ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Личностно-ориентированные технологии в организации педагогического процесса
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Подготовила старший воспитатель
МБДОУ г.Керчи РК
«Детский сад №14 «Кораблик»
Зубко М.В.
2022 г.
Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Цель - такого обучения состоит в создании системы психолого – педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребёнком в отдельности с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Какие существуют личностно-ориентированные технологии
Исследователь-ская (проблемно-поисковая)
Коммуника-тивная (дискуссионная )
Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие"
Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризую-щихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения
Имитационного моделирования (игровая)
Психологи-ческая (самоопределенческая)
Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональ-ных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Характерной чертой этой технологии является самоопре-деление обучаемого по выполнению той или иной образова-тельной деятельности.
Деятельнос-тная
Характерной чертой этой технологии является способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Рефлексивная
Особенностью этой техноло-гии является осознание ребёнком дея-тельности: того как, каким спо-собом получен результат, какие при этом встре-чались затруд-нения, как они были устране-ны, и что чувствовал он при этом .
Направления работы педагога с использованием личностно-ориентированных технологий
1. Общение с ребенком при организации всех видов деятельности.
2. Организованная деятельность (формы организации - игры, занятия, экспериментальная деятельность, досуги, упражнения, тренинги, этюды, игры-ситуации, ритуалы, образно-ролевые игры и т.п.).
3. Организация предметно-пространственной среды (уголки уединения, уголки эмоций, дидактические и развивающие игры и т.п.).
1 . Общение с ребенком при организации всех видов деятельности.
В процессе взаимодействия с детьми необходимо создать ситуации, ориентированные на личностное развитие: ситуации успеха, ситуации, обращенные к личному опыту ребенка, ситуации выбора задания, оборудования, партнера по деятельности и т. д., предоставляем ребенку возможность реализовать себя как личность.
Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!»
2. Методы, приемы и формы организации деятельности детей с использованием личностно-ориентированных технологий
1. Прием «Дежурство по тишине».
2. «Цветные ладошки»
3. Психолого-педагогические приемы:
- «Гордость»
- «День прошел»
- «Эмоциональное обволакивание»
- «Помоги»
- «Заражение»
- «Все вместе»
- «Отвлечение»
- «Научи меня, пожалуйста»
- Отвлечение
- Даю шанс
2. Методы, приемы и формы организации деятельности детей с использованием личностно-ориентированных технологий
4. Игра «Комплименты»
5. Игры-ситуации, проблемные ситуации (картотека)
6 . Ритуалы начала дня. Ритуалы окончания дня. Ритуалы приветствий (картотека).
7. Мирилки (картотеки)
8. Игры и упражнения по социально-личностному развитию детей (картотеки)
9.Экспериментальная деятельность, коллекционирование.
10. Тренинги, этюды (картотека).
11. Образно-ролевые игры
12. Конкурсы и выставки детского творчества.
12. Цикл занятий, игр и упражнений по развитию эмоциональной сферы у детей (картотека).
13. Комплексные занятия на тему «Я расту» (личностное развитие ребенка – физическое, моральное, творческое, воспитание самостоятельности).
14. Комплексные занятия на тему «Учусь управлять собой» (формирование у детей сознательного поведения, умение общаться с окружающими, людьми разного возраста).
15. Комплексные занятия по личностному развитию (формирование социальных навыков, уверенности в себе, развитие чувств, желаний , взглядов).
3 . Организация предметно-пространственной среды с целью использования личностно-ориентированных технологий
№
Компонент
1
Процесс
Приемная
1.1.
«Визитная карточка
1.2.
группы»
Размещенные фотографии детей группы, позволяют каждому ребенку чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых
«Экран настроения»
1.3.
«Уголок именинника»
1.4.
Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние
Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития).
«Мои достижения»
1.5.
«Интерактивная фоторамка»
Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду
1.6.
Информирование родителей о новостях и событиях, происходящих в течение дня в группе.
«Мое творчество»
Формирование индивидуальной копилки творческих работ воспитанников группы
3 . Организация предметно-пространственной среды с целью использования личностно-ориентированных технологий
№
Компонент
1.7.
Процесс
«Портфолио воспитанников»
1.8.
«Портфолио группы»
Формирование копилки индивидуальных интересных дел и событий воспитанников группы в разнообразных видах деятельности в течение периода дошкольного детства
1.9.
Формирование копилки интересных дел и событий всех воспитанников группы в разнообразных видах деятельности в течение периода дошкольного детства
«Индивидуальные мини-проекты»
1.10
«Панорама добрых дел»
2.
