Презентация Конина Мария Митрофановна (1913 – 1991)
- Исследователь детской речи
Родилась 20 ноября 1913г.
г.Кологрив Костромской области
1931 г. – закончила
индустриально-педагогический
техникум им.Профинтерна
1932 – 1934 – воспитатель
детского сада
1938 г. - МГПИ им.В.И.Ленина с
отличием
1941 г. - защита кандидатской
диссертации, опять воспитатель,
инспектор по детским садам
С октября 1943 по 1978 г. – доцент
кафедры дошкольной педагогики
Конина Мария Митрофановна – ее научные интересы и мировоззрение ученого – методиста сформированы под руководством талантливого учителя, доктора педагогических наук, члена корреспондента АПН РСФСР, профессора Евгении Александровны Флёриной
Корифеи, которые
сформировали
педагога
А.В.Суровцева
Ф.С. Левин-Щирина
Д.В.Менджерицкая
НИИ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ АПН РСФСР СВЯЗЫВАЛИ НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
Присуще качества
Марии Митрофановны
- гражданственность,
- принципиальность,
- преданность своему делу,
- высокий профессионализм,
- увлеченность работой,
- любовь к детям,
- умение располагать к себе.
Л.А. Пеньевская
Р.И.Жуковская
Ф.А.Сохин
На тему: «Формирование словаря» проведен семинар для студентов «Взаимодействия слова и наглядности в работе над словарем детей дошкольного возраста».
Шестядесятые годы – годы своего творческого подъёма
С 1957 по 1963 – декан факультета
c оздается полноправный факультет
дошкольной педагогики,
открывается вечернее отделение
С 1963 по 1070 – заведует кафедрой дошкольной педагогики
М.М.Конина разделяет мнение авторов о большом значении сказок для речевого развития и словесного творчества детей: К.Бюлер Е.Н.Водовозова А.М.Калмыкова Г.Кершенштейнер П.Ломброзо Дж.Селли А.Толстой Н.В.Чехов
М.М. Конина изучив работы: В.Штерна Рибо Гауппа С.Л.Рубенштейна отмечает, что «сказка даёт богатую пищу детскому воображению».
М.М.Конина выделила этапы детского творчества:
1 этап – в детских сказках отсутствует единая сюжетная линия. Незаметно для самого расказчика может быть заменён главный герой, а конец оказывается совершенно неожиданным,
2 этап - наблюдается большая связь отдельных эпизодов, стремление подчинить их единой сюжетной линии.
3 этап - наблюдается большая логическая связь с единым чётким сюжетом, стройной структурой, в последующем развернутым действием.
М.М.Конина продолжила работу Е.А.Флёриной в области подготовки педагогов к работе по выразительному чтению: - М.М.Конина изучала влияние картинки на словарную работу с дошкольниками. - М.М.Конина отдавала предпочтение картинке перед игрушкой, ребёнок хочет играть, она вызывает моторную активность. - М.М.Конина показала роль картинки в обогащении и активизации словаря.
Научная школа М.М.Кониной – бывшие аспиранты доцент В.И.Яшина – заведующая кафедрой методики дошкольного воспитания и обучения
Ученики М.М.Кониной доценты: А.П.Иванченко Н.П.Иванова И.С.Дементьева. Её ученики – доктор педагогических наук, профессор, зав.лабораторией речи и речевого общения института дошкольного воспитания и образования РАО – О,С.Ушакова , кандидат педагогических наук сотрудник центра «Дошкольное детство» им.А.В.Запорождца – А.Г.Арушанова Теперь учёные – методисты в области развития речи детей.
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО УРОВНЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНКИ
- В России применение принципа наглядности наиболее полно разработал К. Д. Ушинский. Он являлся сторонником использования картинки для развития речи детей, в частности, для обогащения и активизации детского словаря.
- Польза картинки, по мнению Ушинского, заключается в том, что ребёнок приучается тесно связывать слово с представлением о вещи, учится логически и последовательно излагать свои мысли, что картинка одновременно развивает и ум и речь ребёнка.
