СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Квадратные уравнения. Все ли известные способы их решения изучаются в школьной программе?"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к защите исследовательской работы "Квадратные уравнения. Все ли известные способы их решения изучаются в школьной программе?"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Квадратные уравнения. Все ли известные способы их решения изучаются в школьной программе?"»

Подготовил : Самовилов Сергей  ученик 9 – Г класса  Руководитель : Богомолова   Наталья Николаевна

Подготовил : Самовилов Сергей ученик 9 – Г класса Руководитель : Богомолова Наталья Николаевна

Найденные древние вавилонские глиняные таблички, которым около 2 тысяч лет до н.э., являются самыми ранними свидетельствами об изучении квадратных уравнений. Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые изложены в 1202 г. в «Книге абака» итальянским математиком Леонардом Фибоначчи. Страница из Книги абака

Найденные древние вавилонские глиняные таблички, которым около 2 тысяч лет до н.э., являются самыми ранними свидетельствами об изучении квадратных уравнений.

Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые изложены в 1202 г. в «Книге абака»

итальянским математиком Леонардом Фибоначчи.

Страница

из Книги абака

Общее правило решения квадратных уравнений вида: х 2 + bx = с, при всевозможных комбинациях знаков коэффи ц иентов b, с было сформулировано в 1544 г. немецким математиком М. Штифелем. Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни.

Общее правило решения квадратных уравнений вида: х 2 + bx = с, при всевозможных комбинациях знаков коэффи ц иентов b, с было сформулировано в 1544 г. немецким математиком М. Штифелем.

Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни.

Николай Тарталья (1501 – 1559) Рафаэль Бомбелли (1526   – 1572) Кардано Джироламо  (1501 –  1576) Итальянские математики Тарталья, Кардано, Бомбелли среди первых в XVI в. учитывают, помимо положительных и отрицательные корни.

Николай

Тарталья

(1501 – 1559)

Рафаэль Бомбелли (1526   – 1572)

Кардано

Джироламо

(1501 – 1576)

Итальянские математики Тарталья, Кардано, Бомбелли среди первых в XVI в. учитывают, помимо положительных и отрицательные корни.

Жирар Альберт  (1595 – 1633) Рене Декарт (1596 – 1650) Исаак  Ньютон  (1642 – 1727) В XVII в. благодаря трудам Жиррара, Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принял современный вид.

Жирар

Альберт

(1595 – 1633)

Рене

Декарт

(1596 – 1650)

Исаак

Ньютон

(1642 – 1727)

В XVII в. благодаря трудам Жиррара, Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принял современный вид.

Способ решения квадратных уравнений, вытекающий из геометрического метода нахождения квадратных корней

Способ решения квадратных уравнений,

вытекающий из

геометрического метода нахождения квадратных корней

І . Пусть надо решить уравнение x 2 + 10x + 9 = 0. Выполним следующее построение.  По катету и гипотенузе построим прямоугольный треугольник. Причем,

І . Пусть надо решить уравнение

x 2 + 10x + 9 = 0.

Выполним следующее построение.

  • По катету и гипотенузе

построим прямоугольный треугольник. Причем,

2. Радиусом, равным   проведем окружность с центром в точке А.  B • • • • • D C A E

2. Радиусом, равным проведем окружность с

центром в точке А.

B

D

C

A

E

3. Отрезок DC составлен из  и ,  т. е.  DC = 9 = х 1 . Отрезок СЕ – разность отрезков и , т. е. отрезок СЕ = 1 = х 2 . B • • • • • D A C E

3. Отрезок DC составлен из и ,

т. е. DC = 9 = х 1 .

Отрезок СЕ – разность отрезков

и , т. е. отрезок СЕ = 1 = х 2 .

B

D

A

C

E

0. 2. Строим прямоугольный треугольник по двум отрезкам – гипотенузе и катету . 2.1. Отложим катет, равный (это получится всегда). 2.2. Раствором циркуля, равным из точки В проведем дугу окружности, чтобы получить точку А ( это получится далеко не всегда): Если катет больше гипотенузы треугольник не построить . Т.е., если , то – дискриминант квадратного уравнения, отрицателен – уравнение решений не имеет. " width="640"

Имеем следующий алгоритм

1. Пусть есть уравнение вида

x 2 + px + q =0 , причем q 0.