Презентация индивидуальных интересов, увлечений воспитанников
Накопленные в течение месяца достижения и добрые дела воспитанников и их родителей служат положительным стимулом для доброжелательных взаимоотношений участников образовательного процесса и способствуют формированию духовно-нравственных ценностей, норм и правил
Групповая комната
2.1.
«Центр физического развития»
2.1.1
Экран «Олимпийские надежды»
Используется для презентации спортивных традиций, достижений воспитанников группы, для формирования положительного отношения к занятиям физической культурой, осознания личного причастия к жизни группы, для формирования желания собственного увлечения каким-либо видом спорта, обмена мнениями внутри детского коллектива группы
3 . Организация предметно-пространственной среды с целью использования личностно-ориентированных технологий
№
Компонент
2.1.2
Процесс
«Альбом подвижных игр»
2.1.3
Лэпбуки по теме ЗОЖ
Совместно созданные детьми и родителями подвижные игры заносятся в «Альбом подвижных игр»
2.1.4
2.2.
Индивидуальные интерактивные папки по формированию ЗОЖ.
«Индивидуальные проекты»
«Центр безопасности»
Презентация индивидуальных спортивных достижений, интересов, увлечений воспитанников
2.2.1
Индивидуальные проекты по теме «Безопасность»
2.3.
Центр уединения, семейные фотоальбомы
Индивидуальные интерактивные папки по формированию безопасного поведения на улице, в лесу, дома
2.4.
Психологическая разгрузка воспитанников
Уголок «Мое настроение» (зеркало настроения, игры на определение эмоций и т.п.)
2.5.
Центр художественно-эстетического развития
Ознакомление дошкольников с миром эмоций и чувств
2.5.1
Персональные выставки
Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка, продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов, глины, бумаги, природного и бросового материалов)
3 . Организация предметно-пространственной среды с целью использования личностно-ориентированных технологий
№
Компонент
2.6.
Процесс
« Центр природы и экспериментирования»
2.6.1
Дневники по экспериментированию
2.6.2
Результаты детской познавательно – исследовательской деятельности заносятся в дневники по экспериментальной деятельности
Индивидуальные проекты
2.7.
«Наши первые эксперименты»
Презентация совместной познавательно-исследовательской деятельности детей и родителей
«Человек в культуре и обществе»
2.7.1
2.7.2
Коллекции «Островок сокровищ»
Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), систематизация и изучение собираемого.
Мини-музеи
2.8.
Персональные тематические выставки в мини- музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта
Центр познавательного развития
2.8.1
Дидактические игры
2.9.
Совместно созданные детьми и родителями д/и вносятся в центр
Центр игры
2.9.1
Макеты
2.9.2
Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками .
Атрибуты для сюжетно-ролевых, режиссерских игр
Создание ребенком, совместно ребенком и взрослым предметных образцов пространства и объектов мира – элементов, организующих предметную среду для игры.
Примеры оформления предметно-пространственной среды с использование личностно-ориентированных технологий
Уголок приветствия
Цель: создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и признания. Приходя в группу, ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим, таким образом заявляя о своем присутствии в группе.
Панорама добрых дел Цель: стимулирование детей к совершению добрых поступков
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ
накопленные достижения воспитанников служат стимулом к его развитию
ГОРОД ЗВЕЗД
УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ
- Требования к оформлению
- Он не должен быть слишком большим по размеру (ведь ощущение уюта и спокойствия ребёнку даёт именно миниатюрный домик, шатёр или палатка).
- Цветовая палитра уголка не предполагает слишком ярких цветов, освещение должно быть приглушённым.
- На полу обязателен мягкий коврик, подушки (как вариант — детское кресло), приветствуются мягкие модули. Предметная среда в уголке должна носить развивающий характер (а не только красивые и милые вещицы, которые приятно потрогать и рассмотреть), побуждать дошкольников к самосовершенствованию и творчеству.
- Наполнение зоны релакса должно быть вариативным. Воспитатель периодически меняет атрибуты для игр, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности.
- При подготовке пособий воспитатель обязательно учитывает возрастные особенности дошкольников. Игрушки, атрибуты и развивающие материалы также должны отвечать эстетическим и гигиеническим показателям.
- Никогда нельзя забывать о технике безопасности: в уголке недопустимы острые и легко бьющиеся предметы.
УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ
- Наполнение уголка уединения
- Важнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно выделить три основные группы.
- 1. Предметы для выражения негативных эмоций.
- 2. Предметы, выполняющие успокаивающую и
- релаксационную функцию.
- 3. Пособия для развития эмоциональной сферы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети. Поэтому и считается, что каждая конкретная технология считается авторской.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.