СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Кулинария. Основы рационального питания", 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации даны понятия о том, что такое пища, кулинария, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, режим питания. Приведены правила санитарии и гигиены и безопасной работы при приготовлении пищи, а так же лабораторная работа "Определение загрязнения столовой посуды".

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Кулинария. Основы рационального питания", 5 класс»

Кулинария.  Основы рационального питания.

Кулинария. Основы рационального питания.

« Человек – это то, что он ест» Здоровье человека, а в частности и его вес, зависят от многих факторов: стрессы, экология, наследственность, образ жизни, питание.

« Человек – это то, что он ест»

Здоровье человека, а в частности и его вес, зависят от многих факторов:

  • стрессы,
  • экология,
  • наследственность,
  • образ жизни,
  • питание.
ПОДУМАЙТЕ, Сколько пищи должен съедать человек каждый день, чтобы быть здоровым. Может ли голодание или переедание принести вред человеку и почему?

ПОДУМАЙТЕ,

  • Сколько пищи должен съедать человек каждый день, чтобы быть здоровым. Может ли голодание или переедание принести вред человеку и почему?
Понятие о пище Пища  – это источник жизни. Кулинария – это искусство приготовления вкусной и здоровой пищи. Изучать кулинарию необходимо для того, чтобы есть вкусную, питательную и здоровую пищу. Мудрый совет : «Все кушанья должны готовиться с хорошим настроением и любовью к близким, тогда даже самое простое из них будет вкусным и полезным»

Понятие о пище

  • Пища – это источник жизни.
  • Кулинария – это искусство приготовления вкусной и здоровой пищи.
  • Изучать кулинарию необходимо для того, чтобы есть вкусную, питательную и здоровую пищу.

Мудрый совет : «Все кушанья должны готовиться с хорошим настроением и любовью к близким, тогда даже самое простое из них будет вкусным и полезным»

Физиология питания Как организовано питание в вашей семье? Какой режим питания должен быть у школьника? Какие блюда чаще других подают на стол в вашей семье? Зачем живым организмам нужна пища?

Физиология питания

  • Как организовано питание в вашей семье?
  • Какой режим питания должен быть у школьника?
  • Какие блюда чаще других подают на стол в вашей семье?
  • Зачем живым организмам нужна пища?
Биологическое значение пищи Наиболее важные вещества, влияющими на рост и развитие организма, на восполнение его энергетических затрат:  белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины

Биологическое значение пищи

Наиболее важные вещества, влияющими на рост и развитие организма, на восполнение его энергетических затрат: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины

  БЕЛКИ  – основа жизни, это строительный материал человеческого организма они обеспечивают рост организма, формирование всех органов и систем. БЕЛКИ Животного происхождения:  Растительного происхождения: мясо, рыба, молоко, сыр, творог, яйца. фасоль, соя (до 45 % белка), крупа, хлеб, грецкие орехи Примите на заметку! Человеческий организм усваивает белок, поступающий с пищей на 50-100 %. Наиболее полно усваиваются белки куриного яйца (100 %). Молоко и кисломолочные продукты (80 – 90 %). Мясо до 75 %.  Детям в возрасте от 11 до 13 лет в сутки необходимо 85 – 93 г белков,  из которых 51 – 56 г белки животного происхождения.

  БЕЛКИ – основа жизни, это строительный материал человеческого организма они обеспечивают рост организма, формирование всех органов и систем.

БЕЛКИ

Животного происхождения:

Растительного происхождения:

мясо, рыба, молоко, сыр, творог, яйца.

фасоль, соя (до 45 % белка), крупа, хлеб, грецкие орехи

Примите на заметку!

Человеческий организм усваивает белок, поступающий с пищей на 50-100 %.

Наиболее полно усваиваются белки куриного яйца (100 %).

Молоко и кисломолочные продукты (80 – 90 %). Мясо до 75 %.

