СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Культура речи педагога"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Культура речи педагога" будет полезна всем педагогам или воспитателям для подготовки к семинарам на тему "Культура речи"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Культура речи педагога"»

ГБОУ АО «СКОШ №5» г. Новодвинск «Культура речи педагога»    Учитель Рослякова Л. А.

ГБОУ АО «СКОШ №5»

г. Новодвинск

«Культура речи педагога»   

Учитель Рослякова Л. А.

Требования к речи педагога ДОУ 1. Речь педагога должна быть грамотна, литературна. 2. Особого внимания требует к себе этика речи. 3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом ребёнка. 4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираясь на их опыт. 5. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. 6. Необходимо регулировать темп своей речи. 7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержания речи. 8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности, образна, выразительна и отражать  интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём. 9. Педагог должен владеть методическим мастерством, знанием приёмов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей и умением их применять во всех  случаях общения с детьми.

Требования к речи педагога ДОУ

1. Речь педагога должна быть грамотна, литературна.

2. Особого внимания требует к себе этика речи.

3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом ребёнка.

4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираясь на их опыт.

5. Особого внимания требует точность, ясность и простота речи.

6. Необходимо регулировать темп своей речи.

7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержания речи.

8. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности, образна, выразительна и отражать  интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём.

9. Педагог должен владеть методическим мастерством, знанием приёмов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей и умением их применять во всех  случаях общения с детьми.

Коммуникативные качества хорошей речи Современное учение о коммуникативных качествах хорошей речи разработал Борис Николаевич Головин. Компоненты красивой речи:  правильность,  богатство,  чистота, логичность,  точность, выразительность, уместность.

Коммуникативные качества хорошей речи

Современное учение о коммуникативных качествах хорошей речи разработал Борис Николаевич Головин.

Компоненты красивой речи:

  • правильность,
  • богатство,
  • чистота,
  • логичность,
  • точность,
  • выразительность,
  • уместность.
Запомнить компоненты речи помогут радуги цвета  Ведь радуга, как речь, замечу, Игрива, звучна и проста. Логичность ,  правильность и точность линий, Богатство  красок, чистота , Как  выразительны ,  красивы, Уместны все ее цвета!  

Запомнить компоненты речи помогут радуги цвета

Ведь радуга, как речь, замечу,

Игрива, звучна и проста.

Логичность , правильность и точность линий,

Богатство красок, чистота ,

Как выразительны , красивы,

Уместны все ее цвета!

 

Наиболее значимыми нормами общения являются этические и коммуникативные. Правильность речи – это соответствие речи языковым нормам. Задание «Путешествие по России» (уточнить знания названий жителей разных городов) Москва – москвичи Торжок – новоторы Старая Русса – рушаны Псков – псковитяне или псковичи Липецк – липчане и липчанки Курск – куряне и курянки Воронеж – вороженцы и жительницы Воронежа Кривой Рог – криворожцы или криворожане Камчатка - камчадалы

Наиболее значимыми нормами общения являются

этические и коммуникативные.

Правильность речи

это соответствие речи языковым нормам.

Задание

«Путешествие по России»

(уточнить знания названий жителей разных городов)

Москва – москвичи

Торжок – новоторы

Старая Русса – рушаны

Псков – псковитяне или псковичи

Липецк – липчане и липчанки

Курск – куряне и курянки

Воронеж – вороженцы и жительницы Воронежа

Кривой Рог – криворожцы или криворожане

Камчатка - камчадалы

Точность соответствие  смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.  Задание  «Выберите нужный глагол, чтобы спросить следующее»  (в автобусе, трамвае) - Вы на следующей остановке ..?  выходите (на катере) - Вы на следующей пристани ..?  сходите

Точность

  • соответствие  смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. 

Задание

«Выберите нужный глагол, чтобы спросить следующее»

(в автобусе, трамвае) - Вы на следующей остановке ..?

выходите

(на катере) - Вы на следующей пристани ..?

сходите

Логичность  – выражение  в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Чистота  – отсутствие  в речи элементов, чуждых литературному языку и отвергаемых нормами нравственности слов и словосочетаний (диалектизмов, канцеляризмов, жаргонизмов, просторечия, вульгаризмов).  Задание « Заимствованные слова» (объясните значение иностранных слов) Дежавю -  психологический эффект, при котором создаётся впечатление, что человек оказывается в подобной ситуации не в первый раз. Комильфо - (фр. – «как надо», «как следует») — приличный, хороший тон. Стиль «черный низ – белый верх» - комильфо.