2. Строим прямоугольный треугольник по двум отрезкам –

гипотенузе и катету .

2.1. Отложим катет, равный (это получится всегда).

2.2. Раствором циркуля, равным из точки В проведем дугу

окружности, чтобы получить точку А ( это получится далеко не всегда):

Если катет больше гипотенузы треугольник не построить .

Т.е., если , то –

дискриминант квадратного уравнения, отрицателен – уравнение решений не имеет.

0 , р 0 → оба корня отрицательны , если q 0, р оба корня положительны . B • • • • • D C A E " width="640"

2.3. х 1 = DC = ,

х 2 = СЕ = ,

причем, если q 0 , р 0 → оба корня отрицательны ,

если q 0, р оба корня положительны .

B

D

C

A

E

І I . Пусть надо решить уравнение х 2 + 8х - 9 = 0.  Произведем следующие построения. 1. Построим прямоугольный АВС с катетами  и 2. Найдем гипотенузу по теореме Пифагора В А С

І I . Пусть надо решить уравнение

х 2 + 8х - 9 = 0.

Произведем следующие построения.

1. Построим прямоугольный АВС с катетами

и

2. Найдем гипотенузу по теореме Пифагора

В

А

С

0. В D А E С " width="640"

3. Радиусом проведем окружность с центром в точке А.

4. Отрезки DB и E B соответственно равны:

Задачу можно рассматривать и для р

Уравнение имеет два различных по знаку корня:

  • больший по модулю корень положителен,

если p

  • больший по модулю корень отрицателен,

если p 0.

В

D

А

E

С

Решение квадратных уравнений с помощью номограммы

Решение квадратных уравнений с помощью номограммы

Номограмма позволяет, не решая квадратного уравнения, по его коэффициентам определить корни уравнения.

Номограмма позволяет, не решая квадратного уравнения, по его коэффициентам определить корни уравнения.

Для уравнения z 2 – 8 z + 4 = 0  Номограмма дает корни z 1 =7,5 и z 2 = 0,55

Для уравнения

z 2 – 8 z + 4 = 0

Номограмма дает корни

z 1 =7,5 и z 2 = 0,55

Номограмма дает значения положительных корней уравнения  z 2 + pz + q = 0.  Если уравнение имеет корни разных знаков , то найдя по номограмме положительный корень, отрицательный находят вычитая положительный из - р. Когда оба корня отрицательные принимают z = -  t  и находят по номограмме два положительных корня t 1 и t 2 уравнения t 2 + pt + q = 0 , а затем z 1 =-t 1 и z 2 = -t 2 Если коэффициенты p и q выходят за пределы шкал , выполняют подстановку z=rt и решают посредством номограммы уравнение где r берется с таким расчетом, чтобы имели место неравенства

Номограмма дает значения положительных корней уравнения

z 2 + pz + q = 0.

Если уравнение имеет корни разных знаков , то найдя по номограмме положительный корень, отрицательный находят вычитая положительный из - р.

Когда оба корня отрицательные принимают z = -  t и находят по номограмме два положительных корня t 1 и t 2 уравнения t 2 + pt + q = 0 , а затем z 1 =-t 1 и z 2 = -t 2

Если коэффициенты p и q выходят за пределы шкал , выполняют подстановку z=rt и решают посредством номограммы уравнение

где r берется с таким расчетом, чтобы имели место неравенства

Геометрический способ решения  квадратных  уравнений

Геометрический способ

решения

квадратных

уравнений

Пример, ставший знаменитым, из «Алгебры» ал - Хорезми:  х 2 + 10х = 39 . Задача – «Квадрат и десять корней равны 39».

Пример, ставший знаменитым, из «Алгебры» ал - Хорезми:

х 2 + 10х = 39 .

Задача – «Квадрат и десять корней равны 39».

Использование различных способов решения квадратных уравнений является важным звеном в изучении математики, и позволяет развивать внимание и сообразительность. На наш взгляд данная тема достаточно актуальна, так как она может пригодиться не только во время обучения в школе, а в последующем и в ВУЗе, но и на протяжении всей жизни.

Использование различных способов решения квадратных уравнений является важным звеном в изучении математики, и позволяет развивать внимание и сообразительность.

На наш взгляд данная тема достаточно актуальна, так как она может пригодиться не только во время обучения в школе, а в последующем и в ВУЗе, но и на протяжении всей жизни.