Детям в возрасте от 11 до 13 лет в сутки необходимо 85 – 93 г белков,

из которых 51 – 56 г белки животного происхождения.

ЖИРЫ  - источник энергии, они регулируют обменные процессы в клетках. Жиры растительного происхождения участвуют в дыхании клеток, принося в них кислород.   ЖИРЫ Животного происхождения сливки, сметана, масло сливочное, говяжий жир, сало, рыбий жир, печень трески Растительного происхождения: подсолнечное и оливковое масло, соя (до 37 % масла), орехи Примите на заметку! Суточная норма потребления жиров – 80 -100 г. Причем 20-25 г, должны занимать жиры растительного происхождения.  Рекомендовано съедать в день 20-25 г. сливочного и 15-20 г. растительного масла. Детям 11 -13 лет в сутки необходимо 85 – 93 г жиров, из них 17 – 19 г растительного происхождения.

ЖИРЫ - источник энергии, они регулируют обменные процессы в клетках. Жиры растительного происхождения участвуют в дыхании клеток, принося в них кислород.

ЖИРЫ

Животного происхождения

сливки, сметана, масло сливочное, говяжий жир, сало, рыбий жир, печень трески

Растительного происхождения:

подсолнечное и оливковое масло, соя (до 37 % масла), орехи

Примите на заметку!

Суточная норма потребления жиров – 80 -100 г.

Причем 20-25 г, должны занимать жиры растительного происхождения.

Рекомендовано съедать в день 20-25 г. сливочного и 15-20 г. растительного масла.

Детям 11 -13 лет в сутки необходимо 85 – 93 г жиров, из них 17 – 19 г растительного происхождения.

УГЛЕВОДЫ  – главный источник энергии для организма, участвуют в защитных реакциях организма. УГЛЕВОДЫ ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ Полисахариды Моносахариды Дисахариды (крахмал, клетчатка) (глюкоза, фруктоза, галактоза) (сахароза, мальтоза, лактоза) Примите на заметку! Следует избегать избыточного потребления продуктов с большим содержанием углеводов, которое может привести к ожирению. В уточном рационе углеводов должно быть не меньше 100 г. 11-13 летним девочкам ежедневно необходимо 340 г углеводов, а мальчикам – 370г.

УГЛЕВОДЫ – главный источник энергии для организма, участвуют в защитных реакциях организма.

УГЛЕВОДЫ

ПРОСТЫЕ

СЛОЖНЫЕ

Полисахариды

Моносахариды

Дисахариды

(крахмал, клетчатка)

(глюкоза, фруктоза, галактоза)

(сахароза, мальтоза, лактоза)

Примите на заметку!

Следует избегать избыточного потребления продуктов с большим содержанием углеводов, которое может привести к ожирению.

В уточном рационе углеводов должно быть не меньше 100 г.

11-13 летним девочкам ежедневно необходимо 340 г углеводов,

а мальчикам – 370г.

   ВИТАМИНЫ – это особые вещества, помогающие организму усваивать пищу, учувствуют в биохимических реакциях организма, повышают сопротивляемость организма      ВИТАМИНЫ   Водорастворимые Витамин С Витамин РР Витамины гр.В  Жирорастворимые Витамин А Витамин D Витамин К Витамин Е Примите на заметку! Потребность в витаминах зависит от возраста, пола, физической активности, уровня обмена веществ.

  ВИТАМИНЫ это особые вещества, помогающие организму усваивать пищу, учувствуют в биохимических реакциях организма, повышают сопротивляемость организма  

ВИТАМИНЫ

Водорастворимые

Витамин С

Витамин РР

Витамины гр.В

Жирорастворимые

Витамин А

Витамин D

Витамин К

Витамин Е

Примите на заметку!

Потребность в витаминах зависит от возраста, пола, физической активности, уровня обмена веществ.

