СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Культура XIV-XVI вв " (для подготовки к ЕГЭ по истории)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Культура XIV-XVI вв " (для подготовки к ЕГЭ по истории)»

Культура XIV-XVI вв. Литература. Образование

Культура XIV-XVI вв. Литература. Образование

Устное народное творчество, литература   Основная идея произведений - непокорность врагу, освобождение страны от захватчиков, прославление героев.  Сказание о невидимом граде Китеже - легенда о городе, не сдавшемся врагу, а ушедшему на дно озера. ЛЕТОПИСИ:  - появились новые центы - Москва и Тверь  - патриотизм, идея единства под главенством Москвы     Исторические повести и песни :   повести об Александре Невском, о битве на Калке, Повесть о разорении Рязани Батыем , Повесть о Щелкане ( о восстании в Твери в 1327).  О Куликовской битве: О побоище на Дону, Сказание о Мамаевом побоище , Задонщина (Софоний Рязанец)

Устное народное творчество, литература

  • Основная идея произведений - непокорность врагу, освобождение страны от захватчиков, прославление героев.
  • Сказание о невидимом граде Китеже - легенда о городе, не сдавшемся врагу, а ушедшему на дно озера.
  • ЛЕТОПИСИ:
  • - появились новые центы - Москва и Тверь
  • - патриотизм, идея единства под главенством Москвы
  •  
  • Исторические повести и песни :   повести об Александре Невском, о битве на Калке, Повесть о разорении Рязани Батыем , Повесть о Щелкане ( о восстании в Твери в 1327).
  • О Куликовской битве: О побоище на Дону, Сказание о Мамаевом побоище , Задонщина (Софоний Рязанец)
«Хождение за три моря» Афанасий Никитин

«Хождение за три моря» Афанасий Никитин

Расцвет житийной литературы.

Писатели: Пахомий Логофет,  Епифаний Премудрый -о митрополите Петре(перенёс центр в Москву), Сергие Радонежском.

Литература путешествий.( путевые записки).

Хождения . В последней четверти 165 в- светские хождения- путешествие Афанасия Никитина в Индию ( Хождение за три моря).1468-1474

Хронографы - всемирная история того времени. В сер.16в.- Пахомий Логофет - первый русский хронограф( при Иване 3)

 

Повести : «О Петре и Февронии  Муромских»  (вероятно, написал Ермолай - Еразм.сер. 16 в.)

 

Летописи – «Книга Степенная царского родословия». Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням — от Владимира I до Ивана Грозного.

 

Лицевой летописный свод (Никоновская летопись)- всемирная история до 16в. Летопись содержит около 16 тыс. миниатюр — цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода («лицо» — изображение).

 

Исторические повести – героическая тематика.

Казанское взятие,

О хождении Стефана Батория на град Псков.

Развитие публицистики

Сказания о князьях Владимирских и Сказание о Владимире Мономахе - идея наследственной связи русских князей с византийскими и римскими императорами.

Публицист - Иван Пересветов Сказании о царе Константине, Сказании о Магомете- Султане- изложил свою программу преобразования в стране. Идеал устройства- сильная самодержавная власть, опирающейся на поместное дворянство. За возвышение людей по заслугам, а не по богатству и знатности. В «Большой челобитной» (1549)звучит мысль, что, карая бояр, забывших о долге перед обществом, праведный монарх должен опереться на преданное дворянство

Публицист - Иван Пересветов

  • Сказании о царе Константине, Сказании о Магомете- Султане- изложил свою программу преобразования в стране. Идеал устройства- сильная самодержавная власть, опирающейся на поместное дворянство. За возвышение людей по заслугам, а не по богатству и знатности. В «Большой челобитной» (1549)звучит мысль, что, карая бояр, забывших о долге перед обществом, праведный монарх должен опереться на преданное дворянство
Андрей Курбский История о великом князе Московском и др.- за ограничение власти царя + его переписка с Иваном Грозным (1564-1577), в которой они спорят о путях развития Руси, об отношениях монарха с подданными. «...Погибают цари и властелины, которые составляют жестокие законы», — внушает Курбский царю и слышит в ответ: «Неужели это свет — когда поп и лукавые рабы правят, царь же — только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба?»

Андрей Курбский

  • История о великом князе Московском и др.- за ограничение власти царя + его переписка с Иваном Грозным (1564-1577), в которой они спорят о путях развития Руси, об отношениях монарха с подданными. «...Погибают цари и властелины, которые составляют жестокие законы», — внушает Курбский царю и слышит в ответ: «Неужели это свет — когда поп и лукавые рабы правят, царь же — только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба?»
Домострой (составил протопоп Сильвестр ) -16в. Учебник нравственности, поведение человека в семье и в обществе, книга о ведении хозяйства, воспитании и обучении детей, роли женщины в семье.

