Тема: «Путешествие в страну сказок. Автоматизация звука Р»
Цели:
Образовательные:
Закрепление знаний о механизме образования звука Р, его акустических особенностях.
Закреплять навыки чёткого произношения звука Р в слогах, словах и предложениях.
Закреплять навыки подбора антонимов, согласования слов во фразе при спряжении в будущем времени, распознании однокоренных слов, работа с деформированными предложениями, т.е. развитии лексико-грамматического строя речи.
Развивающие:
Развивать слуховое восприятие звука Р.
Развивать воображение, память.
Воспитательные:
Формирование у учащегося таких качеств, как чувство самореализации, удовлетворения от выполненной работы, эмоции удовольствия, радости.
Воспитывать усидчивость, отзывчивость, внимательное отношение к душевному состоянию героев сказки.
Оборудование: презентация, звуковички, подвижный профиль, звуковые фишки, массажные коврики с цифрами для ступней ног, таблички с прилагательными, листья кувшинок, письмо-задание, лестница успеха, смайлики.
Ход занятия:
Организационный момент. Слайд 1.
- …, ты любишь сказки и путешествия.
- Я приглашаю тебя совершить путешествие в сказочную страну. Слайд 2. Чтобы туда попасть нужно прочитать волшебную считалочку. Слайд 3.
Если дружно встать на ножки,
Топнуть прыгнуть – не упасть,
То в страну весёлых сказок
Можно сразу же попасть.
Только прочитали считалочку половина букв на слайде из неё исчезает. Слайд 4.
- Ой, что происходит? Почему половина букв из нашей считалочки исчезла? Слайд 5. (просмотр видеофрагмента о том, что Баба-Яга украла буквы).
- Сомнений нет, мы с тобой в сказочной стране. Ну, что готов пройти задания-испытания, которые нам приготовила Баба-Яга, чтобы вернуть буквы? Тогда вперёд.
3. Задание 1. Развлеки кота Бабы-Яги Мурзика.
Артикуляционная гимнастика (комплекс для звука Р). Слайд 6.
Баба-Яга вернула букву Р. А мы с тобой как раз работаем над этим звуком. Слайд 13.
Задание 2. Выбери правильный профиль для звука Р, подбери звуковичка. Какой это звук, дай характеристику. Слайд 14. Баба-Яга вернула букву С. Слайд 15.
Задание 3. Помоги Карлсону догнать Бабу-Ягу, чтобы забрать у неё ещё одну букву. Говори громко и протяжно на одном выдохе звук Р и моторчик Карлсона будет работать быстрее. Слайд 16. (буква О) Слайд 17.
Задание 4. Повтори за вороной Бабы-Яги слоги и получишь ещё одну букву. Будь внимателен! Слайд 18.
ДРА-ДРО-ДРУ-ДРЫ
ГРЫ-ГРА-ГРО-ГРУ
ПРО-ПРУ-ПРЫ-ПРА
ЫТР-АТР-ОТР-УТР
СТРУ-СТРЫ-СТРА-СТРО (буква А) Слайд 19.
Задание 5. Следующее задание для тебя Баба-Яга спрятала под сиденьем стула, на котором ты сидишь. Найди и отдай его Светлане Сергеевне (говорит мышонок в презентации).
- Задание, …, такое. Я буду говорить тебе слова, а ты хлопай в ладоши, если услышишь в слове твёрдый звук Р. Будь внимательным не перепутай с мягким Р’. Баба-Яга – хитрая.
Стройка, мармелад, чемодан, рисование, покрывало, среда, аквалангист, пассажир, комар, комарик, крокодил.
Со словом крокодил составь звуковую схему слова (работа с фишками). Буква И. Слайд 20.
Задание 6.
- …, позади тебя болото. Там Баба-Яга спрятала букву. Чтобы добраться до неё, двигайся по болотным кочкам с цифрами. На каждой кочке Баба-Яга оставила табличку со словом. Нужно прочитать слово и подобрать к нему антоним, т.е. противоположное по значению слово. Желаю удачи! (говорит мышонок в презентации). Слайд 21.
Слова: плохой, мелкий, смелый, красивый, злой, ленивый, весёлый, сухой, медленный, белый. (буква Ь)
Задание 7. Слайд 22.
- Незнайка не может добраться до буквы. Помоги ему проспрягать в будущем времени предложение (говорит мышонок в презентации).
ПОЗДРАВИТЬ С ПРАЗДНИКОМ ДРУЗЕЙ И РОДСТВЕННИКОВ.
(буква Е) Слайд 23.
Задание 8.
- Подбери в тексте однокоренные слова к слову КРУГ и Баба-Яга вернёт последнюю букву (говорит мышонок в презентации). Слайд 24.
Дети сели в кружок. Снег в воздухе кружится. На экваторе круглый год жара. Числа меньше единицы часто округляют. В нашем округе много школ и детских садов. Вокруг цветут крокусы. Школьники измеряют длину окружности. Слайд 25. (буква Ж)
Итог.
- Молодец! Ты вернул все буквы. Теперь мы сможем прочитать волшебную считалочку, и вернуться из сказочной страны в школу. Слайд 26-27.
Двери в сказку закрываются
И герои сказок волшебных
С нами сегодня прощаются.
- Закончилось наше волшебное занятие.
…, тебе было интересно? Какое задание Бабы-Яги было самым сложным. Какое у тебя настроение - выбери подходящего смайлика. На нашей лесенке знаний, на какую ступеньку ты себя сегодня поставишь? Спасибо за занятие. Попрощайся с гостями, иди в класс.
12. Дополнительное задание: ПИСЬМО
- Помоги, пожалуйста, составить из слов предложения.
краска, Рая, помидор, красная, раскрасить –
акробат, цирк, арена, выступать, на –
мама, кроссовки, купила, Рома, новые –
овраг, крапива, расти, много, в –
Мышонок