ВОДА  - необходима для физико-химических реакций в организме, она растворяет вещества, удаляет конечные продукты жизнедеятельности, нужна для нормального кровообращения, дыхания и пищеварения. Примите на заметку! Вода составляет 65% нашего веса, у детей даже 80%. В крови около 83%, в мозге, сердце, мышцах – около 70-80%, в костях- 15-20%. В день человек потребляет 2,5 л воды. МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ – обеспечивают солевой обмен, учувствуют в кроветворении и других процессах жизнедеятельности организма. МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ Макроэлементы Железо, калий, кальций, натрий, фосфор и др. Микроэлементы Фтор, йод, магний и др.

ВОДА - необходима для физико-химических реакций в организме, она растворяет вещества, удаляет конечные продукты жизнедеятельности, нужна для нормального кровообращения, дыхания и пищеварения.

Примите на заметку!

Вода составляет 65% нашего веса, у детей даже 80%.

В крови около 83%, в мозге, сердце, мышцах – около 70-80%,

в костях- 15-20%.

В день человек потребляет 2,5 л воды.

МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ – обеспечивают солевой обмен, учувствуют в кроветворении и других процессах жизнедеятельности организма.

МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ

Макроэлементы

Железо, калий, кальций, натрий, фосфор и др.

Микроэлементы

Фтор, йод, магний и др.

Режим питания Пищевой рацион является набором пищевых продуктов, необходимых человеку на определенный период времени (день, неделя). Составлением его занимаются врачи-диетологи. Они считают, что в день необходимо есть 3-4раза. Для того чтобы пища приносила человеку пользу необходимо соблюдать режим питания. Режим питания – это время и число приемов пищи. Между приемами пищи соблюдаются определенные интервалы времени. Наиболее рациональным является четырех- и трехразовый режим питания. Если принять суточный объем пищи за 100%, то при трехразовом питании на долю  завтрака  должно приходиться 30%,  обеда - 50%,  ужина -20% Примите на заметку! Очень важны условия приема пищи, сервировка стола, доброжелательная атмосфера. Они способствуют хорошему аппетиту, лучшему усвоению пищи.

Режим питания

Пищевой рацион является набором пищевых продуктов, необходимых человеку на определенный период времени (день, неделя). Составлением его занимаются врачи-диетологи. Они считают, что в день необходимо есть 3-4раза.

Для того чтобы пища приносила человеку пользу необходимо соблюдать режим питания.

  • Режим питания – это время и число приемов пищи. Между приемами пищи соблюдаются определенные интервалы времени. Наиболее рациональным является четырех- и трехразовый режим питания.
  • Если принять суточный объем пищи за 100%, то при трехразовом питании на долю

завтрака должно приходиться 30%,

обеда - 50%,

ужина -20%

Примите на заметку!

Очень важны условия приема пищи, сервировка стола, доброжелательная атмосфера. Они способствуют хорошему аппетиту, лучшему усвоению пищи.

Режим питания для 1 и 2 смены 1смена время Завтрак Второй завтрак 2 смена 7 час 30 мин 12 час 30 мин Завтрак Обед Обед 16 час 30 мин Ужин 8 час 00 мин Полдник Ужин

Режим питания для 1 и 2 смены

1смена

время

Завтрак

Второй завтрак

2 смена

7 час 30 мин

12 час 30 мин

Завтрак

Обед

Обед

16 час 30 мин

Ужин

8 час 00 мин

Полдник

Ужин

Рациональное питание –  правильно организованное, своевременное употребление питательной и вкусной пищи.   Принципы рационального питания.  1. Правильный режим питания.  2. Умеренность в употреблении пищи.  3. Разнообразное питание: чередование пищи растительного и животного происхождения. Примите на заметку!   Оптимальным считается соотношение энергетических компонентов пищи –  белков, жиров и углеводов 1 :1,2 : 4.

Рациональное питание – правильно организованное, своевременное употребление питательной и вкусной пищи.

Принципы рационального питания.

1. Правильный режим питания.

2. Умеренность в употреблении пищи.

3. Разнообразное питание: чередование пищи растительного и животного происхождения.

