведено дело. Неподчинение власти могло дорого обойтись молодому человеку. Дядя поспешил увезти его в Петербург.
Там за него со всей энергией вступались мать. Она никак не могла допустить, чтобы её сын попал под суд, и употребила все средства, ведущие к погашению дела. О Лукерье же хлопотать не стала. Её выдали помещице.
Тогда же Тургенев убеждался, что у крестьян зреет протест против «жестокости себе подобных». Эти наблюдения очень пригодились писателю.
В 1852-м году И.С.Тургенев по личному распоряжению Николая I был выдержан месяц под арестом на «съезжей» в Петербурге, а затем выслан по месту жительства в Спасское-Лутовиново под надзор полиции.
В мае 1852-го года, распрощавшись с друзьями в Москве и Петербурге, Тургенев прибыл в свою усадьбу. Здесь уже были совсем иные порядки. Писатель не умел и не хотел заниматься хозяйством. Он отпустил дворовых на волю, разъехались приживалки, опустели, а потом вовсе были снесены флигели для бурмистра, полиции, дворовых. Ведение хозяйственных дел Тургенев целиком предоставил управляющим.
Ссылка была тяжёлым ударом для Ивана Сергеевича…
Но среди всех разнообразных занятий и встреч, как в годы ссылки, так и место в жизни Тургенева занимает творческая работа. Оставив все другие занятия, мешая день с ночью, он пишет роман «Рудин». Никогда раньше ему не доводилось так напряжённо трудиться.
Одной из первых читательниц романа была М.Н.Толстая.
Тургеневу уже было 38 лет. Всё настоятельней его посещали мысли о семье, об устройстве личной жизни. Он долгих шесть лет был в разлуке с Полиной Виардо, знаменитой певицей, которую любил самоотверженно и преданно. Со смутными надеждами на какой-то новый поворот в их отношениях Тургенев выехал во Францию. Вскоре выяснилось, что никаких перемен не будет.
Писатель не стал винить судьбу, людей, не отказался от своей любви, но в то же время как никогда глубоко почувствовал, что родина для него дороже всего на свете. После двухлетних скитаний по Европе он вернулся в Россию, в Спасское. Он как бы поднялся на новую высоту, стал зорче видеть и понимать жизнь.
Для Тургенева наступила пора наивысшего творческого подъёма. Один за другим, с промежутками немногим более года рождаются романы «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». Они окончательно утвердили за Иваном Сергеевичем славу одного из ведущих писателей мира.
После завершения работы над «Отцами и детьми» наступает период спада творческой активности писателя. Вероятно, дело было не только в возрасте: он так и не сумел занять чёткую общественную позицию в бурное пореформенное время. Многое осложнилось после разрыва с журналом «Современник», с Некрасовым; сыграла свою роль и ожесточённая полемика, развернувшая вокруг «Отцов и детей».
В это время вновь укрепляются отношения с семьёй Виардо. Тургенев подолгу живёт за границей, всё реже наведывается в Спасское. К писателю уже пришла мировая слава. Его произведения издаются во многих странах. Среди друзей – виднейшие писатели, музыканты, артисты Европы; Гюстав Флобер и Жорж Санд называют его мэтром, Оксфордский университет присваивает звание почётного доктора права. Но вместе с тем для Тургенева всё яснее становится, что «живя за границей, самой сути-то наружу и не вывести».
В нечастые уже приезды на родину Тургенев открывает школу для крестьянских детей, даёт средства на строительство богадельни для престарелых крестьян, пытается организовать медицинскую помощь здешнему населению. У крестьян Спасского надолго сохранились в памяти заботы писателя о грамотности, народные гулянья, которые Иван Сергеевич устраивал, когда приезжал в родные места. До сих пор на окраине Спасского стоит часовня, построенная по инициативе Тургенева с тем, чтобы выдворить кабак из села: по тогдашним законам рядом с часовней или церковью не могли находиться питейные заведения.
В 1881-м году Тургенев приехал в Спасское на целое лето. Он вовсе не думал, что дома в последний раз. Наоборот, это было время душевного и творческого подъёма от новой встречи с самыми дорогими для него местами. Сюда, в родное гнездо, Тургенев приглашает давних друзей. Ненадолго в Спасское приехал Л.Н.Толстой. До трёх часов ночи писатели беседовали о русской жизни, о литературе.
В июле в гости приехала знаменитая русская актриса М.Г.Савина, к которой писатель испытывал искреннюю симпатию. Короткие пять дней в Спасском остались для Марии Гавриловны на всю жизнь самым дорогим воспоминанием. В это лето писатель работает над «Стихотворениями в прозе», возникают замыслы новых произведений, а однажды он читает своим гостям только что законченную повесть – «Песнь торжествующей любви».
У Тургенева всё более определённо назревает решение покончить с разъездами и окончательно поселиться в Спасском. Дав друзьям слово, что с будущего года они всегда будут видеть его дома, полный надежд на скорое возвращение, осенью 1881-го года он уехал во Францию. Весной 1882-го года, незадолго до планируемого переезда в Россию, Тургенев смертельно заболел. Безмерной тоской наполнены слова его последнего привета Спасскому. В письме Я.П.Полонскому он просил:
«Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже вероятно никогда не увижу».
22-го августа (3-го сентября) 1883-го года Иван Сергеевич умер от саркомы позвоночника в небольшом городке близ Парижа – Буживале. Перед смертью просил, чтобы похоронили в России возле могилы его друга В. Г. Белинского. На проводах тела Тургенева в Париже присутствовали виднейшие представители французской культуры. В прощальной речи Эдмон Абу сказал:
«Франция с гордостью усыновила бы Вас, если бы Вы того пожелали, но Вы всегда оставались верным России… Россия занимала первое место в Ваших при вязанностях. Ей именно Вы слу жили прежде всего и преимущественно».
Согласно желанию Ивана Сергеевича, он был похоронен в Петербурге на Волковом кладбище.
В статье посвящённой памяти писателя, М. Е. Салтыков-Щедрин отмечал:
«Литературная деятельность Тургенева имела для нашего общества руководящее значение, наравне с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова».
На книгах Тургенева воспитывались поколения лучших людей нашей страны.