Подготовил : Самовилов Сергей ученик 9 – Г класса Руководитель : Богомолова Наталья Николаевна
Найденные древние вавилонские глиняные таблички, которым около 2 тысяч лет до н.э., являются самыми ранними свидетельствами об изучении квадратных уравнений.
Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые изложены в 1202 г. в «Книге абака»
итальянским математиком Леонардом Фибоначчи.
Страница
из Книги абака
Общее правило решения квадратных уравнений вида: х 2 + bx = с, при всевозможных комбинациях знаков коэффи ц иентов b, с было сформулировано в 1544 г. немецким математиком М. Штифелем.
Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни.
Николай
Тарталья
(1501 – 1559)
Рафаэль Бомбелли (1526 – 1572)
Кардано
Джироламо
(1501 – 1576)
Итальянские математики Тарталья, Кардано, Бомбелли среди первых в XVI в. учитывают, помимо положительных и отрицательные корни.
Жирар
Альберт
(1595 – 1633)
Рене
Декарт
(1596 – 1650)
Исаак
Ньютон
(1642 – 1727)
В XVII в. благодаря трудам Жиррара, Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принял современный вид.
Способ решения квадратных уравнений,
вытекающий из
геометрического метода нахождения квадратных корней
І . Пусть надо решить уравнение
x 2 + 10x + 9 = 0.
Выполним следующее построение.
построим прямоугольный треугольник. Причем,
2. Радиусом, равным проведем окружность с
центром в точке А.
B
•
•
•
•
•
D
C
A
E
3. Отрезок DC составлен из и ,
т. е. DC = 9 = х 1 .
Отрезок СЕ – разность отрезков
и , т. е. отрезок СЕ = 1 = х 2 .
B
•
•
•
•
•
D
A
C
E
0. 2. Строим прямоугольный треугольник по двум отрезкам – гипотенузе и катету . 2.1. Отложим катет, равный (это получится всегда). 2.2. Раствором циркуля, равным из точки В проведем дугу окружности, чтобы получить точку А ( это получится далеко не всегда): Если катет больше гипотенузы треугольник не построить . Т.е., если , то – дискриминант квадратного уравнения, отрицателен – уравнение решений не имеет. " width="640"
Имеем следующий алгоритм
1. Пусть есть уравнение вида
x 2 + px + q =0 , причем q 0.
2. Строим прямоугольный треугольник по двум отрезкам –
гипотенузе и катету .
2.1. Отложим катет, равный (это получится всегда).
2.2. Раствором циркуля, равным из точки В проведем дугу
окружности, чтобы получить точку А ( это получится далеко не всегда):
Если катет больше гипотенузы треугольник не построить .
Т.е., если , то –
дискриминант квадратного уравнения, отрицателен – уравнение решений не имеет.
0 , р 0 → оба корня отрицательны , если q 0, р оба корня положительны . B • • • • • D C A E " width="640"
2.3. х 1 = DC = ,
х 2 = СЕ = ,
причем, если q 0 , р 0 → оба корня отрицательны ,
если q 0, р оба корня положительны .
B
•
•
•
•
•
D
C
A
E
І I . Пусть надо решить уравнение
х 2 + 8х - 9 = 0.
Произведем следующие построения.
1. Построим прямоугольный АВС с катетами
и
2. Найдем гипотенузу по теореме Пифагора
В
А
С
0. В D А E С " width="640"
3. Радиусом проведем окружность с центром в точке А.
4. Отрезки DB и E B соответственно равны:
Задачу можно рассматривать и для р
Уравнение имеет два различных по знаку корня:
- больший по модулю корень положителен,
если p
- больший по модулю корень отрицателен,
если p 0.
В
D
А
E
С
Решение квадратных уравнений с помощью номограммы
Номограмма позволяет, не решая квадратного уравнения, по его коэффициентам определить корни уравнения.
Для уравнения
z 2 – 8 z + 4 = 0
Номограмма дает корни
z 1 =7,5 и z 2 = 0,55
Номограмма дает значения положительных корней уравнения
z 2 + pz + q = 0.
Если уравнение имеет корни разных знаков , то найдя по номограмме положительный корень, отрицательный находят вычитая положительный из - р.
Когда оба корня отрицательные принимают z = - t и находят по номограмме два положительных корня t 1 и t 2 уравнения t 2 + pt + q = 0 , а затем z 1 =-t 1 и z 2 = -t 2
Если коэффициенты p и q выходят за пределы шкал , выполняют подстановку z=rt и решают посредством номограммы уравнение
где r берется с таким расчетом, чтобы имели место неравенства
Геометрический способ
решения
квадратных
уравнений
Пример, ставший знаменитым, из «Алгебры» ал - Хорезми:
х 2 + 10х = 39 .
Задача – «Квадрат и десять корней равны 39».
Использование различных способов решения квадратных уравнений является важным звеном в изучении математики, и позволяет развивать внимание и сообразительность.
На наш взгляд данная тема достаточно актуальна, так как она может пригодиться не только во время обучения в школе, а в последующем и в ВУЗе, но и на протяжении всей жизни.