Домострой

(составил протопоп Сильвестр ) -16в. Учебник нравственности, поведение человека в семье и в обществе, книга о ведении хозяйства, воспитании и обучении детей, роли женщины в семье.

Четьи - Минеи 16в. 13 томов- свод церковной литературы  (ежемесячные чтения) – митрополит Макарий и его ученики. В нём - все произведения русской письменности, одобренные церковью.

Четьи - Минеи

16в. 13 томов- свод церковной литературы

(ежемесячные чтения) – митрополит Макарий и его ученики. В нём - все произведения русской письменности, одобренные церковью.

Москва – третий Рим Появилась официальная идеология о Москве как о  «третьем Риме »: «Два Рима  «второй Рим» - Константинополь, разоренный в 1453 г.) пали, третий стоит, четвертому же — не бывать» (Филофей).

Москва – третий Рим

Появилась официальная идеология о Москве как о «третьем Риме »: «Два Рима  «второй Рим» - Константинополь, разоренный в 1453 г.) пали, третий стоит, четвертому же — не бывать» (Филофей).

Обазование Начальное,  носило церковный характер. Доступно избранным (феодалам, купечеству, духовенству).  Наиболее распространено - обучение при монастырях.  Богословие, чтение, письмо, арифметика.  В основном - богослужебные книги. Лишь во 2 пол. 16в.- специальные: грамматики и арифметики.     Писать стали на бумаге (с 14в). Привозили из Италии, Франции, Германии, Польши.  В 15в- скоропись- беглое, ускоренное письмо.

Обазование

Начальное,  носило церковный характер. Доступно избранным (феодалам, купечеству, духовенству).

Наиболее распространено - обучение при монастырях.

Богословие, чтение, письмо, арифметика.

В основном - богослужебные книги. Лишь во 2 пол. 16в.- специальные: грамматики и арифметики.

 

Писать стали на бумаге (с 14в). Привозили из Италии, Франции, Германии, Польши.

В 15в- скоропись- беглое, ускоренное письмо.

Четьи-Минеи

Четьи-Минеи

«Апостол». Первая печатная книга

«Апостол». Первая печатная книга

Памятник Ивану Фёдорову, Москва, 1909.      Скульпторы: С.М.Волнухин, И.П.Машкова.

Памятник Ивану Фёдорову, Москва, 1909.   Скульпторы: С.М.Волнухин, И.П.Машкова.

Памятник Афанасию Никитину в Твери.      С.М.Орлов, А.П. Завалов, 1955.

Памятник Афанасию Никитину в Твери.   С.М.Орлов, А.П. Завалов, 1955.

Живопись, иконопись   Складываются школы и направления (новгородская - Феофан Грек, московская – Андрей Рублёв.  В иконописи черты строгости и возвышенности заметно ослабли, появились местные особенности – неподвижность фигур, асимметричность, орнаментальность. Появляется красочность (нередки краснофонные иконы).  2 половина 14-15 вв. – это расцвет иконописи.  Произведения иконописи к 16 веку наполняются жанровыми сценами, напоминающие бытовые. Они реалистичны, велика здесь «власть земли».  Интерес к историческим сюжетам (икона – картина « Церковь воинствующая»,- прославление на ней войска царя Ивана Грозного после победы над Казанским ханством. Или исторические сцены на Лицевом летописном своде 16 века- на нём 16 тысяч миниатюр!  Дальнейшее развитие портретной живописи. В Золотой и Грановитой палатах Московского Кремля на стенах- портреты русских князей, характеризующиеся индивидуальностью, что уже не является  иконой.

Живопись, иконопись

Складываются школы и направления (новгородская - Феофан Грек, московская – Андрей Рублёв.

В иконописи черты строгости и возвышенности заметно ослабли, появились местные особенности – неподвижность фигур, асимметричность, орнаментальность. Появляется красочность (нередки краснофонные иконы).

2 половина 14-15 вв. – это расцвет иконописи.

Произведения иконописи к 16 веку наполняются жанровыми сценами, напоминающие бытовые. Они реалистичны, велика здесь «власть земли».

Интерес к историческим сюжетам (икона – картина « Церковь воинствующая»,- прославление на ней войска царя Ивана Грозного после победы над Казанским ханством. Или исторические сцены на Лицевом летописном своде 16 века- на нём 16 тысяч миниатюр!

