Культура XIV-XVI вв. Литература. Образование
Устное народное творчество, литература
- Основная идея произведений - непокорность врагу, освобождение страны от захватчиков, прославление героев.
- Сказание о невидимом граде Китеже - легенда о городе, не сдавшемся врагу, а ушедшему на дно озера.
- ЛЕТОПИСИ:
- - появились новые центы - Москва и Тверь
- - патриотизм, идея единства под главенством Москвы
-
- Исторические повести и песни : повести об Александре Невском, о битве на Калке, Повесть о разорении Рязани Батыем , Повесть о Щелкане ( о восстании в Твери в 1327).
- О Куликовской битве: О побоище на Дону, Сказание о Мамаевом побоище , Задонщина (Софоний Рязанец)
«Хождение за три моря» Афанасий Никитин
Расцвет житийной литературы.
Писатели: Пахомий Логофет, Епифаний Премудрый -о митрополите Петре(перенёс центр в Москву), Сергие Радонежском.
Литература путешествий.( путевые записки).
Хождения . В последней четверти 165 в- светские хождения- путешествие Афанасия Никитина в Индию ( Хождение за три моря).1468-1474
Хронографы - всемирная история того времени. В сер.16в.- Пахомий Логофет - первый русский хронограф( при Иване 3)
Повести : «О Петре и Февронии Муромских» (вероятно, написал Ермолай - Еразм.сер. 16 в.)
Летописи – «Книга Степенная царского родословия». Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням — от Владимира I до Ивана Грозного.
Лицевой летописный свод (Никоновская летопись)- всемирная история до 16в. Летопись содержит около 16 тыс. миниатюр — цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода («лицо» — изображение).
Исторические повести – героическая тематика.
Казанское взятие,
О хождении Стефана Батория на град Псков.
Развитие публицистики
Сказания о князьях Владимирских и Сказание о Владимире Мономахе - идея наследственной связи русских князей с византийскими и римскими императорами.
Публицист - Иван Пересветов
- Сказании о царе Константине, Сказании о Магомете- Султане- изложил свою программу преобразования в стране. Идеал устройства- сильная самодержавная власть, опирающейся на поместное дворянство. За возвышение людей по заслугам, а не по богатству и знатности. В «Большой челобитной» (1549)звучит мысль, что, карая бояр, забывших о долге перед обществом, праведный монарх должен опереться на преданное дворянство
Андрей Курбский
- История о великом князе Московском и др.- за ограничение власти царя + его переписка с Иваном Грозным (1564-1577), в которой они спорят о путях развития Руси, об отношениях монарха с подданными. «...Погибают цари и властелины, которые составляют жестокие законы», — внушает Курбский царю и слышит в ответ: «Неужели это свет — когда поп и лукавые рабы правят, царь же — только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба?»
Домострой
(составил протопоп Сильвестр ) -16в. Учебник нравственности, поведение человека в семье и в обществе, книга о ведении хозяйства, воспитании и обучении детей, роли женщины в семье.
Четьи - Минеи
16в. 13 томов- свод церковной литературы
(ежемесячные чтения) – митрополит Макарий и его ученики. В нём - все произведения русской письменности, одобренные церковью.
Москва – третий Рим
Появилась официальная идеология о Москве как о «третьем Риме »: «Два Рима «второй Рим» - Константинополь, разоренный в 1453 г.) пали, третий стоит, четвертому же — не бывать» (Филофей).
Обазование
Начальное, носило церковный характер. Доступно избранным (феодалам, купечеству, духовенству).
Наиболее распространено - обучение при монастырях.
Богословие, чтение, письмо, арифметика.
В основном - богослужебные книги. Лишь во 2 пол. 16в.- специальные: грамматики и арифметики.
Писать стали на бумаге (с 14в). Привозили из Италии, Франции, Германии, Польши.
В 15в- скоропись- беглое, ускоренное письмо.
Четьи-Минеи
«Апостол». Первая печатная книга
Памятник Ивану Фёдорову, Москва, 1909. Скульпторы: С.М.Волнухин, И.П.Машкова.
Памятник Афанасию Никитину в Твери. С.М.Орлов, А.П. Завалов, 1955.
Живопись, иконопись
Складываются школы и направления (новгородская - Феофан Грек, московская – Андрей Рублёв.
В иконописи черты строгости и возвышенности заметно ослабли, появились местные особенности – неподвижность фигур, асимметричность, орнаментальность. Появляется красочность (нередки краснофонные иконы).
2 половина 14-15 вв. – это расцвет иконописи.
Произведения иконописи к 16 веку наполняются жанровыми сценами, напоминающие бытовые. Они реалистичны, велика здесь «власть земли».
Интерес к историческим сюжетам (икона – картина « Церковь воинствующая»,- прославление на ней войска царя Ивана Грозного после победы над Казанским ханством. Или исторические сцены на Лицевом летописном своде 16 века- на нём 16 тысяч миниатюр!
Дальнейшее развитие портретной живописи. В Золотой и Грановитой палатах Московского Кремля на стенах- портреты русских князей, характеризующиеся индивидуальностью, что уже не является иконой.
Феофан Грек (из Византии): ок. 1340-1405
Его фрески, иконы- смелая и свободная манера письма.
Два периода - новгородский и московский.
В Новгороде - роспись церкви Спаса Преображения на Ильине.
В Москве - церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле и Благовещенский собор в Кремле ( + Рублёв, Прохор).
В Нижнем Новгороде- Благовещенский собор и иконостас в нём.
Особенности : динамизм, психологизм, экспрессия, наличие светоносных бликов.
Феофан Грек. Икона Донской Божьей Матери, 1380
Андрей Рублёв (ок. 1360-1430):Канонизирован
Глубокая человечность и возвышенная одухотворённость образов
1405-фрески Благовещенского собора Московского Кремля
(+ Феофан Грек, Прохор Городец).
1408-1425- икона «Троица» для Троице-Сергиевского монастыря (сейчас- в Третьяковской галерее)
1408-начало росписи стен Успенского собора во Владимире (+ Даниил Чёрный)
1428-1430- расписывал Спасский собор Андроникова монастыря в Москве
Характерно : идеальная просветлённость образов, колорит, гармония, пропорциональность.
Троица
Спас
Дионисий ( ок. 1440- псоле 1502) и его сыновья- Феодосий и Владими
80-е гг. 15в.- фрески и иконы собора Иосифо-Волоколамского монастыря.
1490-1503-фрески Ферапонтова монастыря
1503- Благовещенский собор Московского Кремля
иконостас Успенского собора московского Кремля.
Особенности : увлечение внешней стороной в ущерб психологичности, готизация форм, появление удлинённых изображений фигур, светлый колорит, стремление к изощрённой красоте. Характерны многофигурные темы, изображение праздников.
Житийная икона Преподобного Дмитрия Прилуцкого. Фрагмент
Живопись
Разнообразие школ, сюжетов, элементы бытовизма.
Церковный Собор 1553 -1554- разрешил изображать на иконах лица царей, князей, а также бытийное письмо -т.е. исторические сюжеты.
Развитие жанра исторического портрета.
Книжная миниатюра.- акварель, бытовые сцены.
Икона Благословенно воинство Небесного Царя (Церковь воинствующая)