Литературные баллады
(2-й урок)
Проверка домашнего задания
1. Литературные баллады похожи на …
Баллада – это …
Баллада – это жанр лиро-эпической песни; рассказ, изложенный в поэтической форме.
Тематика баллад :
1)
2)
3)
4)
Тематика баллад :
1) личная;
2) семейно-бытовая;
3) героическая;
4) социальная.
Признаки баллад :
- Герой стоит …
- Динамичный …
- Настроение …
- Герои баллад - …
- Фантастические …
- Мир баллады …
- Место действия - …
Известные авторы литературных баллад
Известные авторы литературных баллад
И. В. Гёте, Ф. Шиллер
У Жуковского всего … баллад, большую часть составляют переводы баллад немецких романтиков … и … .
Докажите, что «Лесной царь» - баллада. Укажите все признаки.
Признаки баллады «Лесной царь»:
1. Динамичный сюжет.
2. Общее настроение тревожное.
3. Герои баллады – люди простого звания.
3. Фантастические существа (Лесной царь).
4. Мир баллады загадочный и таинственный.
5. Место действия – лес.
6. Яркие чувства героев.
7. Двоемирие: сочетание реального мира с фантастическим.
Элементы сюжета в балладе «Лесной царь»
Судьба персонажей до событий, изображенных в балладе
Экспозиция
Какое событие заставило всадника пуститься в путь?
Завязка
События, происходящие в балладе
Развитие
действия
Момент наивысшего развития действия
Кульминация
Развязка
Элементы сюжета в балладе «Лесной царь»
Экспозиция
Какова судьба персонажей до событий, изображенных в балладе?
Нет
Отец и сын скачут по ноч-
ному лесу.
Завязка
Какое событие заставило всадника пуститься в путь?
Мальчик испытывает нарастающее чувство страха. Сын слышит голос Лесного царя.
События, происходящие в балладе
Развитие
действия
Кульминация
Смерть ребёнка
Момент наивысшего развития действия
Совпадает с кульминацией
Развязка
Жуковский был, может быть, первый в русской литературе, который доказал, что переводчик — это не раб, а соперник автора.
Александр Сергеевич Пушкин
(1799–1837 гг.)
М. Ю. Лермонтов. Баллада «Перчатка»
Вельможи толпою стояли И молча зрелища ждали; Меж них сидел Король величаво на троне; Кругом на высоком балконе Хор дам прекрасный блестел.
Вот царскому знаку внимают. Скрыпучую дверь отворяют, И лев выходит степной Тяжелой стопой. И молча вдруг Глядит вокруг. Зевая лениво, Трясет желтой гривой И, всех обозрев,
Ложится лев.
И царь махнул снова, И тигр суровый С диким прыжком Взлетел опасный И, встретясь с львом, Завыл ужасно; Он бьет хвостом, Потом Тихо владельца обходит, Глаз кровавых не сводит... Но раб пред владыкой своим Тщетно ворчит и злится: И невольно ложится Он рядом с ним.
Сверху тогда упади Перчатка с прекрасной рук Судьбы случайной игрою Между враждебной четою.
И к рыцарю вдруг своему обратясь, Кунигунда сказала, лукаво смеясь: "Рыцарь, пытать я сердца люблю. Если сильна так любовь у вас, Как вы твердите мне каждый час, То подымите перчатку мою!"
И рыцарь с балкона в минуту бежит, И дерзко в круг он вступает, На перчатку меж диких зверей он глядит И смелой рукой подымает.
И зрители в робком вокруг ожиданье, Трепеща, на юношу смотрят в молчанье. Но вот он перчатку приносит назад.
Отвсюду хвала вылетает, И нежный, пылающий взгляд -- Недального счастья заклад -- С рукой девицы героя встречает.
Но досады жестокой пылая в огне, Перчатку в лицо он ей кинул: "Благодарности вашей не надобно мне!" -- И гордую тотчас покинул.
Анализ содержания баллады
М. Ю. Лермонтова «Перчатка»
- На сколько частей можно разделить балладу и что автор описывает в каждой части?
- Как описываются хищники?
- Как характеризуется дама?
- Что подчёркивает автор в действиях рыцаря?
- Как вы объясните поступок рыцаря в финале баллады?
Композиционные части баллады:
- Король на балконе ожидает сражения.
- Выход на арену льва и тигра.
- Падение перчатки.
- «Вызов» дамы.
- Рыцарь на арене среди зверей.
- Рыцарь возвращает перчатку даме.
с. 31, вопрос 1.
Где и в какую эпоху происходит действие баллады «Перчатка»?
Что вы знаете о рыцарском кодексе чести, правах и обязанностях рыцаря?
Какие из них затрагиваются в этой балладе?
Рыцарь должен служить даме, совершить подвиг в её честь, выразив этим свою преданность.
В балладе дама не думает о рыцаре. Посылая его на арену, она подвергает юношу смертельной опасности.
Почему рыцарь идёт на арену?
Честь и звание рыцаря не позволяло отказаться, иначе его могли признать трусом.
Присутствующие шокированы поступком не дамы, а рыцаря, который спокойно выполняет каприз Кунигунды. С замиранием сердца они наблюдают за необычной сценой.
Заключительные строки баллады содержат в себе смятение присут-ствующих, радость и гордость красавицы, ради которой молодой человек рисковал жизнью.
Автор подводит итог: рыцарь не отвечает даме на улыбку, теперь он ей не верит.
Ф. Шиллер был полон идеями гума-низма и понимал, что человеческая жизнь является ценностью.
В балладе автор показывает, что даже дикие звери не всегда прояв-ляют друг к другу жестокость.
Рыцарь осознаёт истинное отношение своей дамы к нему, настоящую цену любви и жизни. Забава красавицы открывает глаза рыцарю – он не верит в любовь дамы, ради которой ступил на арену к диким зверям.
Поступок Кунигунды показывает её суть. Дама не любит рыцаря, так как настоящая любовь не требует таких жестоких испытаний.
Любовь не должна требовать подобных жертв, беспощадных и несправедливых, а жизнь стоит большего, чем чей-то нелепый каприз и брошенная на арену с кровожадными зверями перчатка.
Основной смысл произведения – ничто не может быть ценнее жизни человека, и глупо ею рисковать ради прихоти избалованной девушки.