Дальнейшее развитие портретной живописи. В Золотой и Грановитой палатах Московского Кремля на стенах- портреты русских князей, характеризующиеся индивидуальностью, что уже не является  иконой.

Феофан Грек  (из Византии): ок. 1340-1405 Его фрески, иконы- смелая и свободная манера письма.  Два периода - новгородский и московский.  В Новгороде - роспись церкви Спаса Преображения на Ильине.  В Москве - церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле и Благовещенский собор в Кремле ( + Рублёв, Прохор).  В Нижнем Новгороде- Благовещенский собор и иконостас в нём.  Особенности : динамизм, психологизм, экспрессия, наличие светоносных бликов.

Феофан Грек (из Византии): ок. 1340-1405

Его фрески, иконы- смелая и свободная манера письма.

Два периода - новгородский и московский.

В Новгороде - роспись церкви Спаса Преображения на Ильине.

В Москве - церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле и Благовещенский собор в Кремле ( + Рублёв, Прохор).

В Нижнем Новгороде- Благовещенский собор и иконостас в нём.

Особенности : динамизм, психологизм, экспрессия, наличие светоносных бликов.

Феофан Грек. Икона Донской Божьей Матери, 1380

Феофан Грек. Икона Донской Божьей Матери, 1380

Андрей Рублёв (ок. 1360-1430):Канонизирован Глубокая человечность и возвышенная одухотворённость образов  1405-фрески Благовещенского собора Московского  Кремля  (+ Феофан Грек, Прохор Городец).  1408-1425- икона «Троица» для Троице-Сергиевского монастыря (сейчас- в Третьяковской галерее)  1408-начало росписи стен Успенского собора во Владимире (+ Даниил Чёрный)  1428-1430- расписывал  Спасский собор Андроникова монастыря в Москве  Характерно : идеальная просветлённость образов, колорит, гармония, пропорциональность.

Андрей Рублёв (ок. 1360-1430):Канонизирован

Глубокая человечность и возвышенная одухотворённость образов

1405-фрески Благовещенского собора Московского  Кремля

(+ Феофан Грек, Прохор Городец).

1408-1425- икона «Троица» для Троице-Сергиевского монастыря (сейчас- в Третьяковской галерее)

1408-начало росписи стен Успенского собора во Владимире (+ Даниил Чёрный)

1428-1430- расписывал  Спасский собор Андроникова монастыря в Москве

Характерно : идеальная просветлённость образов, колорит, гармония, пропорциональность.

Троица

Троица

Спас

Спас

Дионисий ( ок. 1440- псоле 1502) и его сыновья- Феодосий и Владими 80-е гг. 15в.- фрески и иконы собора Иосифо-Волоколамского монастыря.  1490-1503-фрески Ферапонтова монастыря  1503- Благовещенский собор Московского Кремля  иконостас Успенского собора московского Кремля.  Особенности : увлечение внешней стороной в ущерб психологичности,  готизация форм, появление удлинённых изображений фигур, светлый колорит, стремление к изощрённой красоте. Характерны многофигурные темы, изображение праздников.

Дионисий ( ок. 1440- псоле 1502) и его сыновья- Феодосий и Владими

80-е гг. 15в.- фрески и иконы собора Иосифо-Волоколамского монастыря.

1490-1503-фрески Ферапонтова монастыря

1503- Благовещенский собор Московского Кремля

иконостас Успенского собора московского Кремля.

Особенности : увлечение внешней стороной в ущерб психологичности,  готизация форм, появление удлинённых изображений фигур, светлый колорит, стремление к изощрённой красоте. Характерны многофигурные темы, изображение праздников.

Житийная икона Преподобного Дмитрия Прилуцкого. Фрагмент 

Житийная икона Преподобного Дмитрия Прилуцкого. Фрагмент 

Живопись Разнообразие школ, сюжетов, элементы бытовизма.  Церковный Собор 1553 -1554- разрешил изображать на иконах лица царей, князей, а также бытийное письмо -т.е. исторические сюжеты.  Развитие жанра исторического портрета.     Книжная миниатюра.- акварель, бытовые сцены.

Живопись

Разнообразие школ, сюжетов, элементы бытовизма.

Церковный Собор 1553 -1554- разрешил изображать на иконах лица царей, князей, а также бытийное письмо -т.е. исторические сюжеты.

Развитие жанра исторического портрета.

 

Книжная миниатюра.- акварель, бытовые сцены.

Икона Благословенно воинство Небесного Царя (Церковь воинствующая)

Икона Благословенно воинство Небесного Царя (Церковь воинствующая)