Логичность

 – выражение  в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота

 – отсутствие  в речи элементов, чуждых литературному языку и отвергаемых нормами нравственности слов и словосочетаний (диалектизмов, канцеляризмов, жаргонизмов, просторечия, вульгаризмов). 

Задание « Заимствованные слова»

(объясните значение иностранных слов)

Дежавю

-  психологический эффект, при котором создаётся впечатление, что человек оказывается в подобной ситуации не в первый раз.

Комильфо

- (фр. – «как надо», «как следует») — приличный, хороший тон.

Стиль «черный низ – белый верх» - комильфо.

Выразительность  – особенность  речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Богатство  – умение  использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Речь считается богатой, если она разнообразна по своей языковой структуре. Человек должен обладать большим словарным запасом, из которого он может выбрать нужное слово и применить его в своей речи. Уместность  – употребление  в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения (под условиями общения понимается место, время, жанр и задачи коммуникативного процесса). Правильность речи  - фундамент языковой культуры; без нее нет и не может быть ни литературного художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова.

Выразительность

 – особенность  речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

Богатство

 – умение  использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Речь считается богатой, если она разнообразна по своей языковой структуре. Человек должен обладать большим словарным запасом, из которого он может выбрать нужное слово и применить его в своей речи.

Уместность

 – употребление  в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения (под условиями общения понимается место, время, жанр и задачи коммуникативного процесса).

Правильность речи 

- фундамент языковой культуры; без нее нет и не может быть ни литературного художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова.

Голос важнейший элемент техники речи.  К голосу предъявляется ряд требований: 1. Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью. 2. Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. 3. Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей. 4. С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения. 5. Голос педагога должен быть достаточно вынослив.

Голос

  • важнейший элемент техники речи.

К голосу предъявляется ряд требований:

1. Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью.

2. Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

3. Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.

4. С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.

5. Голос педагога должен быть достаточно вынослив.

  Задание «Проверь себя!» Определите род существительных и употребить слово в правильной форме: Окна занавешены (тюль). Окна занавешены тюлем (муж.род). Лицо скрыто (вуаль). Лицо скрыто вуалью (жен.род). Крышу кроют (толь). Крышу кроют толем (муж.род). Вымою голову (шампунь). Вымою голову шампунем (муж.род). Голова покрыта (шаль). Голова покрыта шалью (жен.род).

  Задание «Проверь себя!»

Определите род существительных и употребить слово в правильной форме:

  • Окна занавешены (тюль).

Окна занавешены тюлем (муж.род).

  • Лицо скрыто (вуаль).

Лицо скрыто вуалью (жен.род).

  • Крышу кроют (толь).

Крышу кроют толем (муж.род).

  • Вымою голову (шампунь).

Вымою голову шампунем (муж.род).

  • Голова покрыта (шаль).

Голова покрыта шалью (жен.род).

Образуйте форму повелительного наклонения глаголов:   ехать – бежать – махать – сесть – лечь  езжай(те), беги(те), маши(те), сядь(те), ляг(те)

Образуйте форму повелительного наклонения глаголов:  

ехать – бежать – махать – сесть – лечь

езжай(те), беги(те), маши(те), сядь(те), ляг(те)

            Значение культуры речи учителя   Среди многих важных задач воспитания и обучения детей «Обучение родному языку, развитие речи, речевого общения» – одна из главных.  Одно из ведущих направлений деятельности учителя – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.  Педагог должен самокритично относиться к собственной речи, придерживаться литературных норм произношения, и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. Необходимо устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

            Значение культуры речи учителя

 

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей «Обучение родному языку, развитие речи, речевого общения» – одна из главных.

Одно из ведущих направлений деятельности учителя – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи, придерживаться литературных норм произношения, и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. Необходимо устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

Вербальное общение Невербальное общение ВЗГЛЯД ЖЕСТЫ МИМИКА ПОЗА

Вербальное общение

Невербальное общение

ВЗГЛЯД

ЖЕСТЫ

МИМИКА

ПОЗА