Примите на заметку!

  Оптимальным считается соотношение энергетических компонентов пищи –

белков, жиров и углеводов 1 :1,2 : 4.

Правила санитарии, гигиены и безопасной работы Почему нужно мыть руки перед едой? Какие продукты хранят в холодильнике?  Правила работы в кулинарной мастерской: Наденьте сменную обувь Тщательно вымойте руки с мылом вытрите их полотенцем (ногти должны быть коротко подстрижены) Наденьте фартук, уберите волосы под косынку

Правила санитарии, гигиены и безопасной работы

  • Почему нужно мыть руки перед едой?
  • Какие продукты хранят в холодильнике?

Правила работы в кулинарной мастерской:

  • Наденьте сменную обувь
  • Тщательно вымойте руки с мылом вытрите их полотенцем (ногти должны быть коротко подстрижены)
  • Наденьте фартук, уберите волосы под косынку

Правила к содержанию помещения кухни и оборудованию Следить за порядком и чистотой помещения и оборудования Чистую посуду хранить в шкафах или закрытых полках Пищевые отходы собирать в бачок или ведро с крышкой и своевременно выносить их.  Правила хранения пищевых продуктов Нельзя хранить открытые консервы в жестяных банках Скоропортящиеся продукты следует хранить в холодильнике Нельзя готовить пищу в посуде с поврежденной эмалью

Правила к содержанию помещения кухни и оборудованию

  • Следить за порядком и чистотой помещения и оборудования
  • Чистую посуду хранить в шкафах или закрытых полках
  • Пищевые отходы собирать в бачок или ведро с крышкой и своевременно выносить их.

Правила хранения пищевых продуктов

  • Нельзя хранить открытые консервы в жестяных банках
  • Скоропортящиеся продукты следует хранить в холодильнике
  • Нельзя готовить пищу в посуде с поврежденной эмалью

Правила безопасной работы с электроприборами Перед работой проверьте исправность соединительного шнура Включайте и выключайте электроприборы сухими руками, берясь за корпус вилки Не оставляйте включенный электроприбор без присмотра По окончании работы выключите электроприбор

Правила безопасной работы с электроприборами

  • Перед работой проверьте исправность соединительного шнура
  • Включайте и выключайте электроприборы сухими руками, берясь за корпус вилки
  • Не оставляйте включенный электроприбор без присмотра
  • По окончании работы выключите электроприбор
Правила безопасной работы с горячими жидкостями и продуктами  Проверьте прочность крепления ручек кастрюли, сковороды Не используйте посуду с прогнувшимся дном и сломанными ручками Наполняя жидкостью кастрюлю, не доливайте до края 4 – 5 см Когда жидкость закипит, уменьшите нагрев Снимая крышку с горячей посуды, поднимайте ее от себя, не забывайте использовать прихватки Засыпайте в кипящую жидкость крупу и другие продукты осторожно, избегая брызг На сковороду с горячим жиром продукты кладите аккуратно (от себя), чтобы не разбрызгивался жир

Правила безопасной работы с горячими жидкостями и продуктами

  • Проверьте прочность крепления ручек кастрюли, сковороды
  • Не используйте посуду с прогнувшимся дном и сломанными ручками
  • Наполняя жидкостью кастрюлю, не доливайте до края 4 – 5 см
  • Когда жидкость закипит, уменьшите нагрев
  • Снимая крышку с горячей посуды, поднимайте ее от себя, не забывайте использовать прихватки
  • Засыпайте в кипящую жидкость крупу и другие продукты осторожно, избегая брызг
  • На сковороду с горячим жиром продукты кладите аккуратно (от себя), чтобы не разбрызгивался жир

Оборудование кухни Пищу приготавливают в специально оборудованном помещении – кухне. Для приготовлении пищи нужны продукты, кухонная посуда, инструменты и приспособления, нагревательные приборы, холодильник.

Оборудование кухни

Пищу приготавливают в специально оборудованном помещении – кухне.

Для приготовлении пищи нужны продукты, кухонная посуда, инструменты и приспособления, нагревательные приборы, холодильник.

Основные правила ухода за кухонной и столовой посудой Кухонную и столовую посуду моют сразу же после ее использования Если на кухне нет мойки и горячей воды, то для мытья посуды необходимо иметь специальный таз Перед мытьем посуду очищают от остатков пищи Сортируют отдельно чайную, столовую и кухонную посуду Сначала моют чайную, затем столовую, а после – кухонную посуду (по мере загрязнения) Для мытья посуды используют специальные моющие средства, чистящие порлошки, а также щетки, губки, ершики Вымытую посуду необходимо тщательно вытереть

Основные правила ухода за кухонной и столовой посудой

  • Кухонную и столовую посуду моют сразу же после ее использования
  • Если на кухне нет мойки и горячей воды, то для мытья посуды необходимо иметь специальный таз
  • Перед мытьем посуду очищают от остатков пищи
  • Сортируют отдельно чайную, столовую и кухонную посуду
  • Сначала моют чайную, затем столовую, а после – кухонную посуду (по мере загрязнения)
  • Для мытья посуды используют специальные моющие средства, чистящие порлошки, а также щетки, губки, ершики
  • Вымытую посуду необходимо тщательно вытереть
Лабораторная работа: «Определение загрязнения  столовой посуды» Оборудование и материалы: перчатки, пипетка-капельница, посуда для проведения исследования. 1. На поверхность высушенной столовой посуды из пипетки-капельницы нанесите 3—5 капель 1%-го раствора йода, поверните посуду на ребро. 2. Через 5—10 секунд смойте йод с посуды струёй воды из-под крана. Примечание. Определения проводить над мойкой, где можно промыть водой из-под крана посуду в месте нанесения реактива. Если на посуде отсутствуют синие и жёлто-коричневые пятна, то это указывает на отсутствие загрязнения жирового происхождения.

Лабораторная работа: «Определение загрязнения столовой посуды»

  • Оборудование и материалы: перчатки, пипетка-капельница, посуда для проведения исследования.

1. На поверхность высушенной столовой посуды из пипетки-капельницы нанесите 3—5 капель 1%-го раствора йода, поверните посуду на ребро.

2. Через 5—10 секунд смойте йод с посуды струёй воды из-под крана.

Примечание. Определения проводить над мойкой, где можно промыть водой из-под крана посуду в месте нанесения реактива.

Если на посуде отсутствуют синие и жёлто-коричневые пятна, то это указывает на отсутствие загрязнения жирового происхождения.

Вопросы на повторение  Выберите правильные ответы 1. Питание – это: главнейшая потребность человека; приготовление блюд;  процесс усвоения организмом питательных веществ; 2. Элементами питательной ценности продукта являются:  - жиры - минеральные соли - углеводы - вода  - белки - витамины - все перечисленные элементы 3. Выберите источник растительного жира: - сало - сливочное масло - орехи - колбаса - жирная свинина - овсяная крупа - сметана - сыр - растительное масло - гречневая крупа 4. Правильно организованное своевременное употребление хорошо приготовленной, вкусной и питательной пищи называется:  - кулинарией; - рациональным питанием; - культурой питания. 

Вопросы на повторение Выберите правильные ответы

1. Питание – это:

  • главнейшая потребность человека;
  • приготовление блюд;
  • процесс усвоения организмом питательных веществ;

2. Элементами питательной ценности продукта являются:

- жиры - минеральные соли - углеводы - вода

- белки - витамины - все перечисленные элементы

3. Выберите источник растительного жира:

- сало - сливочное масло - орехи

- колбаса - жирная свинина - овсяная крупа

- сметана - сыр - растительное масло

- гречневая крупа

4. Правильно организованное своевременное употребление хорошо приготовленной, вкусной и питательной пищи называется:

- кулинарией; - рациональным питанием; - культурой питания.