«Конфликты и пути их решения».
Один философ сказал: „..тот, кто умеет управиться с конфликтами путем их признания и регуляции, берет под свой контроль ритм истории..." (Г. Дарендорф)
Игра – приветствие
Цель: включение в работу.
Знакомство с целями и правилами тренинга:
Целью тренинга является:
- осознание причин, механизмов и разновидностей конфликтов;
- освоение методов поиска решений в конфликте;
- использование конфликтной ситуации для личного роста;
- овладение приемами общения в конфликте;
- освоение приемов предотвращения конфликтов с близкими, знакомыми и малознакомыми людьми в повседневном общении.
Правила работы в группе:
- искренность в общении;
- принцип активности;
- каждый участник говорит за себя, от своего имени;
- прислушаться друг к другу, не перебивать друг друга;
- общение между всеми участниками и ведущим по: И.О. - вы, И.О - ты, И. - вы , И. - ты.
Упражнение «Руки»
Инструкция: соедините ладони на уровне груди, а затем надавите правую ладонь на левую.
Упражнение «На мостике».
Задача игроков – пройти как можно быстрее на другую сторону. Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим в пропасть.
Упражнение «Толкалки»
Инструкция: Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга, вытянув вперёд руки , оперитесь ладонями на ладони партнёра.
Задача: сдвинуть своего противника с места.
Упражнение «Я свой»
Задача ведущего - доказать, что он свой, и попасть внутрь круга.
Ведущий может использовать разные способы:
- Попытаться уговорить двух наиболее доброжелательных к нему игроков;
2. Попробовать силой или хитростью ворваться в круг.
Прежде чем реагировать на действие другого лица необходимо выяснить:
- Почему данный человек поступил так, а не иначе.
- Побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое обсуждение конфликтной ситуации.
- Создать условия для работы конфликтующим людям, чтобы они длительное
- время не контактировали друг с другом.
- Не злоупотреблять официальной властью.
- Предупреждать и устранять межличностные конфликты (многие конфликты можно избежать, если вовремя остановить, лучший вариант это извиниться).
- Уметь учитывать интересы друг друга.
- Воспринимать критику своих коллег.
- Проявлять вежливость, тактичность, уважение по отношению друг к другу.
- Дисциплинированность в работе.
- Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой).
«Пути решения конфликтов»:
Во время конфликтной ситуации можно использовать два вида утверждений: 1. «Я-утверждение » - один из наиболее эффективных средств выражения своих эмоций, это понимание своих чувств и способность об этом сказать своему сопернику. Используя «я-утверждение» мы концентрируем свое внимание на том, что мы сами думаем или чувствуем в конфликтной ситуации. 2. «Ты-утверждение» ведёт к углублению конфликта, при этом предъявляем обвинение и осуждаем других людей.
Упражнение «Другими словами»
Высказывания:
- «Он должен заботиться обо мне». («Мне хочется, чтобы он заботился обо мне»);
- «Ты не должна была ходить на ту вечеринку». («Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку»);
- «Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!» («Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны»);
- «Ты должна была предвидеть возможные трудности». («Мне хотелось, чтоб ты предвидела возможные трудности»); «Меня обидели!» («Я предпочла обидеться»);
- «Меня заставили». («Я не сумела отказаться»);
- «Он – упрямый осёл». («Я не смог убедить его»);
- «Он меня унизил». («Мне было неприятно»);
- «Прекрати меня злить!» («Я начинаю злиться»);
- «Ты должна мне дать программу, книгу» («Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу»).
Упражнение «Айм Сори»
Задача игроков: по определенному сигналу, каждый участник находит себе пару и ладонью, локтем или плечом легонько дотрагивается до плеча партнера.
Оба участника пары извиняются любым способом: «сори, извините пожалуйста, простите, сожалею о случившимся» или на любом другом языке в любой другой форме. И т..д. (фразы : «Ах, что вы. Это я вас задела» «Нет, нет, это вы меня извините», «Ну, что вы, какой пустяк, это вы меня простите» -в данном случае неприемлемы)
Упражнение «Согласие»
Инструкция: Упражнение выполняется в парах. Сначала один участник нападает, а второй пытается перевести диалог в мирное русло, затем пары меняются местами.
1. «Ты совсем с ума сошла!» - «Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди»;
2. «Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства!» - «Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать»;
3. «Прекрати разговаривать со мной в таком тоне!» - «Бывает, что мой тон кажется обидным для собеседника»;
4. «На нашей работе по – настоящему работаю только я!» - Да, вы действительно тратите много времени и сил на работу».
Упражнение «Стулья и их тяжелая судьба»
Все участники получают (распечатанную на бумаге) одну из трёх инструкций:
1.Поставьте все стулья в круг. У вас 10 минут.
2.Поставьте все стулья около двери. У вас на это 10 минут.
3.Поставьте все стулья около окна. У вас на это 10 минут.
Инструкции распределяются между членами группы поровну, каждой из них должна следовать треть группы.
Инструкция: Все вы получили инструкцию, которой должны придерживаться. При этом вы не должны показывать ее текст кому – то другому.
Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»
Инструкция: разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда, описывают негативные последствия конфликтов. На работу даётся 10 минут.
Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека. Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, целей... Конфликт - состояние, которое возникает , когда стороны имеют несовместимые стремления Конфликт - это проявление несогласования интересов, несогласие между сторонами, когда каждая стремится сделать так, чтобы было принято именно ее позицию.
Конфликты бывают: - межличностные - между личностью и группой - внутри группы - межнациональные - межгосударственные Стадии конфликта: - Рост напряженности в отношениях - Открытое противоборство - Решение конфликта - Завершение открытого противоборства Межличностные конфликты. Они могут протекать в форме: - соперничества - старание к доминированию - спора - расхождений по поводу нахождения наилучшего варианта решения общих проблем - дискуссии - обсуждение спорного вопроса
Различают две стороны конфликта: конструктивные и деструктивные.
Конструктивные конфликты:
Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта);
Конфликт даёт возможность увидеть скрытые отношения;
Конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
Конфликт- это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное;
Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации;
Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.
Деконструктивные конфликты:
Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально- психологический климат;
Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений;
Представление о победителях или побежденных как о врагах;
Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
Рефлексия :
- Что было полезно, интересно для вас?
- Может вы что- то узнали нового о себе или о члене коллектива?
- Что бы вы хотели изменить в тренинге, если будет такая же тема?
Притча «Солнце и ветер».
Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее.
Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и
решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.
Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать
плащ из человека. Он задувал ему под ворот, у рукава, но у
него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и
дул на человека сильным порывом, но человек только лучше
застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.
Тогда за дело взялось солнце. «Смотри, - сказало оно ветру.
- Я буду действовать по-иному, ласково». И, действительно,
солнце начало нежно пригревать путешествующему спину,
руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он
расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем
его снял.
Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью.
Литература:
- Авидон И. Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. "Речь" Санкт - Петербург, 2008;
- Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. "Речь" Санкт - Петербург, 2007;
- Авидон И. Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. "Речь" Санкт - Петербург, 2007;
- Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. "Владос" Москва, 2004;
- Фопель К. Групповая сплоченность. "Генезис" Москва, 2010;
- Монина Г.Б. Лютова- Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. "Речь" Санкт - Петербург, 2007;
-
- Источник шаблона презентации:
- Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов Сайт: http :// pedsovet.su /
Интернет-ресурсы.
http://rylik.ru/clipart/vector/object-vector/34284-empty-notepad-papers-vector.html
http://gis-lab.info/forum/viewtopic.php?style=4&f=1&t=2149