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО УРОВНЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНКИ
- Работа над словарём дошкольника является актуальным вопросов, недостаточно разработанным теоретически и практически. Исследования, касающиеся словаря дошкольника (Каптерева, Вахтерова, Державина и др .) это побудило провести специальное исследование, в котором ставили себе следующие задачи:
- Показать примерный путь развития детского словаря под влиянием различных последовательно применяемых приёмов обучения и роль картинки в этом процессе.
- Показать, как разные типы картинки влияют на развитие речи ребёнка, в частности, на его словарь.
- Показать использование картинки в осуществлении разных задач словарной работы: уточнении, обогащении и активизации детского словаря.
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО УРОВНЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНКИ
- Исследование велось методом естественного эксперимента, под которым мы понимали особым образом планово проводимую педагогическую работу.
- Для работы мы выбрали определённый программный материал из «Руководства для воспитателей детских садов», а именно очень небольшую часть раздела «Знакомство с окружающим», тему — «Домашние животные».
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО УРОВНЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНКИ
- Перед началом экспериментальной работы было проведено предварительное обследование речевого уровня детей, их умения рассказывать по картинке.
- Занятия с детьми проводились самим экспериментатором.
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО УРОВНЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНКИ
- Прежде чем начать проведение экспериментальной работы обследовали речевой уровень детей с целью:
1) выявить умение детей рассказывать по картинке,
2) выявить детский словарь, его точность богатство, соотношение между активным и пассивным словарём .
Для осуществления первой задачи нами была использована репродукция с картины Шишкина «Утро в лесу».
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО УРОВНЯ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНКИ
- Обследование, показав особенности детского словаря на определённом материале, выдвинуло перед нами следующие задачи словарной работы над этим материалом при использовании картинки:
- Выявление и активизация имеющегося у детей словаря и его уточнение.
- Обогащение детского словаря новыми необходимыми словами.
- Закрепление слов путём упражнений, прочное введение их в разговорную речь детей.
- Все эти задачи осуществлялись нами при помощи картинок с применением разнообразных приёмов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА РОДНОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ПОМОЩИ КАРТИНКИ (СЛОВАРНАЯ РАБОТА)
- Цель исследования заключалась в установлении примерного пути развития детского словаря при помощи картинки, в уяснении последовательности отдельных приёмов обучения в процессе целенаправленной педагогической деятельности.
- Руководство развитием детского словаря начинается не с обучения детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них словарного запаса, с привлечения и систематизации опыта детей.
ВЫВОДЫ
- Результаты проведённой экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы:
- В развитии детской речи, в работе над словарём ребёнка старшего дошкольного возраста, обучение играет большую роль. Оно состоит из прямого сообщения новых понятий и соответствующих слов и из уточнения и активизации имеющегося у детей словаря.
- В процессе словарной работы обучение начинается с выявления и активизации детского словаря, уточнения и приведения в систему неточных представлений, затем предполагается прямое обучение новым словам, расширение представлений и словарного запаса.
- Основой для обогащения детского словаря служат конкретные впечатления от окружающей действительности.
- В процессе словарной работы картинка играет большую роль. При активизации и уточнении детского словаря картинка выступает как вспомогательный материал, помогающий ребёнку мобилизовать и уточнить свой прошлый опыт.
ВЫВОДЫ
- Планово организованная систематическая работа над словарём ребёнка, базирующаяся на определённом программном материале и точном знании словаря ребёнка, с применением картинки и различных приёмов обучения, оказывает большое влияние на общее развитие речи ребёнка, воспитывает у детей интерес к слову, способствовать к свободному использованию своего словарного запаса, получению и передаче знаний.
- Правильно применяемые методы обучения поднимают ребёнка на более высокую ступень развития.
- Благоприятным условием для развития речи детей следует считать атмосферу бодрости и непринуждённости в группе. Такая атмосфера создаётся внимательным, заботливым отношением воспитателя к речи ребёнка, его заинтересованностью в детских достижениях и одновременно воспитанием у детей внимательного и чуткого отношения друг к другу. Необходимо чувство меры в работе над исправлением речи детей.