Просмотр содержимого документа
«Презентация "Коллектив"»
"коллектив" происходит от латинского colligo , что в переводе на русский означает "объединяю ", а латинское " collectivus " - собирательный
Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности
Организация социально признаваемой деятельности как средства формирования детского коллектива и определенных отношений его членов , должна быть такой, чтобы:
- дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т.е. осуществляется возрастное разделение;
- значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл;
- обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов);
- осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для "контактного" коллектива, потом для общешкольного, а затем для района, города, общества;
- деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении.
Воспитательный коллектив - это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.
Ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплочённостью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях
Стадии развития коллектива (по А.С.Макаренко)
- Первая стадия коллектива характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся. Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе.
- Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих решениях на группу учащихся.
- Третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это – тот результат, который вознаграждает вас за сложности первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа педагога становится математически точной, организационной работой.
Показателем сформированного коллектива А.С. Макаренко считал также внутриколлективные отношения, имеющие особые отличительные признаки:
- постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию;
- ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;
- дружеское единение его членов;
- ощущение защищенности каждого члена коллектива;
- активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному, деловому действию;
- привычка к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.
Традиции — это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников