ГБОУ АО «СКОШ №5»
г. Новодвинск
«Культура речи педагога»
Учитель Рослякова Л. А.
Требования к речи педагога ДОУ
1. Речь педагога должна быть грамотна, литературна.
2. Особого внимания требует к себе этика речи.
3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом ребёнка.
4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираясь на их опыт.
5. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи.
6. Необходимо регулировать темп своей речи.
7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержания речи.
8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности, образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.
9. Педагог должен владеть методическим мастерством, знанием приёмов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей и умением их применять во всех случаях общения с детьми.
Коммуникативные качества хорошей речи
Современное учение о коммуникативных качествах хорошей речи разработал Борис Николаевич Головин.
Компоненты красивой речи:
- правильность,
- богатство,
- чистота,
- логичность,
- точность,
- выразительность,
- уместность.
Запомнить компоненты речи помогут радуги цвета
Ведь радуга, как речь, замечу,
Игрива, звучна и проста.
Логичность , правильность и точность линий,
Богатство красок, чистота ,
Как выразительны , красивы,
Уместны все ее цвета!
Наиболее значимыми нормами общения являются
этические и коммуникативные.
Правильность речи
– это соответствие речи языковым нормам.
Задание
«Путешествие по России»
(уточнить знания названий жителей разных городов)
Москва – москвичи
Торжок – новоторы
Старая Русса – рушаны
Псков – псковитяне или псковичи
Липецк – липчане и липчанки
Курск – куряне и курянки
Воронеж – вороженцы и жительницы Воронежа
Кривой Рог – криворожцы или криворожане
Камчатка - камчадалы
Точность
- соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
Задание
«Выберите нужный глагол, чтобы спросить следующее»
(в автобусе, трамвае) - Вы на следующей остановке ..?
выходите
(на катере) - Вы на следующей пристани ..?
сходите
Логичность
– выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
Чистота
– отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку и отвергаемых нормами нравственности слов и словосочетаний (диалектизмов, канцеляризмов, жаргонизмов, просторечия, вульгаризмов).
Задание « Заимствованные слова»
(объясните значение иностранных слов)
Дежавю
- психологический эффект, при котором создаётся впечатление, что человек оказывается в подобной ситуации не в первый раз.
Комильфо
- (фр. – «как надо», «как следует») — приличный, хороший тон.
Стиль «черный низ – белый верх» - комильфо.
Выразительность
– особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
Богатство
– умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Речь считается богатой, если она разнообразна по своей языковой структуре. Человек должен обладать большим словарным запасом, из которого он может выбрать нужное слово и применить его в своей речи.
Уместность
– употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения (под условиями общения понимается место, время, жанр и задачи коммуникативного процесса).
Правильность речи
- фундамент языковой культуры; без нее нет и не может быть ни литературного художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова.
Голос
- важнейший элемент техники речи.
К голосу предъявляется ряд требований:
1. Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.
2. Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
3. Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.
4. С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.
5. Голос педагога должен быть достаточно вынослив.
Задание «Проверь себя!»
Определите род существительных и употребить слово в правильной форме:
Окна занавешены тюлем (муж.род).
Лицо скрыто вуалью (жен.род).
Крышу кроют толем (муж.род).
Вымою голову шампунем (муж.род).
Голова покрыта шалью (жен.род).
Образуйте форму повелительного наклонения глаголов:
ехать – бежать – махать – сесть – лечь
езжай(те), беги(те), маши(те), сядь(те), ляг(те)
Значение культуры речи учителя
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей «Обучение родному языку, развитие речи, речевого общения» – одна из главных.
Одно из ведущих направлений деятельности учителя – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Педагог должен самокритично относиться к собственной речи, придерживаться литературных норм произношения, и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. Необходимо устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.
Вербальное общение
Невербальное общение
ВЗГЛЯД
ЖЕСТЫ
МИМИКА
ПОЗА